16 марта 2007
3857

Как заставить деньги работать

Очередное заседание Центра социально-консервативной политики в минувшую субботу, 28 января, было посвящено проблемам развития фондового рынка в России. Открывший заседание начальник Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ аппарата Госдумы Юрий Шувалов отметил: "Сегодня мы хотим обсудить вопрос развития финансового рынка в России. Понимаем, что это является чрезвычайно важным направлением, стимулирующим экономический рост, неотъемлемой частью новой экономики, которая сейчас в России имеет все возможности для бурного развития. Это одно из направлений для создания условий для инвестиций в российскую экономику".

Скорее хорошо, чем плохо

Позицию Федеральной службы по финансовым рынкам можно охарактеризовать так: все не так уж и плохо, скорее даже хорошо, тенденции - еще лучше, но есть отдельные недостатки, и ФСФР с ними борется. Примерно таким образом звучало выступление заместителя руководителя ФСФР Бембя Викторовича Хулхачиева, представившего участникам ЦСКП объемный документ под названием "Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006- 2008 годы".

По словам Хулхачиева, состояние финансового рынка внушает оптимизм. Наблюдается устойчивая тенденция роста сделок. Если прежде большая часть сделок с российскими акциями проходила на зарубежных биржах (в пропорции 80 на 20), то теперь это соотношение составляет примерно 50 на 50, рассказал заместитель руководителя ФСФР. И вообще на российском финансовом поле все растет, и весьма буйно. Итак, растут доля иностранных инвестиций, активы инвестиционных фондов и активы банковской системы, капитализация рынка ценных бумаг увеличилась в 8 раз

Однако есть и проблемы. Например такие: несмотря на высокие темпы развития отечественного финансового рынка, многие российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают его институты в качестве основного механизма привлечения инвестиций в производство.

Основным их источником для компаний по-прежнему остаются либо собственные средства, либо банковские займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Кроме того, значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении, попадая, таким образом, под иностранную юрисдикцию. Зачастую также долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно

Не все так просто

Как следовало ожидать, позиция представителей Правительства РФ в лице руководителей Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) во многом не совпала с мнением участников встречи со стороны Центра социально-консервативной политики. Отличную от позиции ФСФР точку зрения озвучил председатель Комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский . И из его слов выходило, что развитие финансового рынка России и прежде было, и остается небезоблачным. Причем с сохранением концептуальной ошибки, которая была заложена много лет назад. По мнению Плескачевского , когда в начале девяностых годов финансовый рынок у нас только начинал зарождаться, сразу же, естественно, встал вопрос о его регулировании. К сожалению или нет (это рассудит время), разные сегменты этого рынка были розданы разным регуляторам.

А поскольку они не просто регулировали, а строили это регулирование, то они, по мнению депутата, построили полностью асинхронные между собой и действующие отдельно друг от друга страховой, банковский, фондовый, пенсионный, ипотечный рынки. Та же ипотека у нас, например, не инструмент политики потребительского кредита, как во всем мире, а инструмент жилищной политики.

А пенсионная система, опять же в отличие от остального человечества, не является инструментом финансовой системы, а входит в систему инструментов социальной политики. Такая ведомственная чересполосица, полагает парламентарий, как раз и приводит к тому, что свободные деньги в стране, сколько бы их ни было, не являются инструментом развития не только финансового рынка, но и экономики в целом.

А если еще прибавить сюда и то, что емкость финансового рынка по отношению к ВВП у нас в 2,7 раза ниже, чем в развивающихся странах, и почти в 6 раз ниже, чем в развитых, то можно говорить о том, что в России пока создан лишь макет такого рынка.

Что надо сделать для перехода от макета хотя бы к модели? Как полагает Виктор Плескачевский , надо для начала решить две проблемы. Первая - сломать действующую систему локальных регуляторов финансового рынка и создать некий общий мегарегулятор. Кстати, в документах, представленных на обсуждение ФСФР, есть попытка решить эту зада чу, хотя, полагает парламентарий, по ряду причин и не очень удачная. А вторая - необходимо создание национальных аккумуляторов капиталов, то есть отечественных компаний, которые способны были бы стать национальными инвесторами, ибо количество тех, что есть, ничтожно мало по сравнению с тем, что нужно стране.

Что может сделать ЦСКП

Из хода обсуждения участниками Центра социально-консервативной политики можно было сделать вывод, что проблема развития национального финансового рынка становится одним из приоритетных направлений ускорения экономического роста.

Однако, по оценке многих выступающих, то, что представлено в материалах ФСФР - "Стратегии" и приложенном к ней плане мероприятий по ее реализации,- является решением по большому счету тактических вопросов.

По-прежнему сохраняется разновекторная направленность усилий, в то время как в этой сфере экономики необходим системный подход. Так, депутат Андрей Буренин привлек внимание собравшихся к вопросам финансовой отчетности. "Содержательный аспект отчетности, а не только ее открытость - это то, что лежит в основе финансовых рынков ". Депутат выразил желание иметь такие стандарты отчетности, которые реально помогали бы принимать инвестиционные решения.

Да, министерствам и ведомствам порой сложно договориться друг с другом. И здесь, отмечали ряд выступающих, в связи с масштабностью и важностью задачи роль инициатора и координатора многих действий могла бы сыграть партия "Единая Россия".

А непосредственно Центр социально-консервативной политики мог бы взять на себя проработку вопросов налогообложения операций, которые связаны с финансовым рынком его участников. Это насущная необходимость, отмечали выступавшие на заседании, если мы действительно хотим создать такие условия функционирования финансового рынка в России, которые по базовым принципам не уступали бы международным.


Парламентская Газета. Москва.

2 Февраля 2006 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован