Владимир Александрович, что такое Калининградская область сегодня? Регион ассоциируется в большей степени со словом "проблема" или "перспектива"?
Действительно, мы привыкли говорить о Калининграде в контексте выражения "калининградская проблема". А я всегда говорю, что Калининград - это шанс. Он может стать выставкой русского капитализма, русского экономического чуда.
Калининград сегодня - один из самых интересных и перспективных регионов страны. Тут было бы нелишним вспомнить историю. Калининградская область - это бывшая Восточная Пруссия, до Второй мировой войны один из наиболее богатых регионов Германии. В частности, с великолепно развитым сельским хозяйством. Земли вокруг нынешнего Калининграда давали самые большие урожаи и самую качественную пшеницу. Это такой европейский рай. Прекрасная земля, очень мягкий климат, сосновые рощи, изумительно красивые города. Одни из лучших курортов в Европе были на Балтийском море, в Восточной Пруссии.
Надо упомянуть и об уникальном расположении области. С одной стороны Польша, с другой - Литва, близко Белоруссия и Россия. Балтийское море, а через него - и вся Скандинавия. Балтика вообще один из самых развитых регионов мира. В Балтийское море выходят три скандинавские страны, Германия, Россия, Польша. Все рядом. А Калининград находится в сердце Европы, в сердце Балтийского региона. Кроме того, это перекресток дорог с северо-запада России в сторону Польши и Европейского союза. Еще до Второй мировой войны там проходил транспортный коридор в Германию и Россию. В самом Калининграде прекрасный порт, рядом с литовской Клайпедой, и в последние годы он работает очень успешно.
В Калининграде проживает порядка 900 тысяч человек. Регион по территории небольшой, но исключительно выгодно расположенный, у него очень интересные соседи, и сейчас там живет достаточно много народа. Его вполне можно сопоставить с Эстонией, ведь это целая страна. По последним рейтингам, Эстония стоит на первом месте по конкурентоспособности, по отсутствию коррупции. По темпам экономического роста она в прошлом году заняла первое место в Европе.
А что можно сказать об экономическом положении региона?
По темпам развития Калининградская область в среднем опережает общероссийские. Там огромное количество иностранных и почти две тысячи совместных предприятий, в основном с Литвой и Польшей. За последнее десятилетие появились совершенно новые производства. Например, автосборочное: BMW, Hammer. Очень хорошо развивается пищевая промышленность, собирают телевизоры, делают мебель. И если в советское время экономику области поддерживали в основном морепродукты, машиностроение, в том числе ВПК, и в меньшей степени сельское хозяйство, то сейчас экономика Калининграда довольно сильно изменилась с точки зрения структуры, и область развивается более чем успешно.
Понятно, что на фоне соседей ситуация там не слишком радужная. То есть хуже, чем в среднем по Литве или Польше. Тем не менее область развивается более динамично, чем большинство российских регионов. Так что лучше говорить не о проблеме, а о том, что у области прекрасные перспективы и огромный потенциал. Она в течение нескольких лет вполне может стать самым привлекательным регионом России. Если грамотно этим потенциалом распорядиться. Кроме того, в последние несколько лет федеральный центр стал уделять более пристальное внимание Калининграду. В 2001 году была принята Федеральная целевая программа развития Калининградской области. На это идут большие деньги. В 2002 году из федерального бюджета было выделено, по-моему, более 800 миллионов рублей. И они довольно грамотно распределяются. Например, достраивается ТЭЦ-2, которая даст электроэнергию региону и сделает его менее зависимым от иностранных поставщиков. Идут инвестиции в канализацию, водоснабжение, дороги, мосты, вкладываются деньги в пограничные переходы. Эта программа вообще одна из крупнейших федеральных целевых программ.
Но такое оживление интереса со стороны центра наблюдается только в последние годы.
Конечно, главный импульс - расширение Евросоюза. Поняв, что в 2004 году оно все же произойдет, Москва стала обращать внимание на Калининградский регион и увидела там массу проблем. Было принято политическое решение повысить экономический потенциал области. То есть импульс пришел извне.
Допустим, Владимир Рыжков стал губернатором Калининградской области. Чем бы он занялся в первую очередь?
Я очень хорошо знаком с нынешним губернатором области Владимиром Егоровым и отношусь к нему с большим уважением. Мне кажется, руководство области и так достаточно правильно формулирует приоритеты. Оно видит будущее Калининграда, во-первых, в том, чтобы превратить регион в деловой центр с максимально комфортабельными условиями для бизнеса. Есть действующий закон 1995 года о Калининградской области как особой экономической зоне. Он работает, и во многом успехи области обусловлены его наличием. Это и таможенные, и налоговые льготы. Автосборочное и многие другие производства возникли благодаря тому, что стало возможным ввозить в область комплектующие, собирать там конечный продукт, вывозить беспошлинно в Россию и продавать. Поэтому как регион, льготный для бизнеса, для инвестиций, он вообще очень привлекателен.
Уже несколько лет идет работа над новым законом об ОЭЗ для Калининградской области. Герман Греф недавно в очередной раз заявил о том, что Калининград должен иметь особый налоговый и таможенный режим. Я с этим вполне согласен, потому что это действительно эксклав для России. Территория, не имеющая общих сухопутных границ с остальной частью страны, должна иметь особый режим. В этом смысле политика местных властей правильная.
Второй приоритет руководства области - Калининград должен быть пилотным регионом в сотрудничестве с ЕС. Это абсолютно правильная постановка вопроса, потому что Калининград сейчас со всех сторон окружен Евросоюзом, как Швейцария. В силу этого регион очень сильно отличается от остальной России. По соглашению России и ЕС пассажирский транзит поездом из Калининграда в Россию сейчас возможен без визы по особому проездному документу. И если в России загранпаспорта имеют 10 - 15% граждан, в Калининградской области - около 50%. И люди продолжают активно получать эти документы, потому что для них загранпаспорт - необходимое условие нормальной жизни. Люди гораздо чаще ездят в Польшу или Литву, чем в Большую Россию. Молодежь гораздо лучше знакома с Польшей, Германией или Литвой, чем с Москвой. Регион очень специфичен, поэтому пилотное сотрудничество России и ЕС - хорошая идея для Калининграда.
А какие наработки по проблеме есть у комитета "Россия в объединенной Европе", который вы возглавляете?
То, о чем я говорю, и есть наши наработки. Совместно с администрацией региона, областным советом, Минэкономразвития, экспертами мы уже более трех лет занимаемся этой темой. И все это время мы настаиваем на том, что наряду с Россией вливания в регион должен увеличить и Евросоюз. Совсем недавно прошло сообщение, что Брюссель выделяет деньги на канализацию и водопровод в Калининграде. Деньги небольшие, но важен сам факт, что ЕС в какой-то степени тоже рассматривает Калининград как регион пилотного сотрудничества.
Еще один приоритет нынешней администрации - туристическо-рекреационные возможности Калининграда. Даже во времена рейха Кенигсберг и Восточная Пруссия имели репутацию одного из лучших курортов Европы. Мы все знаем Юрмалу, но я хочу вас заверить, что Куршская коса со стороны Калининградской области не хуже, а может, даже лучше Юрмалы. Заповедный край неземной красоты. Не случайно туда уже пошли большие инвестиции из Москвы, Петербурга. Строятся гостиницы, рестораны. Это очень перспективное место для туристических целей.
Нельзя забывать и о том, что Калининградская область - база Балтийского флота России. Там сосредоточено огромное количество военных, большое количество моряков. Это не нужно воспринимать как проблему. Это просто факт, реальность. Балтийский флот - такая же реальность, как черноморский. Итак, есть четыре приоритета: развитие бизнеса и благоприятного бизнес-климата, пилотный регион сотрудничества России и ЕС, туристическо-рекреационный комплекс, база Балтийского флота. Все эти моменты нужно грамотно сочетать. Что касается отношений России и ЕС, комитет "Россия в объединенной Европе" уже давно предлагает подписать специальное соглашение по Калининграду. Оно могло бы включать в себя приграничное сотрудничество с ЕС, облегчение визового режима, совместные инфраструктурные проекты, в частности, развитие калининградского порта, дорог, транспортных коридоров с прибалтийскими государствами и остальной частью Евросоюза.
Насколько реально такое сотрудничество? Не представляет ли Калининградская область опасности для ЕС с точки зрения уровня жизни?
Нет, напротив, Евросоюз заинтересован в том, чтобы уровень жизни в области постепенно сравнялся с уровнем жизни в Восточной Европе. Там, наоборот, видят опасность в том, чтобы Калининградская область оставалась недоразвитой по меркам ЕС. Прогресс есть. Во время последнего саммита Россия - ЕС в Брюсселе была создана рабочая группа по Калининграду, которая сейчас как раз готовит предложения по дальнейшему развитию области, решению определенных проблем. Может быть, пройдет год или два, и мы выйдем на подписание специального соглашения с ЕС. По крайней мере, группа создана, и она работает.
Но не все же так радужно. Остается огромное количество проблем. Чего стоит тот же транзит...
В любом регионе существует масса проблем. Может, в Москве их даже больше, чем в Калининграде. Действительно, есть проблема транзита. Хотя в глобальном плане она была решена (сегодня граждане России могут свободно ездить по специальному проездному документу туда и обратно), но пассажиропоток сократился. Ведь в любом случае это бюрократия. Нужен паспорт, нужно долго ждать. Гораздо проще сесть в самолет и долететь до Москвы или Петербурга, чем стоять в кассах и добиваться получения документов.
Есть проблемы по грузовому транзиту. Они до конца не урегулированы. В частности, мы спорим с европейской и литовской сторонами по тарифам. Мы считаем их завышенными. Наши оппоненты отмечают, что тарифы соответствуют общеевропейским стандартам.
До конца не решен вопрос с военным транзитом - нужно пушки, снаряды возить туда-сюда. Пока все это происходит по временным договоренностям, но необходимо принять постоянное решение.
Есть огромное количество проблем, связанных с тем, что мы сами до конца не знаем, чего хотим. Я уже говорил, что лет пять разрабатывается закон об особой экономической зоне, и до сих пор нет по нему окончательной ясности. Никак не можем решить, то ли рассматривать как такую зону всю Калининградскую область, то ли делить ее на какие-то внутренние зоны или рассматривать зону не как территорию, а как режим деятельности предприятий. Непонятно, кто будет управлять этой зоной. Калининградская администрация настаивает на том, чтобы зоной управляла сама область. Свои притязания есть у Минэкономразвития. Я считаю, что все решения должны приниматься на месте. Главная проблема заключается в том, что федеральный центр никак не определится по принципиальным вопросам развития области. Мне кажется, что у администрации, у Калининградского областного парламента есть обо всем очень четкое представление: договор с ЕС, договор об ОЭЗ и уже перечисленные выше направления. У федерального правительства в лице Минэкономразвития, которое курирует этот вопрос, пока такой ясности нет. Нет никаких вопросов с правовым статусом, все споры сейчас идут о нюансах. Но принципиально важных нюансах.
На мой взгляд, это действительно особый регион, в котором должен быть особый налоговый и таможенный режим, благоприятствующий развитию бизнеса. Должен быть договор с ЕС, в том числе предусматривающий особый визовый, таможенный и пограничный режим. Мы выступаем за максимальную самостоятельность Калининградской области. Чем более либеральное решение будет принято, тем быстрее область будет развиваться, тем более успешной окажется эта история.
Есть ощущение, что федеральный центр пока спускает вопросы на тормозах. Будто хочет дождаться следующих губернаторских выборов, чтобы назначить своего человека и таким образом прекратить все споры с местными властями.
Ну, для начала, я не понимаю, какие могут быть претензии к Владимиру Егорову. Он всей душой болеет за Калининградскую область, компетентен и прекрасно знает проблемы и пути их решения. Так что я от добра добра не искал бы, если говорить о руководителе области. Но, действительно, есть такое впечатление, что центр спускает на тормозах. Потому что здесь много ведомственных интересов, интересы военных, моряков, пограничников, московских экономических ведомств, ФСБ, наконец. В результате возникает определенное напряжение. Политика "давить и не пущать" провоцирует сепаратистские настроения. Есть в Калининградской области такая Балтийская партия, активисты которой говорят о том, что Россия-де не дает Калининграду развиваться. То есть чем дольше федеральный центр будет тянуть с принятием решений, чем больше будет вот такой глупой жесткости, тем сильнее в Калининграде будут такие настроения. На сегодняшний день их там практически нет. Только 1 - 2% калининградцев думают, что неплохо бы пуститься в самостоятельное плавание. Большинство жителей области - убежденные россияне, сторонники единой и мощной страны. Тем более надо дать им возможность развиваться, предоставлять определенные послабления, связанные с особым статусом региона. Тем самым мы только укрепим Россию.
То есть центру даже не надо делать каких-то радикальных шагов, нужно просто прислушаться к тому, что говорят местные власти?
Конечно. Я бы сейчас рекомендовал федеральному правительству, Минэкономразвития максимально пойти навстречу предложениям Калининградской области. Комитет очень давно и плотно работает с Калининградом. Там очень разумные и патриотически настроенные люди, выдвигающие рациональные предложения, которые, несомненно, пойдут на пользу делу.
Когда в последний раз калининградская тема поднималась в Госдуме?
Пару лет назад Дума приняла специальное постановление, в котором была выражена точка зрения, что Калининградская область - очень перспективный регион. Дума сделала много для решения этого вопроса. Она ратифицировала договор о границах с Литвой, договор о реадмиссии, все договоренности по транзиту. Так что с правовой точки зрения вся база подготовлена. Нет никаких спорных вопросов с Литвой, Польшей. Все дороги открыты. Сейчас нужно сделать три вещи. Первое: "додавить" Евросоюз до подписания соглашения по Калининграду. Пока там считают, что можно работать и в рамках существующего соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Второе: согласовать и принять закон об особой экономической зоне. Третье: продолжать финансировать федеральную целевую программу по области. Достроить ТЭЦ, продолжать строить дороги и так далее. То есть всячески развивать регион, подтягивая его к европейским стандартам. Эти задачи нужно решать без промедления. Тогда появится хороший и долгосрочный импульс для развития региона.
Ольга Черненькая
Журнал "Большой бизнес"
17.05.2005
http://www.ryzkov.ru/pg.php?id=6792