Казахстан планирует введение временного запрета на импорт нефтепродуктов из России. Существуют два варианта постановления Министерства нефти и газа Казахстана. В первом речь идет о полном запрете импорта высокооктанового бензина и дизельного топлива на полгода, во втором - о введении "количественного ограничения" на тот же срок. Предполагается закрепить за государственным "Казмунайгазом" статус оператора по ввозу нефтепродуктов из России. Указанной компании, а также фонду национального благосостояния "Самрук-Казына"властями предлагается учесть "отрицательный финансовый результат" при реализации данного постановления.
30 января 2013 года в Москве в формате российско-казахстанской межправительственной комиссиипрошлавстреча вице-премьеров России и Казахстана И.Шувалова и К.Келимбетова с целью обсуждения вопросов двустороннего сотрудничества. Основной темой переговоров планировалось рассмотрениеразличных аспектов функционирования комплекса Байконур, однако важную роль заняло обсуждение вопросов сотрудничества вобласти энергетики.
В настоящее время в Казахстане наблюдается дефицит нефтепродуктов в связи с реконструкцией ряда крупных НПЗ, в том числе Павлодарского и Чимкентского. Согласно межправительственному соглашению двух стран взамен импорта из России нефтепродуктов Казахстан должен поставлять нефть. В результате подписанного 19 сентября 2012 года в г Павлодар соглашения, Россия беспошлинно поставляет в Казахстан нефтепродукты, а Казахстан компенсирует России выпадающие доходы бюджета за счёт встречных поставок своей нефти.Однако методика, по которой определяются ее объемы, так и не была утверждена. По официальным данным импорт нефтепродуктов из России в Казахстан в 2012 году составил около 1,3 млн т в год, т. е. примерно 40 млрд руб.
Согласно недавнему заявлению С.Мынбаева, в настоящее время идут внутригосударственные процедуры по ратификации методики, в соответствии с которой Казахстан должен будет поставить в Россию 1,2-1,5 млн. т. нефти, за импортированные в 2012 году нефтепродукты. При этом, по мнению казахстанского министра нефти и газа, для Казахстана более выгодным является поставки нефти в Китай в рамках толлинговых операций, в результате реализации которых Казахстан сможет импортировать нефтепродукты по более низкой стоимости.В этой связи Казахстан планирует довести долю импорта нефтепродуктов из Китая до 500-600 тыс. т, сокращая объем импорта из России. При этом, однако, по словам С.Мынбаева не идет речь о полном отказе от импорта нефтепродуктов из России.
Напомню, что крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в Казахстан является компания "Газпромнефть". В 2012 году компания поставила в Казахстан 550 тыс. т светлых нефтепродуктов.
Попытки переориентации на Китай в энергетической сфере предпринимались представителями политической элиты Казахстана и раньше. Так, 4 октября 2012 года вице-министр нефти и газа Казахстана Б. Акчулаков заявил в г. Алма-Ата, что казахстанские нефтедобывающие компании уже в 2012 году смогут приступить к поставкам нефти за рубежом, когда продукты переработки полностью возвращаются для переработки в Китае по толлинговой схеме. При этом технически, толлинг казахстанской нефти в Китае возможен: китайский НПЗ Душань-цзы расположен недалеко от границы с Казахстаном и технологически ориентирован на переработку казахстанской нефти.
Транспортировку нефти в Китай возможно обеспечить и по магистральному нефтепроводу Атасу-Алашанькоу. Это означает, что в перспективе доля Китая в энергетическом сотрудничестве будет нарастать, что повлечет сокращение объемов сотрудничества с Россией в энергетике.
Заявления о сокращении импорта нефтепродуктов из России стало очередным шагом на пути некоторого охлаждения отношений между Казахстаном и Россией, среди которых можно выделить конфликт вокруг Байконура, инициатива поограничению деятельности в Казахстане банков с иностранным капиталом включая Сбербанк. Вместе с тем, на нынешнем этапе казахстанско-российских отношений представляется маловероятным серьезный разрыв отношений двух стран в энергетической сфере, которая будет означать полную переориентацию Казахстана с России на Китай. Попытка сокращения импорта нефтепродуктов из России скорее следует воспринимать, как попытки Казахстана получить более выгодные условия в рамках российско-казахстанского нефтяного сотрудничества, показать, что сотрудничество с Россией в энергетике не является безальтернативным для Казахстана.
Подобные инициативы Казахстана в сфере энергетики могут восприниматься как следствие деятельности различных лоббистских групп в политической элите Казахстана, которые заинтересованы в укреплении сотрудничества с Китаем. Вместе с тем, подобные конфликты нельзя рассматривать как свидетельство отказа Казахстана от участия в евразийском пророссийском интеграционном проекте, речь скорее идет о технических конфликтах, в основе которых лежат проблема перераспределения материальных ресурсов.
Кроме того, Казахстан пытается проводить политику, направленную на диверсификацию сотрудничества в разных областях, с целью избежать чрезмерной зависимости от одного партнера. Этот процесс развивается параллельно с укреплением сотрудничества с партнерами по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, который означает укрепление интеграционных связей в сфере экономики.
По-видимому, указанные противоречивые тенденции и процессы будут сохраняться в обозримой перспективе в российско-казахстанских отношениях....
"Содружество Независимых Государств"