ИМЯ В ИСТОРИИ ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ
Его имя уже вошло в современную историю не только Карелии, но и России. С 1990 г. он стоял у истоков создания службы Госавтоинспекции России, а затем многие годы руководил ею. Имя госавтоинспектора N1 России тогда действительно знали все автомобилисты страны. С 2003 г. Владимир Александрович Федоров член Совета Федерации, где он представляет Законодательное Собрание Республики Карелия и отстаивает интересы родного края.
...3 июля 2001 г. газета "Комсомольская правда" напечатала шарж, на котором президент России В.В.Путин говорит генерал-лейтенанту В.А.Федорову: "Беда России - дураки и дороги...Я разберусь с дураками, а вы, г-н Федоров, наведите порядок на дорогах".
12 лет он занимался этой работой на поистине "расстрельной" должности. И все эти годы не уставал говорить о своей главной боли: "Сегодня в России число погибших на дорогах такое, что это становится позором на весь мир. И самое ужасное - мы не испытываем при этом даже признаков ощущения национальной трагедии".
Комментируя эти слова, московский журналист Юрий Гейко писал: "Он постоянно ощущал и этот позор, и национальную трагедию, и эту боль. Уже на следующий год после прихода Федорова к руководству ГАИ, аварийность на дорогах страны пошла вниз. Она снижалась 7 лет подряд. И это - несмотря на ежегодный прирост автопарка страны сначала на 700-800, потом на 900 тысяч автомобилей. На 10 тысяч смертей в год "опустил" роковую российскую планку Владимир Федоров. Сам, силами своего ведомства, не имея целевой государственной и финансовой поддержки. Вряд ли такое удастся кому-то повторить..."
Годами "ходили" по кабинетам власти в Москве проекты и предложения Федорова и его коллег, нацеленные в итоге на эту болевую точку - снизить число трагедий на дорогах страны. Многое, что сейчас уже стало или становится нормой, предлагалось и пробивалось В.А.Федоровым еще тогда в 1990-е годы.
Вот только часть того, что удалось осуществить и реализовать. Впервые в истории России был принят Закон о безопасности дорожного движения (БДД), создана комиссия при Правительстве РФ по БДД, заменены водительские удостоверения и государственные регистрационные номерные знаки, правительство приняло положение о ГАИ, была принята концепция развития Госавтоинспекции, введены обязательное страхование ответственности автовладельцев и компьютерный учет водителей, ужесточены наказания за нарушения правил БДД...
А вот что в 2002 г. газета "Новые Известия": "Генерал Федоров свой пост сдал, став сенатором от родной Карелии. Именно там он начинал свою службу в ГАИ, придя на должность рядового инженера. Именно оттуда, пройдя все гаишные ступени, шагнул на всероссийский уровень, возглавив в 45 лет ГАИ МВД РСФСР. И стал в этом репрессивном (как любили его называть репортеры) главке первым милицейским демократом. Генерал поставил себе целью изменить взаимоотношения гаишника и водителя на дороге, превратив их из постоянных врагов в партнеров. Он поднял тему безопасности дорожного движения до государственного уровня..."
Когда его спрашивают журналисты (на посту руководителя ГАИ - ГИБДД он дал полторы тысячи интервью) чем он гордится и чем дорожит, Владимир Александрович говорит не только о профессиональных делах. Он гордится тем, что его корни в Карелии, где трудились после войны родители, где он учился в школе и автодорожном техникуме, где получил права водителя. Здесь он был, как сам говорит, "рабочей лошадью": семь лет начальником ГАИ, три года замначальника штаба, несколько лет заместителем министра Карелии".
Здесь в Карелии сделал первые шаги в воздухоплавании его сын Станислав, который спустя годы установит на дирижабле "Полярный гусь" абсолютный мировой рекорд полета в высоту. Здесь он начинал собирать коллекцию, связанную с автомобилями и ГАИ, которая сейчас является, пожалуй, уникальной и в стране, и в мире. Здесь он пристрастился к книгам, а спустя годы, будучи сенатором, поможет выходу в свет в Карелии таких книг как "Художник Мюд Мечев", "Дивный остров Кижи" и других.
С 2003 года он практически ежемесячно бывает в Карелии, решая здесь и в Москве насущные проблемы республики. Дела Карельского землячества в Москве - это тоже его заботы.
И сегодня, как и годы назад, на вопрос о цели в жизни он отвечает, как и раньше: "Первая цель - хочу быть полезным своей республике, хочу работать на благо Карелии.
Юрий Шлейкин
Республика Карелия
Газета "ТВР Панорама" 13 января 2010 г.