В начале июля в Казани прошел Третий форум "Стратегии регионального развития". В ходе мероприятия отдельное внимание было уделено роли "информационных инфраструктур в региональном развитии". Представитель CNews.ru внимательно прослушал доклады всех выступавших и некоторые сообщения показались ему небезынтересными. Мозаику любопытных тезисов приводим ниже.
Замминистра
Ведущим секции ИТ на форуме выступил первый заместитель министра связи Борис Антонюк, с его же доклада началась дискуссия участников. В ходе выступления замминистра привел несколько интересных цифр. Так, российский парк персональных компьютеров сегодня насчитывает 13 млн. шт. Из них только 6 млн. подключены к интернету. Средний доход российских операторов в пересчете на одну линию связи составляет сегодня $3,74. В качестве целевых ориентиров заместитель министра связи назвал уровень $8-10 на линию (именно этот диапазон доходов сегодня достигнут в системах связи стран Восточной Европы, которые провели приватизацию предприятий связи раньше России). Достигнуть более высоких доходов на линию связи отечественным операторам мешает так называемое перекрестное субсидирование - механизм, при котором низкие тарифы на услуги городской связи компенсируются высокими ценами на междугороднюю и международную связь. Замминистра сообщил, что перекрестное субсидирование в России будет полностью ликвидировано в ближайшие два-три года.
Среди приоритетов правительства г-н Антонюк отметил задачу осуществления перетока капитала из добывающих отраслей в отрасли высоких технологий. Говоря о работе по совершенствованию прозрачности деятельности государства, замминистра привел пример пересмотра законодательства в сфере связи: "С 1918 по 1945 гг. в СССР было принято несколько тысяч документов, регламентирующих отношения в сфере связи. Все они действуют и только 3 из них открытые (!), остальные же либо закрытые, либо и вовсе находятся под грифом "совсекретно". Министерство связи сегодня структурирует и пересматривает всю эту огромную нормативную базу.
Комментарий г-на Антонюка относительно хода административной реформы был кратким. Замминистра сообщил, что его министерству удалось сократить число выполняемых функций, и напоследок заметил: "Реформа не может идти до тех пор, пока не будут четко определены отношения регионов и центра".
Цифровая Татария
Среди сложностей, которые еще предстоит решить связистам, г-н Антонюк напомнил о более чем 50 тыс. населенных пунктов нашей страны, в которых телефонная связь до сих пор отсутствует. Между тем, данная проблема в наименьшей степени относится к жителям Татарстана. По сообщению министра связи республики Р.Г. Залялова, все телефонные станции Татарстана являются цифровыми (по этому показателю республика занимает первое место в России). Емкость системы составляет 940 тыс. номеров. Число мобильных абонентов сотовой связи в Татарстане на конец первого полугодия 2003 года составляет 771 тыс., число пользователей сети интернет - 155 тыс. За последние годы в Татарстане проложено 3 тыс. км волоконно-оптического кабеля (любопытно, что сеть компании "Татнефть" имеет протяженность 800 км). Все города и районные центры объединены в единую мультисервисную сеть. Как сообщил замначальника управления ГУП УЭС "Таттелеком" О.Г. Разуткин, при создании данной сети "освоено $1,5 млн.".
Безопасность поиска
Первый заместитель министра связи РФ Борис Дмитриевич Антонюк (слева)
и руководитель информационно-аналитического департамента ЦСИ ПФО Афанасьев Георгий Эдгардович (справа)
Первый заместитель министра связи РФ Борис Дмитриевич Антонюк (слева) и руководитель информационно-аналитического департамента ЦСИ ПФО Георгий Эдгарович Афанасьев (справа)
В ходе секции, посвященной информационной безопасности, эксперты обсуждали традиционные для отрасли проблемы: сертификация, лицензирование, ЭЦП. Все эти темы традиционно укладываются в более узкое понятие "защита информации". Расширить взгляд на проблему до уровня информационной безопасности и обсудить вопросы стратегии развития в данном направлении предложил руководитель информационно-аналитического департамента ЦСИ ПФО Афанасьев Георгий Эдгардович.
В качестве примера опасностей, которые чаще всего остаются за рамками обсуждения, г-н Афанасьев привел угрозу манипулирования результатами работы поисковых систем: "Поисковые системы ("Яндекс", "Рамблер") приобретают сегодня критическое значение для системы информационной безопасности. Только представьте ситуацию, при которой умышленно блокируется поиск данных в каких либо разделах знаний, либо данных о какой-либо организации. На наш взгляд, это несет в себе серьезную угрозу информационной безопасности".
Жалобы и предложения
Одним из первых с предложением в адрес Минсвязи выступил В.В. Дьячков, генеральный директор "ICL-КПО ВС" (46 место в рейтинге CNews100): "Тендеры в России проводятся сроком на 1 год, а за год глобальную систему создать нельзя, - считает специалист. - Во многих странах тендеры на большие проекты заключаются на 5, а иногда даже на 15 лет". В ответе на предложение увеличить срок выполнения проекта по условиям конкурсов замминистра связи Борис Антонюк сообщил, что в рамках программы "Электронная Россия" конкурсы проводятся, в том числе, и на 2 года, а на более продолжительный срок делать это запрещают многие законы нашей страны.
Следующее предложение поступило от президента корпорации "Парус" Александра Карпачева: "Развитие информационных технологий в регионе происходит гораздо быстрее при наличии программы "Электронный регион". Глава "Паруса" призвал руководителей субъектов РФ выделять деньги на создание таких программ. В качестве примера г-н Карпачев привел опыт нескольких городов и республик, данные о бюджетах которых на создание программы приводятся в таблице.
Регион / город Объем средств, выделенных на разработку программы "Электронный регион", млн. руб.
Эвенкия 3,2
Липецк 4
Чувашия 1,44
Челябинск 4,95
Республика Саха 4,95
С жалобами выступали многие представители телекоммуникационных монополистов, успевшие создать сети со значительными ресурсами емкости, но пока не сумевшие эти ресурсы выгодно задействовать. Предложение связистов кратко можно резюмировать следующим образом: строить параллельные сети не нужно (мы уже построили), ведь это напрасная трата бюджетных денег. Не вдаваясь в обсуждение преимуществ и недостатков использования чужой сети государственными структурами на основе аутсорсинга, Борис Антонюк сообщил, что все силовые ведомства уже согласились с тем, что они должны быть потребителями услуг, и строить собственные параллельные сети им не стоит: "Сеть должна быть одна с минимум 100%-ным резервированием по всей стране. Этим будет достигнута экономия бюджета разных уровней", - сообщил замминистра.
Восстановление нормальной жизни, характерное для большинства сфер хозяйства нашей страны, пока не достигло области защиты от иностранных технических разведок. Об этом участникам форума сообщили казанские специалисты. Оказалось, что на многих предприятиях отделы ПДИТР (Противодействие иностранным техническим разведкам) до сих пор закрыты. Результаты спецэкспертиз предприятий по этому важному вопросу часто фальсифицируются: организации выбирают те центры, которые выдадут положительное заключение, сделают все быстро и дешево - отсюда и проблемы. Из 50 лицензионных центров в России действует только 18. Являясь руководителем одного из 4 лицензионных центров, расположенных в Поволжском федеральном округе, докладчик предложил усилить проверки в работе своих коллег для наведения порядка.
10.07.03, Чт, 16:03, Мск
Максим Казак / CNews.ru