25 апреля 2008
4258

Караганов: Европе дорого обойдется членство Украины в НАТО

Россия и Европа: украинская развилка

В преддверии вступления в должность нового президента России в кругах, связанных с выработкой российской внешней политики, разгорается не всегда видимая дискуссия. Один из ее интересных туров прошел недавно на XVI ежегодной Ассамблее общественного Совета по внешней и оборонной политике - одной из старейших общественных организаций. Любопытной чертой обсуждения на ассамблее явилось почти полное отсутствие обычно довольно острых разногласий. Националисты и либералы, оппозиционеры и проправительственные эксперты и политики высказывали весьма похожие взгляды. Просто с разных точек зрения.

Приведу свои выводы из дискуссии, равно как и из собственных размышлений последнего времени.

Российская внешняя политика (вне зависимости от смены президента) подошла к определенному рубежу.

Страна резко усилила свои внешнеполитические позиции. Частично благодаря везению. Повысились цены на энергоносители. Резко ослабли основные партнеры-конкуренты. США - из-за иракского фиаско. ЕС - из-за очередного кризиса развития и потери его направления. Но усиление было и рукотворным. Возросло мастерство дипломатии. Россия доказала, что у нее появилась политическая воля, победив, хотя и страшной ценой, в Чечне. Руководство страны взялось за сознательное переигрывание правил, сложившихся в конце 80-х - 90-е годы, когда мир привык сначала к Москве, выступавшей под лозунгом "чего изволите", а потом огрызавшейся, но неизменно и часто позорно отступавшей. И взявшись, проводило свою линию последовательно. Говорилось "нет", даже когда можно было бы скрыться за туманом формулировок. Была выдержана политико-пропагандистская контратака старого Запада, не желавшего изменений правил игры, отказа от старой, крайне ему приятной привычки к российской слабости и послушанию. Контратака, еще не закончившаяся, была тем более острой из-за осознания Запада своего, наверное, временного геополитического проигрыша в конкуренции с добывающими странами за контроль над энергетическими ресурсами и в экономическом соревновании со странами нового капитализма.

Старый Запад начал смиряться, что Россия другая, оставил надежды на то, что она пойдет в фарватере его политики.

Острая фаза противостояния, объективно обусловленного, но и сознательно подстегнутого Россией, менявшей правила игры, не закончилась. Но в ней наметилась пауза, а может быть, и перелом. Особенно в Европе. В ней еще ругаются, пытаются создать новый союз с США, но все явственнее хотят договариваться.

Россия, удовлетворенная победами и не желающая конфронтации, заметно изменилась. Стала говорить вежливей, больше улыбаться, не издеваться, а сожалеть о неразумности политики партнеров. Жесткие меры и заявления начали сочетаться с шагами навстречу.

Думаю, новая гибкость обусловлена рядом обстоятельств. Руководство страны удовлетворено достигнутым усилением, в том числе за счет жесткого тона. Но не хочет конфронтации. Необходимо зафиксировать достигнутое в политике, в перераспределении собственности и влияния, конвертировать виртуальные достижения в материальные. Это и еще более - заявленная Д.А. Медведевым внутренняя программа интенсивной модернизации требует неконфронтационной среды.

Наконец, полагаю, в Москве понимают, что, несмотря на все понятные после лет развала и нищеты победные фанфары об успехах внутренней и экономической политики, перед страной стоят гигантские проблемы, для решения которых необходимо минимальное отвлечение финансовых и управленческих ресурсов, внимания руководства страны, нужна та самая внешняя среда. В принципе таковую в среднесрочной перспективе обеспечить можно. Нынешнее противостояние с Западом преодолимо.

Но этому могут помешать две проблемы. Одна - масштабный военно-политический конфликт, например, вокруг Ирана. Вторая - расширение НАТО на Украину. Такая перспектива уже отравляет европейскую политику. Если США смогут перевести ее в практическую плоскость, то, боюсь, острая конфронтация неизбежна, даже если российское руководство захочет, что крайне маловероятно, сгладить эту проблему, как это было во время второй волны расширения НАТО. Членство Украины в НАТО потребует создания режима реальной границы и спровоцирует десятки территориальных конфликтов. Будет создан - по две стороны границы - синдром разделенной нации. Его до сих пор - честь и хвала Москве и Киеву - удавалось избегать. В Украине резко усилятся позиции отсталых, националистических кругов. Собственно говоря, в том числе и для этого, а не только из желания потрафить Вашингтону они и выступают за расширение. Аналогичные круги усилятся и в России. Будет почти невозможно избежать искушения играть на раскол и дестабилизацию Украины.

Собственно говоря, на создание кризиса ставят те в США, кто выступает за Украину в НАТО. Ведь последствия его очевидны. Он убьет даже теоретическую перспективу превращения Европы в самостоятельный внешнеполитический центр. Будут созданы крупные проблемы для развития России и сближения России и Европы. На то, что попутно народ Украины превращается в "пушечное мясо" для искусственно созданного политического конфликта, внимания не обращают.

Говорят: американцы только играют, не пойдут на такой риск, включающий и вероятность поворота России к жесткой поддержке всех враждебных США режимов. Хотелось бы верить в разумность Вашингтона. Но после Ирака трудно. К тому же соблазн осложнить одним ударом позиции сразу двух конкурентов - Европы и России - велик.

Так что нынешняя пауза в тактическом противостоянии России и Запада может смениться не переломом в сторону большего сотрудничества, а деградацией в конфронтацию.

К сожалению, в случае с украинским членством в НАТО у России не много конструктивных козырей. Они есть у европейских держав.

Но смогут ли они осознать, что им угрожает, и блокировать американские планы расширения?

А пока России надо ставить многие, порой противоречащие друг другу задачи. Активизировать экономическую реориентацию на Азию, чтобы воспользоваться ее ростом и уйти от чрезмерной зависимости от западных рынков. При этом улучшать политические отношения с Европой, но донести до американцев и европейцев цену, которую они заплатят за расширение.

Необходимо содействовать противодействию расширению в Украине, предотвращению эскалации конфликтов и одновременно не предпринимать шагов, которые бы антагонизировали братский народ Украины. Он не виноват.

И главное - ускорить модернизацию страны. Без нее дальнейшее укрепление российских международных позиций более невозможно. Даже при самом благоприятном развитии событий.

Боюсь, что перед тандемом Медведев - Путин стоят не менее сложные проблемы, чем перед Путиным восемь лет тому назад. Но когда нам было легко?

Сергей Караганов
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4648 от 25 апреля 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован