Социологический центр РАГС исследовал вкусовые предпочтения наших соотечественников.
Если допустить, что во время последнего визита российского президента в США Барак Обама затевал «перезагрузку» гастрономических предпочтений Дмитрия Медведева, то этой цели, к радости наших патриотов, он не добился. Во всяком случае, комментируя на совместной пресс-конференции в Белом доме принятое им предложение американского коллеги в перерыве переговоров перекусить в местной закусочной Ray’s Hell Burger («Адские бургеры Рея»), президент России без обиняков назвал съеденные гамбургеры хоть и вкусными и передающими дух Америки, но все же «не очень полезными» для здоровья.
А чтобы окончательно расстроить планы Барака Обамы перекроить карту привычного для российского лидера меню, Дмитрий Медведев позже через вокалиста ирландской группы «U2» послал в бургеросольный Вашингтон еще один месседж. Повод для него представился в августе во время встречи в сочинской резиденции с рок-музыкантом и общественным деятелем Боно. Отвечая на вопрос гостя из Дублина, правда ли, что Медведеву понравилось угощение Обамы, Дмитрий Анатольевич дипломатично отреагировал: «Хот-доги – это вкусная еда, но я себе редко их позволяю».
Пошатнуть непоколебимость рациона и культуры питания не только нашего президента, но и большинства россиян не позволяет сложившаяся за века ментальность, задающая определенные стандарты не только в духовной, но и в материальной пище. Такой вывод напрашивается из последних результатов проведенного Социологическим центром РАГС опроса населения в возрасте 18 лет и старше в 24 субъектах Федерации.
Основные итоги исследования представлены 23 сентября в Российской академии государственной службы при президенте РФ на заседании круглого стола по теме «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика». Накануне встречи ученых и специалистов-практиков редакция получила комментарии некоторых из его участников – сотрудника Социологического центра РАГС, кандидата социологических наук Марии Ивченковой и доктора экономических наук, профессора Елены Румянцевой.
– Судя по ответам опрошенных россиян, к услугам сетевых предприятий быстрого питания вроде заграничного Макдоналдса и доморощенной «Крошки-Картошки» постоянно прибегают лишь 4 % взрослого населения. Треть едоков заглядывают в фаст-фуды изредка, а львиная доля и вовсе не переступают их порог. Но не заблуждаются ли наши соотечественники, связывая понятие «здоровый образ жизни» прежде всего с питанием?
М. Ивченкова: Добрая половина населения полагает именно так. Для 26,5 % наших респондентов неправильное питание становится обстоятельством, мешающим им поддерживать здоровье в хорошем состоянии. В основном так считает молодое поколение в возрасте от 18 до 24 лет – 35,9 %, для людей старше 60 лет данное обстоятельство менее важно – 16,5 %.
Объективно оценить культуру питания населения достаточно сложно. Социологический взгляд на эту проблему предполагает, что поступки или события, связанные с питанием, не являются простым отражением жизненных условий. Они совершаются в результате преломления ситуации через систему ценностей самого человека, его привычки и предпочтения, а также его собственное представление о том, как следует правильно питаться. Хотя, как выяснил наш социологический центр еще два года назад, представление о сбалансированном рациональном питании имеют меньше половины респондентов (44,3 %), и ничего не знает о нем почти каждый пятый россиянин.
Женщины все же внимательнее следят за своим питанием, чем мужчины. А вот материальное положение не столь сильно, как гендерные различия, отражается на соблюдении нашими соотечественниками режима питания. Нехватка денег является основной причиной нерационального питания лишь для 15 % респондентов с низким уровнем дохода.
– Грозные предупреждения вроде «Ты то, что ты ешь» воздействуют на нас пока еще не очень здорово. Помимо не очень полезного питания вокруг нас столько еще другого – «адского».
Е. Румянцева: Принятая в 1997 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны. Исследования различных товаров, которые мы потребляем, включая продукты питания, одежду, строительные материалы, изделия и конструкции, бытовую химию, лекарства и даже комнатные растения, позволяют сделать вывод о том, что их ощутимая часть, легально производимая и продающаяся на российском рынке, наносит серьезный ущерб нашему здоровью. Причем доля продаваемой продукции, вредной для здоровья населения, растет, а экологически безопасной – с каждым годом падает.
Имеется и еще одна ущербная для нашего здоровья часть товаров, предназначенных для потребления. Это та, которая производится и продается с нарушением установленных санитарно-гигиенических норм, правил хранения, а также с вирусами, просроченная и т. п. По нашим данным, такой продукции в России сейчас не менее 10 %, если не более. Экологически же безопасной продукции – не более 3%. Остальная продукция, которую мы потребляем сегодня, разрушает здоровье в разной степени.
Безудержный рост доли вредных товаров на потребительском рынке фактически приводит к потере национальной безопасности России изнутри – без проявлений явной недоброжелательности со стороны лидеров мировой экономики, без военных действий, без разжигания вражды между различными социальными слоями внутри общества. Вредные для здоровья товары как раз и выполняют роль оружия, уничтожающего нацию. Пестициды сравниваются с химическим оружием, а генетически модифицированные продукты – с биологическим.
– Все же хочется, чтобы вреда от химической нагрузки на нас, как и вредного воздействия физических факторов, поубавилось.
Е. Р.: Увы, в ближайшее время будет только расти. В мировом сообществе затраты на химическую продукцию составят к 2020 г. 2 трлн долларов США в год – больше, чем вложения в бурно развивающийся рынок телекоммуникаций! Поэтому надлежащая комплексная работа российских органов законодательной и исполнительной власти по недопущению на наш рынок вредных для здоровья и неконтролируемых наукой импортных и отечественных товаров остро ставится в сегодняшнюю повестку дня. В одном ряду с ней – пропаганда знаний о потреблении безопасных для здоровья продуктов.
– Вроде бы СМИ активно культивируют тему здорового питания, особенно в бесчисленных кулинарных ТВ-шоу. От них есть прибыток – не для рекламодателей, а для здоровья телезрителей?
М. И.: В качестве одного из самых эффективных способов просвещения и пропаганды здорового образа жизни 63,3 % экспертов называют публикации в СМИ и телепередачи. Почти все общедоступные телевизионные каналы сегодня предоставляют зрителю передачи о вкусной пище типа «Смак» и «Пальчики оближешь!». Известные люди шоу-бизнеса и их жены с экранов телевизоров учат нас правильно питаться и готовить. Выглядящие успешными, красивыми, здоровыми, они закладывают в аудиторию идеологию консюмеризма, основные тезисы которой сводятся к тому, что социальные проблемы решаются через стиль потребления.
Так, Первый канал с 2009 г. запустил телепроект «Среда обитания» – документальное кино, посвященное в основном качеству потребляемых населением продуктов питания. Шокирующие факты о нашей с вами повседневной еде, рассказанные популярными медийными персонажами, отлично формируют мотивационные установки к поддержанию здорового образа жизни каждого отдельного индивида. Однако вывод о том, что усилия телеменеджеров полностью соответствуют основным целям нацпроекта «Здоровье», делать пока рано: четверть опрошенных нами экспертов приписывают влиянию отечественного телевидения на приобщение людей к здоровому образу жизни скорее отрицательный, нежели положительный характер.
Развитие непопулярной темы нездорового питания в России: наиболее полная версия сообщений в российских СМИ - Михайлов С., Лисовская В., Наумова Е. «Макдоналдс» попросили уйти
Владимир Жириновский предложил закрыть в России американскую сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» // Газета. 5 апреля 2014 г. http://www.gazeta.ru/business/2014/04/04/5981169.shtml
Владимир Жириновский предложил закрыть в России американскую сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс». Его идея не вызвала широкой поддержки среди других депутатов, а производители указывают, что подобные санкции могут ударить не только по сети быстрого питания. От прекращения работы сети на территории РФ могут пострадать российские сельхозпроизводители.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил о своем намерении добиваться закрытия ресторанов «Макдоналдс» в Москве и по всей России. К этому решению политика подтолкнуло приостановление деятельности сети в Крыму, которое в компании объяснили производственными причинами, пообещав возобновить работу, как только появится такая возможность.
«Макдоналдс» закрыл свои заведения в Крыму, это очень хорошо. Еще бы у нас он все закрыл. Я дал команду городской организации ЛДПР, чтобы у всех ресторанов по Москве и по всей стране выставить пикеты, чтобы они убирались как можно быстрее, — сказал Жириновский. — Это ж гадость, зачем травить наших граждан».
«По всей стране закроем, чтобы духу не было, а потом пепси-колой займемся», — добавил парламентарий.
Ранее дочернее предприятие «МакДональдз Юкрейн Лтд» заявило, что с 3 апреля организация по производственным причинам временно приостанавливает работу трех заведений сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» в Крыму. При этом в «МакДональдз Юкрейн Лтд» отметили, что компания предоставила возможность всем сотрудникам указанных заведений перевестись в любое другое заведение сети на Украине с сохранением занимаемых должностей, окладов, тарифов. Также условия касаются оплаты проезда сотрудников и членов их семей на новое место проживания и обеспечения их жильем в течение трех месяцев за счет компании.
Предложение Жириновского вызвало неоднозначную реакцию среди депутатов Государственной думы. Политической считает данную инициативу первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. «Такие вопросы могут решаться, только если государство принимает политическое решение на уровне президента РФ с учетом совокупности всех обстоятельств », — заявила она ИТАР-ТАСС.
Председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский «не видит смысла, чтобы что-то закрывать или что-то запрещать». «Это путь в никуда», — отметил он.
Как отметили эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», теоретический запрет «Макдоналдс», а также других ресторанов быстрого питания, работающих в России под американскими брендами, может серьезно ударить по российским сельхозпроизводителям.
На сегодняшний день ингредиенты для приготовления бургеров в российских ресторанах американских фастфуд-сетей, не только в «Макдоналдс», но и в KFC и Burger King, производятся большим количеством российских компаний и сельхозпроизводителей.
Основными поставщиками «Макдоналдс» в России, поставляющими булочки для бургеров, являются East Balt Bakery и «Рязаньзернопродукт». Салаты в рестораны привозят группа компаний «Белая Дача» и ООО «1 Салат». Поставщиками котлет из говяжьего фарша выступают компании Marr Russia и «Мираторг-Запад», а соусы и майонезы для сетей быстрого питания поступают из российского подразделения компании H.J. Heinz.
Для большинства этих фирм рестораны быстрого питания являются крупными клиентами, поэтому в случае ухода «Макдоналдс» из России бизнес поставщиков может оказаться под угрозой. Тем не менее сами агропроизводители отмечают, что вероятность ухода ресторанной сети маловероятна.
Хотя «Макдоналдс» является крупным клиентом производителя кетчупов и соусов H.J. Heinz, в компании из-за заявлений Жириновского беспокойства не испытывают. «Данная ситуация абсолютно невероятна, поскольку мы живем в правовом обществе, — заявили «Газете.Ru» в российском представительстве фирмы. — Мы не думаем, что «Макдоналдс» и другие зарубежные сети быстрого питания закроются. Людям нужно где-то кушать, а альтернативы у этих сетей в России пока нет».
«Наша компания работает только на HoReCa (термин, обозначающий сферу индустрии общественного питания и гостиничного хозяйства. — «Газета.Ru»)», — рассказали «Газете.Ru» в компании по производству салатов «1 Салат».
«70% поставок приходится на «Макдоналдс», Burger King и KFC. Поэтому если эти компании закроются, то мы тоже закроемся, это проще и дешевле.
Если есть спрос и это вкусно, то почему это должно интересовать правительство? Это дело населения, а не правительства». В компании также отметили, что предложение депутата носит исключительно политический характер и не несет в себе заботы о здоровье граждан.
«Макдоналдс» и другие зарубежные сети, KFC, BurgerKing, особенно учитывая их международные стандарты, с точки зрения пищевой безопасности являются одними из лучших. Они проходят строжайшие аудиты по системе международных стандартов качества, как и все поставщики, которые с ними сотрудничают», — говорят в «1 Салат». Как отметили «Газете.Ru» в фирме-поставщике, если поставщик не соответствует стандартам, с ним просто не станут работать. «В этих фирмах постоянно проводят аудиты, требуют, чтобы все было не просто идеально и чисто, а еще и красиво. Они проводят социальные аудиты, чтобы людям зарплаты платили, налоги, не было дискриминации, там все очень серьезно».
Комментария компании «Макдоналдс» получить не удалось.
// Президент. Общественно-политическая газета. Новости. 23 сентября 2010 г. http://www.prezidentpress.ru/news/1110-adskie-burgery-v-gorlo-ne-lezut.html