Рецепты от Департамента по рыболовству
Еще никогда камчатские рыбаки не участвовали в спектакле, подобном тому, который организовал департамент по рыболовству администрации Камчатской области в преддверии дележа долей от ОДУ прибрежного рыболовства.
Средства массовой информации публикуют просто фантастические заявления руководителей рыбопромышленных компаний и цифры социально-экономического кризиса и фатальной безработицы рыбаков прибрежки, если область будет делить квоты по тому Положению, который утвержден тремя министрами и завизирован Минюстом.
Чтобы разобраться в ситуации, нужно, как любит говорить наш действующий президент страны, отделить мух от котлет или наоборот, как кому нравится.
Сначала пройдемся по газетам. Открываем "Камчатское время". Статья называется "Одна сотая процента против целого президента". Со страницы газеты на нас испуганно смотрит президент ассоциации рыбоконсервных заводов Александр Яшкин: "Прибрежка полуострова на грани вымирания. По сути, без работы на Камчатке останутся почти 20 тысяч человек".
Мы резвой прытью несемся в Союз прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий, объединяющий такие крупные прибрежные предприятия, как колхоз "Октябрь", ЗАО "Атолл-Запад", колхоз "Народы Севера", ООО "Стоун", ООО "Устькамчатрыба", Усть-Камчатскую районную ассоциацию рыбопромышленников.
В Союзе царит абсолютное спокойствие. Более того, в адрес Президента России и Совета Федерации (который тоже во все колокола бьет тревогу о дальневосточной прибрежке) направлено открытое письмо, в котором, в частности, говорится:
"Союз прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатской области и Корякского автономного округа в корне не согласен с требованием Совета Федерации РФ и администрации Камчатской области по поводу изменения Положения о распределении долей общего допустимого улова (ОДУ) прибрежного рыболовства.
Наоборот, члены Союза считают, что впервые за многие годы найден, наконец, механизм объективного, прозрачного, разумного, четкого, внятного и, главное, достаточно справедливого распределения долей ОДУ прибрежного рыболовства для традиционных рыбопользователей, устраняющих беспредел и беззаконие исполнительной власти рыбацких регионов, в первую очередь, Камчатской области, действия администрации которой по распределению рыбных ресурсов уже неоднократно были признаны незаконными прокуратурой Камчатской области и Генеральной прокуратурой РФ.
В настоящее время, чтобы обойти Положение о распределении долей ОДУ прибрежного рыболовства и выделить наибольшее количество квот для определенного, близкого к администрации области, круга предприятий, созданных в период 2002-2003 гг., администрация Камчатской области в нарушение данного Положения и Постановления Правительства РФ N 704 от 20 ноября 2003 г. сократила промысловую историю рыбопромышленных компаний с трех лет до двух, исключив из заявочных документов промысловую статистику за 2001 год. Цель данного нарушения - уменьшить количество квот и изменить качественную структуру промысловых видов в долях традиционных рыбацких предприятий, членов нашего Союза, имеющих производственный стаж от 5 до 75 лет.
Члены Союза ППРП считают, что данный механизм распределения долей ОДУ прибрежного рыболовства, который определен Положением, не нарушает конституционных прав субъектов Российской Федерации, не противоречит Концепции развития рыбной промышленности до 2020 года, не отстраняет исполнительную власть от участия в распределении этих долей, не вносит социальную напряженность, не наносит экономического вреда поселкообразующим рыбацким предприятиям и не лишает рабочих мест жителей этих поселков, а местный бюджет - налогов. А вот действия администрации Камчатской области, направленные против данного Положения, действительно, принесут традиционным рыбопользователям Камчатки несомненный вред и нарушат их права при распределении долей ОДУ прибрежного рыболовства".
Открываем следующую газету - "Рыбак Камчатки". Социально-экономическому кризису прибрежного рыболовства и будущей массовой безработице рыбаков по причине дележа квот по-московски здесь посвящен целый разворот. Названия статей говорят сами за себя: "Москве хочется и рыбку съесть и нам на шею сесть", "Накипело! "Москитный" флот переходит к решительным действиям".
Здесь же опубликован текст обращения Совета Федерации к Правительству России, в котором выделено главное: "Утверждение этого Типового положения уже привело к росту социального напряжения в указанных (рыбацких - ИК) субъектах Российской Федерации. Этот документ создает предпосылки к разрушению береговой инфраструктуры в рыболовецких поселках, сокращению рабочих мест и увеличению безработицы". Это обращение Совета Федерации инициировано сенатором от Приморского края и собственником двух рыбоперерабатывающих заводов на Камчатке - Озерновского и Тымлатского - Олегом Николаевичем Кожемяко.
Ниже опубликованы два открытых письма Президенту России и председателю Совета Федерации - одно от Редькина И.В., генерального директора рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего предприятия ООО "Витязь-Авто", а другое от генерального директора Тымлатского рыбокомбината А.Я. Литвиненко.
Суть их писем. Редькин: "Для нас, прибрежных предприятий, это положение (имеется в виду Типовое положение о распределении долей - ИК) означает смерть. Все квоты по вышеуказанному положению из прибрежных ресурсов достанутся крупным предприятиям, занимающимся океаническим промыслом. К сожалению, творцы Типового положения не учли, что прибрежные предприятия тянут на себе большую часть социальных программ, помимо того, что обеспечивают население поселков работой".
Литвиненко: "Согласно этому Типовому положению поселковые, то есть градообразующие рыболовные предприятия останутся без квот, т. к. оно учитывает интересы только крупных компаний, занимающихся океаническим промыслом".
А в Союзе прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий никто не паникует и не боится работать по Типовому положению. Связались мы и с колхозом имени Ленина - крупнейшей рыболовецкой артелью страны. И здесь тоже готовы работать по Типовому положению, которое их вполне устраивает.
Почему же, спрашиваем у руководителей Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий, столь недоволен Типовым положением О.Н. Кожемяко, хозяин Преображенской базы тралового флота, являющегося градообразующим рыбацким предприятием, и его Тымлатский менеджер А.Я. Литвиненко, почему пишет о вероятной гибели своего предприятия руководитель "Витязь-Авто" И.В. Редькин?
Причина, оказывается, весьма проста - рост и подъем Озерновского РКЗ-55 и ООО "Витязь-Авто" произошел именно в последние два года при непосредственном участии администрации области. Если исходить из Типового положения, где предусматривается трехлетняя промысловая история, то эти предприятия получат несколько меньше, чем им хотелось бы. А если администрация Камчатки добьется, чтобы при наделении долями комиссия исходила из двухлетней промысловой истории, то не только у этих двух, но и у всех компаний, которые были созданы в 2002-2003 гг., появится шанс получить значительно больше квот, чем им полагается по ПРАВУ, определенному Типовым положением.
И вот, чтобы это ПРАВО нарушить, необходимо было создать прецедент из недовольных Типовым положением рыбопромышленных компаний. И таких нашлось немало, прежде всего, из, так называемых, нетрадиционных рыбопользователей, которые не имеют промысловой истории более трех лет. Это самая крупная группа предприятий - их около полусотни. В числе обиженных оказалось также около 30 традиционных рыбопромышленных компаний, которые при наличии маломерного флота и промысловой истории по вине департамента по рыболовству администрации Камчатской области не приняли участие в заявочной компании по наделению долями от ОДУ океанического промысла и потеряли в общей сложности около 60 тысяч тонн рыбы, которые, конечно же, хотели бы каким-нибудь образом вернуть - а лучшего метода, чем отобрать эти квоты у других, еще никто на Камчатке не придумал. В числе недовольных также "москитный" флот, камчатские мотоботчики, которые при самом непосредственном участии департамента по рыболовству были лишены индивидуальной промысловой истории - их квоты были закреплены сначала за МУП "Хариус", а потом за частными компаниями.
Итак, чего же конкретно добивается областная власть, чтобы восторжествовала СПРАВЕДЛИВОСТЬ в распределении долей ОДУ прибрежного рыболовства?
Не будем фантазировать. Лучше прочитаем, что пишет временно исполняющему обязанности председателя Госкомрыболовства России заместитель губернатора Камчатской области, начальник департамента по рыболовству Александр Чистяков (N 30-041 от 05.02.2004 г.):
Уважаемый Владимир Игоревич!
Просим Вас разрешить расчет при определении долей, закрепляемых за заявителями, осуществлявшими прибрежный промысел на территории Камчатской области, производить с учетом лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов, выданных на основании приказов Государственного комитета РФ по рыболовству для прибрежного рыболовства в предыдущие два года.
Вызвано это следующими причинами. Понятие прибрежное рыболовство формировалось на протяжении 2001 года после выхода Постановления Правительства РФ N1010 от 27.12. 2000 г. (п. "г" ст. 2), когда впервые в практике рыбной отрасли России прибрежным регионам прописывалось выделять адресные квоты для поставки рыбного сырья на берег, в то время как сырец, выловленный на аукционные квоты, мог быть реализован в любом направлении. Таким образом только в 2002 г. впервые вышел приказ Государственного комитета РФ по рыболовству, распределивший квоты для прибрежного рыболовства Камчатской области. В силу специфики Камчатского региона, ее географического положения, исторических предпосылок, подавляющее большинство предприятий завязано на рыбную промышленность, чья доля в потенциале промышленного производства области составляет до 80%, при том, что основная доля трудоспособного населения занята на небольших предприятиях, занимающихся прибрежным рыболовством. В основном эти предприятия обеспечивались квотами за счет тех промышленных квот, которые выделялись области под прибрежное рыболовство в соответствии с приказами ГКР по рыболовству N101 от 01.03.2002 и N15 от 10.01.2003 г., и на аукционы возможности выходить не имели.
Данное решение с учетом остальных критериев, таких как наличие флота для прибрежного рыболовства, берегового рыбоперерабатывающего завода, истории предприятия и прочих, позволит в кратчайшие сроки принять собственное положение "о закрепляемых за заявителями долей...", даст возможность межведомственной комиссии объективно рассмотреть заявки, закрепить доли на прибрежное рыболовство между заявителями и снимет социальное напряжение в области, вызванное страхом населения лишиться работы, а также будет способствовать конструктивному взаимопониманию".
На этот запрос приходит ответ (06.02. 2002 N02-31/340) из Госкомрыболовства:
Уважаемый Александр Борисович!
В соответствии с Вашим письмом ... разъясняем, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11. 2003 г. N 704 и Типового положения о порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов определяются на основании лицензий (разрешений) на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выданных на основании приказов Госкомрыболовства России для прибрежного рыболовства, определяющих пользователей водных биологических ресурсов.
В 2001 году пунктом 2.2 приказа Госкомрыболовства России от 22.03. 2001 г. N 94 было дано указание бассейновым управлениям рыбоохраны производить выдачу лицензий (разрешений) пользователям Дальневосточного бассейна, в том числе Камчатской области, на основании предложений администрации области по объемам для прибрежного рыболовства. В 2001 году объемы для прибрежного рыболовства для Вашего региона выделялись только по Петропавловск-Командорской подзоне.
В 2002 году приказом Госкомрыболовства России от 01.03. 2002 N 101 утверждено распределение квот для прибрежного рыболовства по пользователям Камчатской области.
В 2003 году телеграммой от 31.03.2003 N 1014 в соответствии с пунктом 3 приказа Госкомрыболовства России от 10.01.2003 N 15 согласовано распределение квот для прибрежного рыболовства по пользователям Камчатской области.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российкой Федерации от 20.11. 2003 N 704 требуется обязательная поставка продукции из водных биологических ресурсов на территорию Российской Федерации, что предполагает наличие и развитие береговой переработки. Также в соответствии с Типовым положением о порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морским побережьям, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства пункт 4 "в" учитывает наличие флота для прибрежного рыболовства".
Какой же вывод можно сделать из запроса и ответа? Мы пони маем написанное так - читайте, Александр Борисович, Постановление Правительства и Типовое положение, где совершенно ясно говорится, что промысловая история предприятия - это наличие промышленных, аукционных и научно-промысловых квот, освоенных данным предприятием в течение последних трех лет. Да, в 2001 году по предложению областной администрации "объемы для прибрежного рыболовства выделялись только для Петропавловск-Командорской подзоны". Но это вовсе не значит, что остальной маломерный прибрежный флот Восточной и Западной Камчатки в 2001 году не получал лимиты, не выписывал разрешительные билеты, не вел промысел и не имеет промысловой истории. Она есть во всех прибрежных предприятиях, родившихся хотя бы на год раньше тех, что начали заниматься прибрежным промыслом в 2002-2003 годах. И любое из этих предприятий при исключении из его промысловой истории 2001 года потеряет не одну тысячу тонн рыбы из своей законной доли, которая перейдет как раз к тем компаниям, за которые так ратует и бьется департамент по рыболовству во главе с вице-губернатором, добиваясь принятия новых правил игры, ограничивающих ЗАКОННЫЕ ПРАВА традиционных рыбацких предприятий камчатского прибрежья.
Департамент по рыболовству, разумеется, понял и прокомментировал этот ответ из Госкомрыболовства совершенно иначе, чем мы (цитируем пресс-релиз областной администрации от 09.02. 04):
"7-го февраля в администрацию Камчатской области из Государственного комитета по рыболовству России поступило письмо, подтверждающее право областной администрации распределять квоты между предприятиями прибрежного промысла на основе положений, которые полностью удовлетворяют потребности рыбаков-"прибрежников".
Комментируя текст документа, начальник департамента по рыболовству вице-губернатор Александр Чистяков заявил, что доводы губернатора Михаила Машковцева были убедительными и оказались воспринятыми в Госкомрыболовстве РФ, Правительстве России (?! - ИК) и администрации Президента Российской Федерации (!?! - ИК). Здравый смысл победил. Тугой узел проблем удалось развязать. Администрация Камчатской области теперь может в кратчайшие сроки принять собственное положение о закреплении за заявителями долей, что даст возможность межведомственной комиссии объективно рассмотреть заявки на освоение квот прибрежного рыболовства. Это снимет социальное напряжение в области, вызванное страхом рыбаков-"прибрежников" лишиться работы.
Понятие "прибрежное рыболовство" формировалось на протяжении 2001 года после выхода Постановления Правительства РФ N1010. Впервые в практике рыбной отрасли России прибрежным регионам предписывалось выделять адресные квоты для поставки рыбного сырья на берег, в то время как сырец, выловленный из аукционных квот, мог быть реализован в любом направлении вплоть до зарубежья. Прибрежные предприятия в силу объективных причин не могли составить конкуренцию на аукционах крупным фирмам, ловившим рыбу и в "прибрежке", и за ее пределами, а посему в аукционах не участвовали. "Набрать очков" для щедрого наделения долями по новым правилам они просто не могли. Камчатской области разрешалось распределить квоты только в Петропавловск-Командорской подзоне в объеме приблизительно 17-ти тысяч тонн, что для области является незначительным уровнем.
Только в 2002 году впервые вышел приказ Государственного комитета РФ по рыболовству, распределивший полные квоты для камчатской "прибрежки". Именно поэтому и добивалась областная администрация права распределять доли прибрежных предприятий на основании объемов вылова, закрепленных лицензиями Госкомрыболовства в течение ДВУХ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ. Иначе вся рыба из общей доли "прибрежки" досталась бы только 5-ти крупным предприятиям, промышлявшим ранее, как в прибрежной зоне, так и в районах экспедиционного промысла".
А вот и итог - состоявшаяся 10 февраля сессия Камчатского областного Совета народных депутатов утвердила "Положение о порядке и условиях определения закрепляемых за заявителями Камчатской области долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства" в редакции департамента по рыболовству администрации Камчатской области, которая ввела в это Положение об определении и закреплении долей дополнительные условия, целиком и полностью ИСКЛЮЧАЕМЫЕ Типовым положением.
Вот что сообщило в этот день одно из дальневосточных информационных агентств:
П-КАМЧАТСКИЙ.
10 февраля. ВОСТОК-МЕДИА
Типовое положение о распределении прибрежных квот сформировано на Камчатке. Депутаты областного совета на сегодняшней сессии обсуждали этот документ, сообщает корреспондент "Восток-Медиа". Напомним, что Госкомрыболовство разрешило властям полуострова самостоятельно доработать положение с учетом уже имеющихся указаний. Как сообщил депутатам губернатор Михаил Машковцев, лимиты получат организации, которые имеют действующий флот, продают свою продукцию на территории страны, а также занимались прибрежным ловом последние два года. Кроме того, нужно предоставить ряд документов и справок. В целом, парламентарии положением остались довольны. Такое же мнение высказал депутат и глава Усть-Большерецкого района Сергей Придворев. Он сообщил, что если бы Госкомрыбаловство утвердило первоначальный проект положения, то все предприятия района остались бы без работы.
Вот так дурят сегодня рыбаков на Камчатке.
Как надурить рыбаков Камчатки
Рецепты от Департамента по рыболовству часть II
21 февраля 2004 года члены Межведомственной комиссии по наделению долями на вылов (добычу) водных биологических ресурсов заявителей Камчатской области подписали протокол.
В тот же день рыбаки Камчатки узнали о том, что их не просто надурили, а "кинули, как последних лохов", если говорить на современном жаргоне "новых русских".
Принятие Советом народных депутатов Камчатского положения о наделении долями рыбацких предприятий было всего лишь ловким отвлекающим маневром департамента по рыболовству, а основная процедура распределения квот прошла (КАК ПО МАСЛУ!!!) по третьему (виртуальному, неписаному) варианту Положения, придуманному в кулуарах департамента ее главным идеологом и организатором последующего действа - вице-губернатором Александром Чистяковым. Он сделал просто - отмел и Типовое и Камчатское положения и разделил так, как посчитал нужным. В итоге часть рыбацких предприятий Камчатки (имея прибрежный промысловый флот и трехлетнюю промысловую историю) оказались выброшенными за борт и не получили ни килограмма квот, а некоторые компании, как например, ООО "Командор", наоборот, заполучило на один МРС более 12 тысяч тонн разнорыбицы.
Первым, нужно в этом отдать ему должное, опомнился президент Ассоциации рыбопромышленников Камчатки, заместитель генерального директора ООО "Фиш Рейн", внештатный советник губернатора Валентин Калинин, дурацкое в этой ситуации положение которого было более чем очевидным. Во-первых, от такого беспрецедентно наглого распределения пострадали практически все рыбопромышленные компании, входящие в Ассоциацию рыбопромышленников Камчатки, в том числе и сам "Фиш Рейн". Во-вторых, только накануне всех этих событий президент АРК подписал письмо, полностью поддерживающее позицию администрации области по новым принципам распределения...
24 февраля в адрес врио председателя Госкомрыболовства летит письмо президента АРК о своем категорическом несогласии с теми принципами, которыми руководствовалась Межведомственная комиссия Камчатской области. В те дни в Госкомрыболовство поступили жалобы и заявления от многих камчатских предприятий - ЗАО "Камчатимпэкс" и "Акрос", колхозов имени Ленина и "Октябрь", ООО "Камчатка", "ВИФ Марин", "Навигатор", "Галис", "Маркуз", "Си-Лайнс", "Сулой", "Сибирь", "Рыболовецкая артель", "Юния", РПК "Петропавловская", ЧП С.А. Лобачев...
Но самое главное заключается все же не в этом - 19 февраля прокурор Камчатской области А.П. Войтович направляет в Камчатский областной суд заявление "О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда норм Положения о порядке и условиях определения закрепляемых за заявителями Камчатской области долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства". В этот же день прокурор области вынес председателю Межведомственной комиссии по определению долей для прибрежного рыболовства за заявителями Камчатской области - начальнику департамента по рыболовству, вице-губернатору А.Б. Чистякову ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ о недопустимости нарушения федерального законодательства и возможности привлечения его к уголовной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность субъекта федерации).
Что же сделал Чистяков - выполнил предписание прокурора и поступил по Закону? Куда там - он поступил по-своему и наделил предприятия квотами так, что многие на Камчатке до сих пор не могут опомниться - например, все крабовые квоты раздал своим друзьям-приятелям, которые краба прежде ВООБЩЕ никогда не ловили. В итоге 22 компании, входящие в круг близких к вице-губернатору, получили почти половину всех камчатских квот, а вторая половина этих квот досталась примерно 80-ти другим компаниям, доля которых в рыбной промышленности области составляет процентов... 90 (!!!), если не более.
27 февраля рабочая группа при Госкомрыболовстве рассмотрела материалы Межведомственной комиссии, предоставленные А. Чистяковым. Врио председателя Госкомрыболовства сообщил исполняющему обязанности Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председателю Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам рыбохозяйственного комплекса А.В. Гордееву: "...Госкомрыболовство России считает, что Межведомственной комиссией Камчатской области распределение долей между пользователями проведено с нарушением нормативных правовых актов Российской Федерации и требуется (будьте особо внимательны - ИК) ПЕРЕСМОТРЕТЬ (выделено нами - ИК) распределение долей между пользователями Камчатской области в соответствии с Типовым положением".
Итак, требуется пересмотреть распределение долей. Вердикт вынесен 27 февраля 2004 года.
Кто же должен произвести распределение? В соответствии с Постановлением Правительства РФ - Межведомственная комиссия, утвержденная исполнительной властью субъекта федерации. Но председатель этой комиссии не возвращается из Москвы и не собирает рабочую группу - наоборот, он остается в Москве и продолжает добиваться признания наделения долями "по-чистяковски" в самых высоких инстанциях. И не безрезультатно...
4 марта заместитель председателя Госкомрыболовства России Ю.А. Арсентьев пишет письмо заместителю губернатора Камчатской области А. Чистякову. Обратите внимание - не Бурков - Машковцеву, как первые лица, а Арсентьев - Чистякову, точно это какая-то частная переписка. И в этих частных письмах поднимаются достаточно личные вопросы - как изменить Типовое положение, как подогнать его под чистяковские тезисы и соображения, понятия и суждения, какую здесь можно найти зацепку, чтобы перевернуть это Типовое положение с ног на голову и сделать так, как этого хочет Чистяков?
И вот что пишет господин Арсентье господину Чистякову:
"Уважаемый Александр Борисович! Госкомрыболовство России рассмотрело Ваше письмо по вопросу о применении "Типового положения..." и сообщает следующее.
В соответствии с рекомендациями рабочей группы Комитета Межведомственная комиссия по определению долей для прибрежного рыболовства, закрепляемых за заявителями Камчатской области, приступила к расчету долей между пользователями Камчатской области согласно Типовому положению.
Считаем, что данное решение является конструктивным и стабилизирующим ситуацию, сложившуюся в прибрежном рыбопромышленном комплексе Камчатской области.
Однако в процессе расчета долей у Межведомственной комиссии по определению долей для прибрежного рыболовства, закрепляемых за заявителями Камчатской области, возник ряд вопросов по конкретным позициям Типового положения.
В этой связи вносим разъяснения. (Странно, а от кого получил Арсентьев эти полномочия - от Правительства, Минфина, Минэкономразвития, минюста? - ИК)
1. В случае, когда компания, имея утвержденные доли на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне России, подало заявку на получение долей для прибрежного рыболовства, к расчетам принимаются только те объемы квот, которые были получены в соответствии с приказами Госкомрыболовства России за последние три года "по прибрежному рыболовству".
2. Аукционные квоты, зачтенные при определении доли в исключительной экономической зоне России, при определении долей для прибрежного рыболовства не учитываются (во избежание двойного счета)".
А это как раз то, что и нужно господину Чистякову - снова замутить процедуру наделения долями, как это было уже осуществлено на Камчатке, и, в принципе, сохранить для своих компаний тот максимум квот, которые удалось вырвать у других камчатских предприятий.
Но не тут-то было. 7 марта в высокие московские инстанции (Президенту, Председателю Правительства, Министерство сельского хозяйства, Госкомрыболовства) уходит письмо, которое подписано президентом Ассоциации рыбопромышленников Камчатки В. Калининым, президентом Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий А. Якуниным и руководителями целого ряда рыболовецких предприятий полуострова.
"Мы представляем 74 предприятия, входящих в общественные объединения рыбаков Камчатской области, которые обеспечивают 84% добычи водных биологических ресурсов камчатским рыбопромышленным комплексом, которые являются традиционными рыбопользователями, промысловая история которых насчитывает от 5 до 75 лет. На наших предприятиях работает 12,5 тысяч тружеников моря из 14 тысяч занятых в этой сфере на Камчатке.
Наши предприятия поддержали все действия центральных органов власти, осуществляемые в стране по наведению порядка в рыбной отрасли, и с воодушевлением встретили Постановление Правительства N 704 от 20.11. 2003 года.
Это Постановление по своей значимости для рыбаков равносильно отмене крепостного права, так как мы, наконец-то, стали свободными предприятиями. Это Постановление позволяло нам трудиться не по понятиям, а по законам демократического государства, когда рыбная мафия оказалась бессильной, а рыбак получал право быть независимым от исполнительной власти, от того "оброка", который нам приходилось платить здесь, на Камчатке.
Большинство рыбацких регионов России в соответствии с Типовым Положением прошли процедуру наделения долями прибрежного рыболовства. И только Камчатка выпадает из общей системы, так как исполнительная власть делает все возможное и невозможное для того, чтобы распределить доли не так, как определено Типовым Положением, а по "понятиям", которые определены Камчатской исполнительной властью.
Теперь, к нашему удивлению, Государственный комитет по рыболовству (заместитель председателя Ю.А. Арсентьев письмом N 02-31616 от 04.03.2004 года) начал высказывать мнение в поддержку администрации Камчатской области по внесению дополнительной корректировки в процесс наделения долей - исключения из промысловой истории аукционных квот, исключения из понятия "прибрежное рыболовство" целой группы предприятий рыбацкой Камчатки, тем самым отменяя один из важнейших критериев Постановления Правительства N 704.
Мы требуем, чтобы распределение долей прибрежного рыболовства на Камчатке происходило в строгом соответствии с Типовым Положением без дополнений, изменений и корректировок ни со стороны исполнительной власти субъекта федерации, ни со стороны Государственного комитета по рыболовству.
Мы просим и намерены, если потребуется, добиваться в самых высших судебных инстанциях только одного - произвести закрепление долей в строгом соответствии с действующими нормативными актами, принятыми Правительством РФ, без всяких комментариев и дополнений. Другого не должно быть по определению, т.к. условия и порядок определения и закрепления долей квот для промышленных целей за заявителями на федеральном уровне и региональном взаимосвязаны. Эти условия были согласованы при подготовке Постановления Правительства РФ и применены во всех рыбацких регионах. Если меняется порядок определения долей на региональном уровне, необходимо отменять произведенное закрепление долей на федеральном уровне и вырабатывать, соответствующий новым условиям, порядок определения долей. Повторяем, этого намерены рыбаки добиваться в любых инстанциях. Иначе это не закрепление долей по историческому принципу, а просто очередное распределение квот без всяких правил в пользу компаний, угодных местной власти".
9 марта состоялось совещание у А.В. Гордеева, на котором камчатскому распределению долей прибрежного рыболовства снова дана была негативная оценка и поручено руководству Госкомрыболовства - В. Буркову - Ю. Арсентьеву, председателю Росрыбколхозсоюзу В. Блажко, председателю Межведомственной комиссии Камчатской области А. Чистякову привести распределение в соответствии с Типовым положением. Но Александр Борисович продолжает оставаться в Москве. И вот новый результат его "великого сидения" в первопрестольной - идея о необходимости корректировки Типового положения неожиданно (?!) находит поддержку в Минэкономразвития - 11 марта эта идея вновь озвучена на очередном совещании у А. Гордеева, теперь уже министра сельского хозяйства и рыболовства. В Минэкономразвития, породившем рыбные аукционы, вдруг взглянули на принципы распределения камчатских квот совсем другими глазами - да, аукционные квоты нужно выкидывать из долей камчатской прибрежки, чтобы избежать двойного счета.
Поэтому 12 марта рыбаки Камчатки снова собрались вместе с надеждой разъяснить чиновникам Госкомрыболовства и Минэкономразвития, что отступление от принципов Типового положения - это ПРЕСТУПЛЕНИЕ против ОСНОВНОЙ части рыбопромышленных предприятий Камчатской области во имя обогащения двух десятков "новых русских" компаний, пытающихся растащить по своим закромам камчатские рыбные ресурсы. У рыбаков есть теперь все основания называть вещи своими именами, и слово "преступление" здесь не имеет никакой эмоциональной подоплеки - 10 марта Камчатский областной суд удовлетворил в полном объеме заявление прокурора Камчатской области А.П. Войтовича "О признании противоречащими федеральному законодательству, недействующему и не подлежащими применению ряда норм Положения о порядке и условиях определения закрепляемых за заявителями Камчатской области долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства". Таким образом, предостережение прокурора о превышении начальником департамента по рыболовству, председателем Межведомственной комиссии Камчатской области, вице-губернатором А. Чистяковым о превышении должностных полномочий, получило юридическую определенность - он не только НАРУШИЛ, но и продолжает НАРУШАТЬ ЗАКОН, находя себе защитников в самых высоких инстанциях.
Собрание рыбаков Камчатки проходило в присутствии губернатора Камчатской области М.Б. Машковцева и, не смотря на это, рыбаками (представителями двух десятков обделенных распределением "по-чистяковски" компаний) было подписано письмо, в котором давалась резко негативная оценка роли в этом распределении и принципам дележки со стороны администрации Камчатской области.
"07.03.2004 года собрание рыбаков Камчатки направило в Ваши адреса свое требование о неукоснительном выполнении Типового положения о наделении долями на вылов (добычу) водных биологических ресурсов прибрежного рыболовства предприятий Камчатской области. В этом письме говорилось также о прямом шантаже Правительства РФ со стороны администрации Камчатской области по поводу социально-экономической напряженности на полуострове в связи с исполнением Типового положения, утвержденного Минэкономразвития, Минфином, Госкомрыболовства и прошедшего регистрацию в Минюсте РФ.
Заверяем Вас - это прямая ложь и политическая спекуляция со стороны администрации области. Рыбаки Камчатки - все, кто поставил свои подписи под этим обращением, говорят Вам об обратном - социальная, политическая и экономическая напряженность на полуострове возникла только в связи с НЕИСПОЛНЕНИЕМ администрацией Камчатской области Постановления Правительства РФ N 704 от 20.11. 2003 г. и Типового положения о наделении долями на вылов (добычу) водных биологических ресурсов прибрежного рыболовства, так в течение более двух месяцев производственная деятельность прибрежных рыбопромышленных предприятий парализована в результате незаконных действий администрации Камчатской области.
Более того, администрация Камчатской области вовлекла в эту политическую и экономическую аферу депутатов Камчатского областного Совета, которые приняли 10 февраля 2004 года вразрез с Типовым положением Камчатское положение о наделении долей, отмененное 10 марта 2004 года Камчатским областным судом по протесту прокурора Камчатской области А. Войтовича. Но первичное распределение долей, утвержденное Межведомственной комиссией Камчатской области, проходило даже не по Камчатскому Положению, утвержденному депутатами области, а по положению, разработанному департаментом по рыболовству администрации Камчатской области, возглавляемом вице-губернатором А. Чистяковым. Это распределение НЕЗАКОННО, и мы, рыбаки Камчатки, требуем, чтобы оно было ОТМЕНЕНО, а наделение долей было произведено в строгом соответствии с требованиями Типового положения.
Но, как нам стало известно, вице-губернатор Камчатской области, несмотря на наше обращение к Вам 07.03. 2004 г., используя письмо заместителя председателя Госкомрыболовства Ю.А. Арсентьева (N 02-91/616 от 04.03.2004 г.), все же продолжает добиваться в Москве корректировки Типового положения в соответствии с собственными понятиями о наделении долями по прибрежному рыболовству камчатских предприятий, и находит даже некоторую поддержку у чиновников Госкомрыболовства и Минэкономразвития.
В связи с этим считаем своим долгом дополнительно заявить к письму от 07.03. 2004 года:
1. Квоты прибрежного рыболовства выделены для субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, а также в связи с приоритетным правом населения (рыбаков) данного субъекта федерации на использование этих ресурсов. Эти квоты составляют 20 процентов от объема допустимого улова, выделенных в исключительной экономической зоне РФ, на шельфе и в территориальном море. Поэтому в заявочной кампании имеют право участвовать все рыбацкие предприятия Камчатской области, имеющие соответствующий приказам Госкомрыболовства промысловый флот для прибрежного рыболовства и промысловую историю данного типа судов. Какие-либо ограничения в этом вопросе являются нарушениями конституционных прав населения приморских регионов и не могут быть основанием для корректировки Типового положения.
2. В соответствии с разделением квот на "океанические" и "прибрежные" рыбацкие предприятия, участвовавшие в заявочной кампании на получение долей океанического рыболовства на основе приобретенных этими компаниями в 2001-2003 г.г. аукционных квот, только ЧАСТИЧНО использовали это свое право, так как 20 процентов от общего объема допустимого улова перешло в разряд "прибрежных" квот и потому предприятия, получившие свою долю от аукционных квот в океаническом рыболовстве, имеют полное право получить оставшуюся часть этой доли в прибрежном рыболовстве. Более того - некоторые промысловые виды рыб (треска, терпуг, камбала) в значительной части (от 30 и до 100 процентов) отнесены к прибрежному рыболовству. Промысел крабов в 2001-2003 и трески в 2003 году ПОЛНОСТЬЮ производился на основе аукционных квот, так как промышленных квот на эти объекты в тот период времени не выделялось. Поэтому не может быть и речи о какой-либо корректировке Типового положения в части аукционных квот, так как это может нанести значительный экономический ущерб предприятиям.
И последнее. Мы, представители рыбацких предприятий Камчатки, прекрасно понимаем, что исполнительная власть Камчатской области делает все возможное и невозможное для незаконного и максимального наделения квотами приближенных к этой власти компаний за счет наших предприятий. Постановление Правительства РФ N 704 и Типовое положение установило твердые, понятные, прозрачные и равные для всех рыбаков правила наделения долями океанического и прибрежного рыболовства рыбацких предприятий, и мы требуем неукоснительного соблюдения этих правил, как это было уже осуществлено ВО ВСЕХ других рыбацких регионах за исключением Камчатской области и Корякского автономного округа. Нам есть, что терять в результате несправедливого распределения этих долей, и мы готовы обжаловать незаконное согласование материалов Межведомственной комиссии Камчатской области и внесение в Типовое положение дополнительных корректировок об ограничении наших законных прав, в российских и международных судебных инстанциях. Считаем, что внесение каких-либо дополнительных корректировок и изменений в Типовое положение, связанное с наделением долями заявителей Камчатской области, - это прямое превышение полномочий не только вице-губернатора Камчатской области А. Чистякова, по поводу действий которого уже вынесено официальное предостережение прокурора Камчатской области, но и чиновников федерального уровня, определяющих сегодня судьбу наших предприятий".
Губернатор на этом собрании пытался защитить себя и своего рыбного заместителя. Увы, это был жалкий лепет. Рыбаки били его фактами, а губернатор уходил от прямого ответа, юлил, стращал, говорил откровенную неправду...
Он читал письмо заместителя Генерального прокурора, который, якобы, выступил в защиту субъектов федерации и их права вносить свои изменения, дополнения в Типовое положение.
Рыбаки смеялись и цитировали ответ В. Колесникова: "Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно разрабатывать соответствующие положения с учетом обязательных к исполнению требований, содержащихся в Типовом положении". Вот вы и выполняйте то, что ОБЯЗАТЕЛЬНО К ИСПОЛНЕНИЮ!
Губернатор утверждал, что в первую очередь нужно было обеспечить сырьем рыбоперерабатывающие заводы, производящие лучшую на Камчатке продукцию. Поднялся частный предприниматель С.А. Лобачев - почему же тогда моему заводу и моему прибрежному промысловому флоту, имеющему более чем трехлетнюю историю, не выделено ни килограмма квот? Губернатор ничего вразумительного предпринимателю Лобачеву ответить не смог - он просто этого не знает. Как не знает этого никто на Камчатке, в Москве и во всей России кроме одного человека - Александра Борисовича Чистякова, который лично выкинул из списка заявителей целую группу предприятий, имеющих ВСЕ законные права на получение своих долей. А почему "Командору" на один МРС выделено 12 с лишним тысяч тонн квот? Потому что это очень хороший завод. И опять в ответ язвительный смех - почему же этот хороший завод выпускает такую некачественную продукцию?!
И таких примеров, когда в ответ на слова губернатора, выражающие его позицию и его понимание сути рыбной отрасли, раздавался язвительный и горький смех рыбаков, можно было бы привести немало. Стоит ли?
Губернатор, конечно же, не знает, почему компания "Имлан", имея один БМРТ и не имея ни маломерного флота, ни берегового рыбоперерабатывающего предприятия, отхватила от прибрежки три с лишним тысячи тонн разнорыбицы? Каким "чудом" оказалась среди заявителей компания "Лунтос"? Когда успели стать крупными прибрежными предприятиями недавние торговцы "сникерсами" "Самотлор-рыба" или "Витязь-Авто"? И множество других вопросов...
Разговор продолжался два часа и был, по сути, пустым, то есть беспредметным - ни одна из сторон не видела путей для компромисса, для союза, даже для взаимоуважения, хотя рыбаки и пытались объяснить своему губернатору элементарные с их точки зрения понятия... Нет, мосты были сожжены - и потому у сторон не было понимания. Губернатор и избравший его народ (рыбаки) говорили на разных языках. "Вами руководят, - сказал губернатор, - извините за прямоту, шкурные интересы: своя рубашка ближе к телу..." Им же руководят высшие материи во имя высших интересов всех жителей Камчатки. И хотя один из присутствующих на собрании высказался за организацию новой встречи с губернатором, охотников что-то не нашлось, хотя не так давно желающих встретиться и поговорить с губернатором о проблемах рыбной отрасли полуострова было много. Видимо, дефицит доверия к власти исчерпан, и рыбаки со всей для себя очевидностью поняли, наконец, что губернатор не только не владеет ситуацией в рыбной отрасли, но и не хочет ею владеть, передав всю полноту исполнительной власти А. Чистякову.
Губернатор пришел на это собрание не для того, чтобы слушать рыбаков, он пришел им сказать - ЧИСТЯКОВ АБСОЛЮТНО ПРАВ И НАМ БЕЗРАЗЛИЧНО ВАШЕ МНЕНИЕ! Как и предостережение прокурора области, и решение Камчатского областного суда: "Прокурор - это еще не Закон". "Решение суда мы будем обжаловать".
От вопросов: "Почему, Михаил Борисович, вы оставили нас без рыбы, без работы, без зарплаты", - губернатор области попросту отмахнулся...
Сергей Вахрин
www.fishkamchatka.ru
25.03.2004