Анализируя развитие экономики России в постсоветский период, можно увидеть, что никакого сырьевого проклятия в нашей стране не было, нет и в принципе не должно быть. Признаки сырьевого проклятия, которые неизбежно присущи слаборазвитым нефтегазодобывающим государствам, к России никакого отношения не имеют.
Аналогично, голландская болезнь, вызывающая самоуспокоенность властей развитых стран из-за переизбытка поступления валюты, также к России никакого отношения не имеет. Но если ни сырьевого проклятия, ни голландской болезни в России нет, то что же есть, что характерно для экономики России?
Это - проклятие собственности при отсутствии каких-либо демократических основ её присвоения.
Вот уже почти 30 лет (с начала горбачёвской перестройки) происходит расхищение и с позволения властей присвоение некогда советской общенародной собственности. Присвоение собственности всегда прикрывалось "придуманными" властями законами, организационно-правовыми формами. При Горбачеве до 1992 г. это были аренда госимущества, многочисленные СП, ТОО, ЗАО и т.п., которым передавалась собственность (основные фонды) и право самостоятельно распределять и присваивать денежные доходы.
В СССР собственностью считались основные и оборотные фонды, которые отдавались в оперативное ведение предприятиями и колхозам. Доходы от владения этой государственной квазинародной, квазиобщественной собственностью (за вычетом небольших премий трудовым коллективам) изымались в государственный бюджет. Экономические реформы А.Косыгина (внедрение хозрасчёта) быстро затухли, так как КПСС не хотела делиться доходами от госсобственности. Горбачёвские перестроечные экономические реформы, допустившие разбазаривание советской госсобственности, оказались меж двух огней. Они не нравились истинным коммунистам и не нравились новой либерально-демократической элите, которой мало что доставалось. Им хотелось больше. Им хотелось всё: и власть, и собственность, и, главное, присвоение доходов от собственности. По моему мнению, последнее привело к краху перестроечный (плохо продуманный) режим Горбачева, к ликвидации КПСС, претендующей (как и новая элита) на ту же самую советскую госсобственность. К новой элите присоединились "красные" директора предприятий, не понимая, что тем самым они себе подписали приговор.
Начавшийся в 1992 г. переход к провозглашаемому либерал-демократами рынку, к возврату в России капиталистического строя сразу проявил, кто есть кто. Обещанный Григорием Явлинским через 500 дней капитализм был не более чем бумажной выдумкой. Обещанный Борисом Ельциным через девять (всего-то!) месяцев благоустроенный капитализм с равновесными ценами был не более как плод воображения младореформаторов Егора Гайдара, Анатолия Чубайса и иже с ними.
Попытки первой Госдумы РФ во главе с её спикером Русланом Хасбулатовым повернуть общество к построению "правильного" капитализма были задавлены танками и расстрелом Белого дома. Иллюзии растворились. Стало ясно: основной целью августовской революции (путча) 1991 года была денационализация советской государственной собственности новой элитой, захватившей власть и поставившей во главе государства коммунистического перебежчика, бывшего кандидата в члены Политбюро КПСС, обиженного бывшей властью Бориса Ельцина. Кстати, я не припомню ни одну мало-мальски экономическую или политическую статью, написанную лично Б.Ельциным, где он бы излагал свои взгляды.
Моментально уже с начала 1992 г. началась чековая приватизация, потом в 1995 г. - залоговые аукционы, потом - вялотекущая приватизация, которая не прекращалась ни на один день. Сегодня нам говорят о новой волне приватизации.
Но то, что власти называют приватизацией, не имеет никакого отношения к чисто экономическому определению термина "приватизация". В "Новой экономической энциклопедии" (Москва, ИНФРА-М, 2005.) под приватизацией понимается "реформа отношений собственности, заключающаяся в продаже или безвозмездной передаче государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц". И далее в энциклопедии подчёркивается: "основным побудительным стимулом приватизации является оздоровление экономики предприятий за счёт частных инвестиций, в том числе иностранного капитала".
Много ли госсобственности получил каждый гражданин России? В 1992 г. каждому гражданину России выдали за 25 рублей приватизационный чек. Я тоже получил за 25 рублей чек и вложил его в чековый приватизационный фонд "АВС-ЭФФЕКТ". Я регулярно получаю приглашения прийти на общее собрание акционеров. В мае 2013 г. я получил очередное приглашение, в котором говорится, что за 2012 г. будут выплачены дивиденды в размере 9 (Девяти) рублей на 1 (Одну) акцию. Приведу последнюю фразу из присланного мне бюллетеня для голосования: "Уважаемые акционеры! Во избежание недоразумений напоминаем Вам, что номинальная стоимость 1 (Одной) акции ОАО "АВС-ЭФФЕКТ" после деноминации 1998 г. составляет 1 (Один) рубль и полученные Вами ваучеры стоимостью 10 000 (Десять тысяч) рублей после деноминации 1998 г. стали стоить 10 (Десять) руб. Просим впредь не предъявлять в наш адрес необоснованных претензий по суммам, вложенным в акции ОАО "АВС-ЭФФЕКТ"". Получается, что мне от всего национального богатства СССР досталась собственность в размере лишь 10 рублей. Не менее смешными выглядят ежегодные дивиденды.
Также можно задать вопрос, много ли госсобственности получили трудовые коллективы, точнее работники этих коллективов. Ответ будет близок к тому, о чём написано чуть выше. Становится ясным, что вектор развития всей экономики постсоветской России - это присвоение и постоянный передел собственности под видом и под прикрытием приватизации.
Зададимся теперь главным вопросом, для кого и для чего присваивается бывшая советская собственность.
Прекрасным примером является окончание очередной сессии Госдумы РФ, которая с необычайной поспешностью приняла в двух чтениях законопроект о реформировании Российской Академии наук (РАН). Суть этой реформы - отъём государственной собственности, находящейся до сих пор во владении РАН и подчинение её некоему Агентству по управлению этой собственностью. А если взглянуть поглубже, то суть реформы РАН - это владение и пользование доходами от распоряжения собственностью.
Очередное "проклятие собственности" налицо. Проклятие - для граждан России: очередная порция госсобственности уплыла от них. Благоденствие - для новой кучки чиновников Агентства, к которым эти доходы приплыли. Конечно, часть приплывших доходов уйдет выше - а Правительство РФ, администрацию Президента РФ, в законодательные и правоохранительные органы. Лозунг бывшего министра финансов России Александра Лифшица "надо делиться" - в действии, но в извращенном виде: надо делиться с властью, но не с народом.