23 июня 2001
5583

`Кавказская пленница`

Наталья Варлей.

ГОДЫ ЛЕТЯТ, А НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ ВСЕ ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ "СТУДЕНТКОЙ, КОМСОМОЛКОЙ, СПОРТСМЕНКОЙ И ПРОСТО КРАСАВИЦЕЙ"

Одна из наиболее любимых актрис моего поколения, Наталья Варлей, после роли Нины снялась в десятках других картин. Но ни одна из них не принесла актрисе столько популярности и славы, как роль "студентки, комсомолки, спортсменки и просто красавицы". В конце шестидесятых - в начале семидесятых по СССР прокатился бум: все носили чубчики-гривки, красили глаза и, конечно же, танцевали твист, как Варлей... Но самое главное - все стремились быть похожими на ее героиню характером: выглядеть таким же веселым, незакомплексованным и оптимистическим человеком.

О ней хотели знать все. Скупая на подробности частной жизни пресса сообщала, что в кино актриса попала случайно. Помощник режиссера увидел ее в цирке: Наталья работала там воздушной гимнасткой. Стоило ей на какое-то время исчезнуть с большого экрана, как зрители, ничего не зная о сложных жизненных испытаниях, которые выпали на долю молодой женщины, толковали это исчезновение по-своему: по стране пошел гулять слух, что Наталья вернулась в цирк и разбилась, сорвавшись с трапеции.

- Травм у меня действительно много, - рассказывает Наталья Варлей. - Еще в пору ученичества в цирковом училище набивала себе шишки и кровоподтеки, но до подобных трагедий, которые приписывали народные слухи, дело, конечно же, не доходило.

- В одном из интервью вы сказали, что намного сложнее пережить душевные травмы, чем боль физическую.
- Впоследствии я научилась справляться и с этой болью. Научил меня достойно принимать испытания судьбы мой крестный отец и крестный моих детей Алексей Грачев. Он спас меня дважды: в первый раз, когда выходил моего умирающего, рожденного ранее положенного срока сына (Алексей Владимирович работал тогда детским врачом в родильном доме), а во второй раз, когда, получив сан священника после духовной семинарии, помог мне найти веру в Бога и веру в людей. К несчастью для многих, Алексей Грачев погиб в автокатастрофе. Когда это случилось, я была в шоке, буквально заболела после его гибели и очень тяжело выходила из этого состояния.

- Что помогает вам справляться с жизненными трудностями?
- Молитвы. Крестилась я поздно - в 25 лет. Именно тогда почувствовала, что после "Вия" за мной тянется след каких-то дурных событий. Крещение помогло. И теперь, когда особенно тяжело, еду в храм в Сергиев-Посад. Там есть отец Георгий, который помогает выгнать из души бесов.

- Судя по тому, что вы не отказались от актерской профессии, участвуете в концертах и фестивалях, вы нашли компромисс между призванием души и запрещением церкви на небогоугодное дело - актерство.
- Об этом мы много и подолгу говорили с моим духовным отцом. Категорического запрещения нет. Главное - не нести своим творчеством и искусством зла, не вызывать у зрителей низменных страстей. Пытаюсь следовать этому. Мне повезло сниматься в кинематографе, скажем так, чистом, когда на экране почти не было вульгарного намека на эротику. Меня вообще невозможно было раздеть ни на съемочной площадке, ни в театре.

- Наталья, вы профессиональный литератор: в свое время закончили литературный институт. Что-то из написанного удалось издать?
- Стихотворения я пишу с четырех лет. Но за все это время у меня вышел один сборник "Кружась над золотыми куполами". Хотя стихотворений написано намного больше, как и воспоминаний, эссе, рассказов о животных. О них, кстати, у меня вообще готов целый научный трактат. Но из-за суеты некогда собрать все вместе и принести в издательство.

- Что за суета?
- Старший сын пять лет назад подарил мне внука, и я стала любящей и любимой бабушкой. Младший в пятнадцать лет, закончив школу экстерном, уже второй год учится в Российском гуманитарном университете на факультете журналистики. Я ему сказала: "Если твои первые сюжеты на телевидении будут похожими на те, что сейчас заполнили российское ТВ, берегись: я тебя породила, я тебя и убью".

- Сурово. Это абсолютно не вяжется с тем, что я знаю о вас как об очень мягкой, терпимой матери. В свое время вы спокойно относились к "наскальной" живописи младшего сына, тогда как другие родители потеряли бы сознание, увидев испорченные дорогие обои. Для вас же главным было поддержать творческое начало в детях.
- Я и сейчас считаю, что детям нужно давать больше свободы для творчества для проявления своего "Я", как можно раньше нужно приводить их в церковь (в три года это уже поздно). Ибо там они получают этические ориентиры, которые помогут выстоять в жизни. Ну, а если честно, то впоследствии я поняла, что ничего не знаю о воспитании детей и ничего не умею. Чему бы ты не учил ребенка, какие бы уроки не давал ему, наступает момент, когда дети взрослеют и пытаются начать все с нуля, изобретая велосипед. Есть два пути: или дать им возможность самим понять, в чем они ошибаются, или нажать своим авторитетом, но тогда вы перестанете понимать друг друга. Я избрала первый вариант.

- Вы мужественная женщина, потому что обоих сыновей вам пришлось поднимать и воспитывать одной.
- К сожалению, оба сына лишены отцовского влияния. Мой муж, Владимир Тихонов, умер на удивление рано, старший - Василий - его так фактически и не видел... Володя был добрым человеком и очень талантливым.

- Было в кого - Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова.
- Да, но на нем лежала печать какого-то трагизма. Пылко боготворимые им родители рано разошлись, и для него их развод стал драмой. И то, что не было дано ему родительской семьей, он не смог воплотить и в своей. Семья должна быть, и без отца в доме мальчикам плохо. Хотя мы с Василием всегда были одним организмом (и это "пуповинное" понимание существует и сейчас), моя любовь и нежность вдруг наталкивались на упрямство, замкнутость, скрытность, мне непонятные.

- Как вы считаете, нужно ли сохранять семью ради детей?
- Не знаю. Возможно, и нужно. Сейчас я, наверное, решала бы это вопрос иначе. Одна моя подруга упрекает себя за то, что всю жизнь прожила с мужем ради ребенка. А я считаю, что у мальчика сложилось нормальное детство, и семья сохранилась. Правда, когда он вырос, семьи как таковой нет - есть собственно два взрослых и чужих друг другу существа. Непросто все это. Поэтому я все свои сомнения привыкла решать на исповеди.

- Но женщине так нелегко быть одной...
- Когда я была уже уверена, что до конца жизни мне придется быть одной и на мужское плечо в затруднительных ситуациях мне не опереться, когда я перестала страдать по поводу своего одиночества, вдруг появился Владимир, мой нынешний муж. Он строитель, и к моей "киношной" жизни отношения никакого не имеет. Недавно мы венчались в церкви.

- Зато сложности в личной жизни вполне компенсировали, по моему мнению, ваши успехи в творчестве.
- Знаете, мы, актеры, страшные зануды. Как бы ни сложилась актерская судьба, всегда найдем предлог, чтобы пожаловаться на нее. Я снялась в 61 фильме, все роли очень разные. Но после "Кавказской пленницы" ко мне очень долго относились, как к циркачке. Эта роль была заслонкою, которая мешала многим режиссерам, а главное - зрителям - разгдядеть во мне актрису другого плана. Меня и в жизни стали ассоциировать с Ниной, хотя я совсем не похожа на свою "пленницу", по характеру я скорее лирик, некая романтическая Ассоль. Но к имени Нина привыкла, горжусь и не обижаюсь, как обижался Александр Демьяненко на Шурика.

После фильма Гайдая было обучение в Щукинском училище, 10 лет работы в театре, роли в спектаклях по Мольеру, Шекспиру и Вампилову. Какие-то роли в кино так и не сыграла, но поскольку считаю, что в каждом из нас судьба прописана, то все отпущенное мне я сделала. Теперь я очень спокойно, философски отношусь к тому, что некоторые роли, о которых мечтала, не сыграла.

- После такого удачного дебюта в кино вам многие завидовали. Вам это не мешало?
- Критика меня задевала. Но я же и сама к себе отношусь и всегда относилась довольно самокритично. Мой учитель в Щукинском театральном училище Катин-Ярцев не раз говорил мне: "Наталья, ты должна меньше заниматься самоанализом. Расслабься, и у тебя все получится". Я всегда была очень застенчивой. Всю жизнь в себе это преодолеваю, даже теперь, когда уже сама бабушка.

- А выглядите вы все той же студенткой, комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей...
- Ох, сколько слов хороших вы мне наговорили. Зритель хочет меня видеть спортсменкой и красавицей - я пытаюсь его не разочаровать. Ничто другое, как вес, не выдает возраст женщины. Поэтому я стараюсь держать себя в форме. У меня есть специальный комплекс упражнений, почти йоговский, на растяжку мышц. Гимнастика, а еще баня - лучшее средство для похудения. Есть у меня и свой рецепт омолаживающей маски для лица - это сметана. Умываюсь горячей водой, накладываю толстый слой сметаны. Умоешься потом теплой водой - кожа, как у младенца.

- Живете, как и раньше, в Москве? Не последовали примеру некоторых звезд и не переехали жить за город?
- Живу я в Москве, в самом центре. За городом есть участок с фундаментом, где так и не построили мы дом, а хотелось бы.

- А как же муж-строитель? Или у вас классическая история, когда сапожник без сапог?
- Когда-нибудь, я надеюсь, он его мне построит. Зато Володя пристроил к другой квартире шикарный балкон. Вышла дополнительная комната на 19 квадратных метров. Когда строили, Володя шутя говорил старшей кошке Аське: "Ну вот, будет у тебя свой кошкин дом". А когда построили, увидели, какая красота получилась, кошкам позволяли входить туда только под надзором.

- И много у вас кошек?
- У меня живет 14 кошек и одна собака.

- Все какие-то особые, породистые?
- Нет. Беспородные, дворовые кошки. Сначала появилась одна - Аська, подобранная мной на киностудии, а все остальные - дети от ее дачных романов. Мне кошки дороги за понимание. Они тонко чувствуют, когда тебе плохо. Могут не подходить к тебе, жить своей жизнью. Но когда тебе плохо, придут, лягут под лоскутное одеяло и, тихонько мяукая, снимут любую боль. Вы когда-нибудь смотрели в глаза кошкам? В них есть что-то бездонное: иногда даже чувствуешь неловкость, будто ты существо более низшее, чем кошка.

- Почему-то чаще любят собак, считая их более преданными.
- Относительно преданности собак могу и поспорить. У меня был пес, который убегал туда, где вкусно пахло. И я ползала под столами у соседей, пытаясь забрать его домой. Собаки бывают иногда злыми, трусливыми и нечестными. Сбившись в стаю, они могут напасть даже на ребенка. В этом они похожи на людей...

Не буду гневить Бога и жаловаться на жизнь, детей, любимую работу, возможность заниматься тем, чем мне хочется заниматься, и отказываться от того, что мне не по душе.


Светлана БОЖКО
Фото Анатолия Медзика
газета "День", N154,
четвер, 30 серпня 2001
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован