13 апреля 2005
3715

Кацыв П.Д.: НОВОМУ ТРАНСПОРТУ - УМЕЛОГО ВОДИТЕЛЯ

Кадры решают все. Эта пришедшая из советского индустриального прошлого фраза сегодня, пожалуй, вновь обретает особую актуальность. В известном смысле, сейчас повторяется ситуация начала 30-х годов, когда реформировалась экономика страны, отрасли насыщались новой техникой и технологией, а специалистов нового профиля катастрофически не хватало. О нехватке кадров, которая создает угрозу поступательному росту экономики Подмосковья, с тревогой говорил Губернатор Московской области Б. В. Громов на областном совещании 4 февраля по подведению итогов работы Правительства Московской области за 2004 год.

В целях повышения качества подготовки кадров Правительство Московской области 29 марта 2005 года приняло Постановление "О Московской областной комиссии по проблемам организации подготовки и аттестации кадров отраслей транспорта и промышленности". О проблеме кадров в транспортном комплексе Подмосковья и путях ее решения мы попросили рассказать Заместителя Председателя Правительства Московской области - министра транспорта Правительства Московской области Петра КАЦЫВА.

- Петр Дмитриевич, как обстоят сегодня дела с подготовкой кадров на транспорте?

- В 90-е годы почти перестала работать система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, от рабочих специальностей до управленцев высшего звена. Равноценной замены ей не создано, поэтому проблема кадров в ближайшем будущем может стать тормозом развития транспортного комплекса.

Посмотрите, в последние годы на транспорте появились принципиально новые автобусы, в том числе отечественного производства. Для их эксплуатации требуются водители и ремонтники иного уровня квалификации. В отрасли внедряются передовые технологии - спутниковая навигация, автоматизированные системы, в том числе с использованием мобильной телефонной связи, что также требует новых специалистов.

- Последние годы отмечены ростом дорожно-транспортных происшествий. И здесь немалую роль играет кадровая проблема.

- Вы правы. Снижение уровня профессиональной подготовки водителей и ремонтников непосредственно влияет на рост аварийности. Технически неисправный автомобиль и неквалифицированный водитель - это прямой путь к дорожно-транспортному происшествию. Водителями автобусов сегодня нередко становятся люди, окончившие краткосрочные курсы и работавшие ранее на других видах подвижного состава. А ведь речь идет о перевозках людей. Этот вид деятельности требует особого умения и богатой практики. Таким образом, кадровая проблема самым тесным образом связана с вопросами обеспечения безопасности жизни и здоровья людей.

- Да, техника не может ожить без грамотных специалистов. Но ведь кадры нужны не только для технического обеспечения, но и для управления транспортным комплексом в новых рыночных условиях.

- У нас сейчас уже иссяк кадровый резерв руководителей. Сегодня руководитель предприятия должен быть не только хозяйственником или инженером, но и крупным менеджером. Организаторам производства нужны новые знания о методах управления. Что такое менеджмент в современном понимании, бизнес-план, транспортная телематика и многое другое, наши специалисты, порой, плохо себе представляют. Многие из них учились в вузах еще в советское время, когда понятие рыночная экономика было абстрактной категорией.

За прошедшие годы транспорт боролся за выживание, и финансовых средств на переподготовку кадров просто не было. Сейчас многих руководителей, образно говоря, пора опять сажать за парту. Но и отечественная школа подготовки и переподготовки кадров также нуждается в совершенствовании в соответствии с реалиями сегодняшней жизни.

- Что предполагается сделать для улучшения ситуации?

- Улучшение кадровой ситуации - это серьезнейшая общенациональная проблема и ее необходимо решать на государственном уровне. Перед нами стоит задача внедрения новых организационно-экономических механизмов в сфере подготовки, повышения квалификации и аттестации кадров. Необходимо создание целостной отраслевой регулируемой системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов транспортного комплекса. Важным шагом на этом пути стало создание Правительством Московской области комиссии по проблемам организации подготовки и аттестации кадров

- Расскажите немного об этой Комиссии?

- Она координирует взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления Московской области, организаций транспорта и промышленности и образовательных учреждений по вопросам организации подготовки и аттестации кадров. Таким образом, здесь мы применяем территориально-отраслевой принцип взаимодействия, когда местные власти и отрасль совместно решают возникающие вопросы. Главная задача Комиссии - выработка единой, согласованной политики по вопросам формирования кадрового потенциала и оказание содействия отраслям транспорта и промышленности Московской области в обеспечении квалифицированными кадрами, в том числе рабочих специальностей.

- Что предполагается сделать на первом этапе работы?

- Надо организовать квалифицированный мониторинг промышленности и транспортного комплекса Московской области. Мониторинг позволит спрогнозировать потребность отраслей в специалистах разных уровней - от рабочих до менеджеров высшего управленческого звена. На этой базе будут выработаны конкретные планы и программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников отрасли.

Основным методическим "куратором" всех программ на автотранспорте по заданию Министерства транспорта могут стать на договорной основе ведущие вузы страны по соответствующему профилю. К работам обязательно должны быть привлечены также другие вузы, техникумы, колледжи и учебно-курсовые комбинаты. Вся система должна строится не на жесткой командной вертикали, а на договорной основе. Это обеспечит гибкость взаимодействия образовательных структур и их материальную заинтересованность.

- А как организационно может быть реализована поставленная задача? Ведь Комиссия - это совещательный орган.

- Организатором всех работ на областном уровне могут стать специализированные Государственные учреждения, которые должны быть созданы по отраслевому принципу. Общая координация всей проблематики останется за комиссией, а непосредственное руководство должны возглавить соответственно Минтранс и Минпронауки области.

- Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию с распределением молодых специалистов?

- Один из самых существенных концептуальных недостатков прошедшего десятилетия и нынешнего этапа развития - вера во всесилие рынка и саморегуляцию всех процессов. Жизнь показала, что так не получается. Необходимо воссоздать систему распределения молодых специалистов - выпускников ВУЗов и колледжей. Будущий специалист отрасли должен знать и понимать, что его ждет по окончании учебы. Здесь как раз и требуется тесная связь отрасли и учебных заведений.

Отраслям необходимо заявлять о своих потребностях в кадрах, как по количественным, так и по качественным характеристикам. Юридически и организационно связь студента или учащегося с будущим местом его трудовой деятельности должна начаться как минимум с производственной практики. Сегодня производственная практика в учебных заведениях свелась к формальному процессу. На деле же она должна стать предметом договора между студентом (учащимся), образовательным учреждением и предприятием (хозяйствующим субъектом), где предполагается работа молодого специалиста.

- Раз мы говорим об усилении регулирующих начал, то видимо процесс подготовки кадров требует серьезной государственной поддержки?

- Если мы хотим сдвинуть дело с мертвой точки, то без участия государства не обойтись. Особенно на начальном этапе. Для финансирования процессов подготовки и повышения квалификации кадров потребуется изыскание дополнительных бюджетных средств. Ведь многие предприятия, например, пассажирского автомобильного транспорта, в настоящее время реально не имеют для этого свободных финансовых ресурсов. В дальнейшем доля бюджетного финансирования, естественно, должна сократиться, уступив место средствам хозяйствующих субъектов. Однако, на наш взгляд, только такой подход позволит создать материальную основу системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников транспортного комплекса Московской области.

- Наверное, вместе с подготовкой и переподготовкой кадров стоит поднять и престиж профессии автотранспортника.

- Эти процессы должны идти параллельно. Тут одними лозунгами и призывами ничего не удастся сделать. Раньше, к примеру, труд водителя автобуса и высоко оплачивался, и героизировался. Вспомните фильмы "Дело Румянцева", "Живет такой парень". Образы простых героев водителей знала вся страна. С них хотелось брать пример. Подобная героика, наряду с хорошей зарплатой, поднимала престиж профессии водителя, стимулировала приток кадров, создавала профессиональную этику автотранспортников. Думаю, этот опыт будет возрождаться с общим улучшением ситуации на транспорте.

Беседу вел Николай Шефов

Ежедневные новости. Подмосковье
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован