14 декабря 2009
3737

`Какие реформы ещё надо провести, какой должен быть кризис, чтобы терпение у людей лопнуло? Никто не знает. Но все этого боятся`

Как Вы считаете, возможны ли массовые выступления (протесты) в Вашем городе (районе) против падения уровня жизни населения в период экономического кризиса?

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре такие выступления возможны. Думаю, первыми будут работники предприятий жилищно-коммунального комплекса всех муниципальных образований Югры. Основная причина - низкая заработная плата и система управления ею, без каких-либо перспектив в ближайшие годы, когда никто из участников этого процесса не может принять стратегическое решение или хотя бы обозначить ответственное направление. Доля зарплаты в тарифах ЖКХ катастрофически падает и стремится к нулю за счёт роста тарифов на электроэнергию, газ и другие энергоносители при общем ограничении роста всего тарифа. В ближайшие годы стоимость одного киловатт-часа электроэнергии увеличится в два раза, а газ вообще подорожает в несколько раз. За оборотные средства и энергоресурсы надо платить полным рублём, а вот за труд, такой же рыночный товар, оказывается можно и не платить. Профсоюзные лидеры несут за это ответственность перед своими членами. Нет организованности, настойчивости и последовательности, профсоюзов не слышно и не видно. Проблема зарплаты зажата с трёх сторон: субъектами, которые непосредственно и по долгу службы заняты в этом процессе, политическими заявлениями разных уровней, получателями услуг - жителями Югры. Они-то точно никогда и никому не поверят, что в существующих "космических" коммунальных платежах нет места для зарплаты простым работникам, и что она самая низкая в автономном округе. Только ленивый не участвует в обсуждении, советах и регулировании коммунального комплекса. Сегодня необходим работающий механизм повышения эффективности управления заработной платой работников жилищно-коммунального комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с соответствующей обновлённой нормативной базой и одним ответственным координатором. Радует одно, что все заинтересованы в достойной зарплате коммунальщиков, понимают насколько это важно не только для каждого работника но и и для всего комплекса.

Прокомментируйте результаты экспертных опросов, проведенных в феврале и октябре 2009 года. График N1

Результаты опросов по динамике и направлениям совпадают и отражают стабильное социально-экономическое развитие автономного округа в сложных современных условиях с учётом эффективно принимаемых антикризисных мероприятий органами государственной власти Югры, муниципалитетами, ответственными работодателями и общественными объединениями. При этом нельзя не отметить самих жителей, их понимание ситуации и всю нецелесообразность "раскачивания лодки". Сказывается и традиционная терпимость, и нерешительность при отстаивании своих прав при полном доверии к тем, кто за это отвечает.

Никто не может сказать, какие реформы ещё надо провести, какой должен быть кризис, чтобы терпение у людей "лопнуло". Коммунизм строили - терпели, капитализм строим - терпим, кризисы - терпим, может, это признак ума или чего-то другого? Единственное, чего многие боятся, так это окончание терпимости, и, может, поэтому мы об этом говорим. Результаты опросов, когда даются ответы - "массовые выступления людей невозможны, маловероятны и возможны", указывают на активную жизненную позицию югорчан, их почти 98%. Надо полагать, сказывается и продуманная информационная политика.

Конечно, представленные результаты не отражают многих моментов, нельзя успокаивать себя хорошей динамикой или результатами, скорее это стимул к работе и движению вперёд.

По Вашему мнению, что должны предпринимать органы власти для предотвращения массовых выступлений граждан? На что им обратить особое внимание?

Массовые выступления, когда они проводятся в рамках законодательства, пусть не пугают власть, не нужно предотвращать подобные проявления гражданской активности, или что-то делать особенное, чтобы их не было. Мы строим одно общество, определены цели, задачи, есть планы, механизмы, ответственные структуры и лица. Не всё получается, как хочется, путь тернист, но это путь вперёд. Больше пугает общество, которое молчит. Человек с лозунгом на площади, с активной жизненной позицией, способный задать вопрос, поспорить, вселяет больше оптимизма, чем молчащий и разговаривающий с телевизором.

На что обратить внимание власти?

1. После кризиса сохранить активность и последовательность на рынке труда, придав больше внимания фундаментальности принимаемых решений и их выполнению. Содействовать устранению причин, мешающих работе механизмов между работниками и работодателями, способствовать изучению и внедрению опыта иностранных фирм в области организации условий и охраны труда. Особое внимание необходимо уделить подготовке высококвалифицированных кадров, держать на контроле рассмотрение трудовых споров и обращений, особенно коллективных, уходя от отписок и необходимости обращаться в вышестоящие инстанции.

2. Есть предложение, чтобы представители бизнеса, работодатели и государство поделились на определённых условиях своей долей собственности с представителями трудовых коллективов - профсоюзами. Сейчас как раз удобный момент. В этом случае представитель работников организации сможет входить в состав правлений или советов директоров, участвовать в принятии стратегических решений и солидарно отвечать своей долей акций за принимаемые решения. Пора переходить от страха к совести работников, к их осознанной ответственности за результаты и условия труда, к их гражданской позиции, патриотизму. Какая-то доля собственности должна активно участвовать в построении гражданского общества, цементировать его, а не быть до бесконечности объектом только продаж и спекуляций на фондовых рынках. Работники устали от побед олигархов и не хотят быть чем-то сопутствующим, оставаясь голодранцами. Они не хотят делать вид, что с ними считаются.

3. Незамедлительно приступить с привлечением работодателей и общественности к изучению складывающихся ситуаций в некоторых моногородах Югры. Сегодня появляются некоторые тревожные симптомы, как-то падение и без того небольших объёмов добычи нефти, роста её себестоимости, большого количества увольнений с градообразующих предприятий, не попадающих под классификацию массовых, проблемы с трудоустройством молодых людей.

4. Стараться уходить от некоторых средних статистических показателей при публичных высказываниях, особенно в доходах и заработной плате, которые выгодны богатым, унизительны бедным и устраивают власть.

5. Обратить внимание на общественные объединения и некоммерческие организации как институты гражданского общества, которым государство запретило оказывать какую-либо помощь. При этом, проявив непоследовательность, оно создаёт институт Общественных палат с гарантированным бюджетным финансированием, прекрасно понимая, если прекратить закачку денег, то в этот же день структуры развалятся. Такая избирательность настораживает. По логике вещей структуру всех общественных объединений - Общественную палату должны финансировать сами общественные объединения. А если и помогать, то всем общественным организациям на начальном этапе и с определёнными льготными механизмами. Мы же, не развивая, введя ещё и запреты, рапортуем о построении гражданского общества. Первые же оценки, например, участия национальных диаспор в миграционной политике показали, что ожидания многих были преувеличены. Чтобы влиять и участвовать, для этих структур необходимы работоспособные исполнительные органы и условия, которых попросту нет.

6. Пора выводить на ТВ и в другие СМИ человека труда, формировать тем самым в людях уверенность в завтрашнем дне. Мы хотим видеть человека с активной жизненной позицией, чтобы не бояться говорить правду.

www.admhmao.ru

14.12.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован