В ведении Управления федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской Республики (Упрдор "Карачаево-Черкесск") 325 километров трасс. Это подъезд к Черкесску от магистрали М-29 "Кавказ", дорога А-155 Черкесск - Домбай до границы с Республикой Грузия (с подъездами к международному центру отдыха "Архыз" и специализированной астрофизической обсерватории Российской академии наук), трасса А-156 Лермонтов - Черкесск. При кажущихся небольших расстояниях дороги Карачаево-Черкесии - одни из самых сложных в России. Серпантины, подъемы и спуски, резкие повороты, нависшие скалы - много неожиданностей поджидают водителей. Но только здесь можно насладиться потрясающими видами, незабываемыми горными панорамами. Маршруты пролегают по живописным долинам рек Кубани, Малого и Большого Зеленчука. На слуху такие названия, как Домбай, Теберда, Архыз.
Развитию и обеспечению транспортной доступности этих и других курортно-туристических центров Северного Кавказа уделялось большое внимание на Межрегиональной конференции партии "Единая Россия", прошедшей в Кисловодске с участием Председателя Правительства Владимира Путина. О том, как меняется облик федеральных магистралей на территории республики, рассказывает руководитель Упрдора "Карачаево-Черкесск" Рашид ТЕМРЕЗОВ.
Темрезов Рашид
Коротко о собеседнике.
Р. Б. Темрезов родился в Черкесске в 1976 году. Окончил Московский открытый социальный университет в 1998 году. Работал в объединениях "Роснефть", "Севкавгидроэнергострой", с 2004 года возглавлял управление капитального строительства республики, электротехническую компанию. В январе 2010 года назначен руководителем Управления федеральных автодорог на территории Карачаево-Черкесии. Депутат парламента КЧР.
- Начну с некоторых результатов работы прошлого года. Мы продолжили капитальный ремонт трассы Черкесск - Домбай на 10-километровом участке в ауле Верхняя Теберда. Работа заключалась не только в улучшении дорожного покрытия и расширении проезжей части до требований 2-й технической категории - 9 метров, но и в приведении в порядок обочин, монтаже водоотвода. В населенном пункте оборудованы пешеходные тротуары, дорожное электроосвещение, защитные стены вдоль дороги от осыпей - габионы, откосы накрыли защитными металлическими сетками - это обеспечивает безопасность проезда. Заменены все знаки и сигнальные столбики, установлено барьерное ограждение.
На этой же дороге капитально отремонтировали 4 моста, обновили подъем на подъезде к астрофизической обсерватории РАН, провели поверхностную обработку на двух участках федеральных магистралей. Естественно, обеспечивали содержание дорог и мостов, их очистку от снега, мусора и камней, отвод вод.
- А что делается и предстоит сделать в нынешнем году?
- Продолжаем капитальный ремонт трассы Черкесск - Домбай (10 километров). Будет отремонтировано 34 километра дорог. Практически завершены работы на двух участках трассы Лермонтов - Черкесск - это 20 километров, на подъезде к обсерватории - 6,6 километра, и 8,4 километра - от Кумышского моста до Карачаевска.
Кроме того, отремонтированы 2 моста на подъезде к границе с Республикой Грузия. Хочу отметить: за последние десять лет переустроены все большие мосты: Псыжский, два моста в городе Усть-Джегута, через реки Джаганас и Джегута, мост через Кубань возле гипсового завода, на Кумыше Тебердинский мост, Гоначхирский, Даусузский, Кардоникский и другие. Сегодня они соответствуют 2-й технической категории.
Но главная наша задача - обеспечить реконструкцию участков автодороги Черкесск - Домбай со строительством моста-эстакады через реку Кубань на головном сооружении Большого Ставропольского канала. Вопрос об этом объекте возник в начале 2006 года. Обследование показало неудовлетворительное состояние старого моста. Затем появились нормативные документы о запрете использования гидротехнических сооружений для транспортных целей. Наше управление неоднократно обращалось в правительство республики, в Росавтодор, добиваясь разрешения данной ситуации. Наконец в 2007 году выделили средства для подготовки проектной документации, что и было сделано в 2008-2009 годах. Проектный институт ОАО "СевкавгипродорНИИ" в Ростове-на-Дону предложил несколько вариантов обхода водохранилища Ставропольского канала, после тщательного изучения и обсуждения был выбран вариант строительства моста-эстакады ниже быстротока, как более надежный. В итоге в этом году мы начинаем строительство крупнейшего за всю историю федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесии объекта, назову его, как он именуется в проектных документах: "реконструкция автомобильной дороги А-155 Черкесск - Домбай до границы с Республикой Грузия, на участке 83-88-й километры со строительством моста-эстакады через реку Кубань в Карачаево-Черкесской Республике". Это всего 5,6 километра дороги, но там будут построены 3 новых моста: мост-эстакада (длиной 816 метров), мост через реку Батал-Чапхан и мост через Кубань.
Отмечу: такого моста-эстакады пока нет ни в одном регионе Северного Кавказа. Это уникальный, технически сложный объект. Согласно статье 48, пункт 1, Градостроительного кодекса РФ, уникальность объекта определяется хотя бы одним из пяти критериев. Наш мост-эстакада подходит к этому определению по двум: пролет моста должен превышать 100 метров (у нас 126) и заглубление подземной части должно быть более 10 метров, что и предусмотрено в нашем проекте. Старый мост, который, согласно новым нормативным документам, как часть гидротехнического сооружения нельзя использовать для транспортных нужд, останется технологическим проездом.
Строительные работы начаты. Кроме длины (816 метров), величины пролета (126 метров) мост-эстакада будет 1-й технической категории, с четырьмя полосами движения, барьерным ограждением на разделительной полосе и электроосвещением с двух сторон. Ввод объекта в эксплуатацию по программе займет не менее четырех лет. Но мы хотим уложиться в два, максимум три года. Все будет зависеть от объемов финансирования и стабильного поступления средств.
- Сейчас одно из приоритетных направлений в развитии дорожного хозяйства - обеспечение безопасности движения. Что предпринимается для решения этой задачи?
- Горные дороги требуют особого внимания. Прежде из-за нехватки денег многие наши планы оставались нереализованными. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Намечаем установить барьерные ограждения и провести освещение на дороге от Черкесска до Усть-Джегуты - наиболее аварийном участке федеральной трассы к Домбаю. Здесь самый интенсивный поток транспорта - свыше 25 тысяч автомобилей в сутки. Проектные работы уже завершены.
Предполагаем во всех населенных пунктах, через которые проходят федеральные магистрали, провести электроосвещение. Вообще в последние годы этой работой занимаемся вплотную, уже горит свет в ночное время над трассой в городе Усть-Джегута, станице Зеленчукская, аулах Новая Теберда, Нижняя Теберда, Верхняя Теберда. Нынче ведутся работы в городе Теберда. В 2011 году они будут выполнены в Карачаевске, ауле Кумыш, поселке Коста Хетагурова, в 2012 году - в ауле Псыж, селе Важное, станице Кардоникская, а до 2015 года - в остальных 14 населенных пунктах, через которые проходят федеральные трассы.
За это же время будут построены 4 надземных пешеходных перехода: 2 в Усть-Джегуте и 2 в Карачаевске.
Надо отметить, что все работы, которые ведем по содержанию, ремонту и реконструкции, обеспечению режима безопасности, улучшают экологическую обстановку, а не вредят природе. К примеру, за 4 года мы капитально отремонтировали 40 километров трассы от Карачаевска до Теберды. Она проходит через Новую Теберду, Нижнюю Теберду, Верхнюю Теберду, город Теберду, а это значит, что благоустроены и прилегающие территории, есть пешеходные тротуары, барьерные и перильные ограждения, плюс электроосвещение.
Но и это еще не все. При капитальном ремонте дороги проводим водоотводные работы. В той же Верхней Теберде установили около 2 километров водоотводных лотков, убрали грязь с улиц, облагородили ручеек, который зарастал бурьяном, заболачивался, теперь вода беспрепятственно проходит по бетонным лоткам.
- Что вы можете сказать о концепции развития федеральных дорог в Карачаево-Черкесии?
- Она охватывает период до 2025 года. Наша главная магистраль - подъезд к Черкесску от трассы "Кавказ" - на сегодняшний день соответствует 2-й технической категории (двухполоски), но с учетом развития туристско-рекреационного комплекса интенсивность движения будет возрастать, поэтому мы планируем перевести ее в первую категорию, а это предполагает 4 полосы движения. Дорога Черкесск - Карачаевск по концепции должна стать 1-й технической категории, от Карачаевска до Теберды - 2-й, но тоже с четырьмя полосами, от Теберды до Домбая - 2-й категории при наличии двух полос. Подъезд к Международному центру отдыха "Архыз" должен соответствовать 2-й категории с четырьмя полосами. Дорога Лермонтов - Черкесск также будет соответствовать 2-й технической категории с четырьмя полосами движения.
Можно сказать, негативная особенность нашей транспортной сети в том, что дороги и на Домбай, и на Архыз - тупиковые. Они не имеют продолжения. Нужны транзитные магистрали - такие как Черкесск - Сухуми (протяженность около 260 километров) и Черкесск - Адлер (276,5 километра). Сейчас все россияне едут к Черноморскому побережью по трассе М-4 "Дон". Жители Северного Кавказа едут к морю через Пятигорск, Невинномысск, Краснодар, а это около 700 километров, что более чем в два раза длиннее.
На Межрегиональной конференции партии "Единая Россия" в Кисловодске Председатель Правительства России Владимир Путин говорил о поддержке проекта восстановления Военно-Сухумской дороги с использованием, цитирую, "преимуществ кооперации в сфере транспорта совместно с абхазскими партнерами, что будет способствовать включению Северного Кавказа в систему межрегиональных и международных хозяйственных связей".
Эти вполне определенные масштабные перспективы открываются перед нами и реальны для воплощения только при условии создания здесь, на юге, разветвленной сети надежных магистралей. Мы можем построить прекрасные гостиницы, курортно-оздоровительные центры, туристические комплексы, но без хороших дорог их существование и развитие невозможно.
Беседу вел
Юрий ГОВОРУХИН,
Вячеслав ЕЖОВ (фото),
"РФ сегодня"
N18 сентябрь 2010
http://www.russia-today.ru/akc_dor_russia/829-karachaevo-cherkesiya-put-k-gornym-krasotam-i-chernomorskomu-poberezhyu-budet-vdvoe-koroch