10 августа 2005
5352

Кинорежиссер и сценарист Виктор Мережко: `Трюкач - это товар штучный`

Завтра в Москве откроется VIII Московский международный фестиваль трюкового искусства и кино "Прометей". Все эти годы вице-президентом фестиваля был и остается известный кинорежиссер и сценарист Виктор МЕРЕЖКО. В интервью "Новым Известиям" он рассказал о том, почему российское кино, в отличие от американского, не хочет заменять живых трюкачей-каскадеров компьютерными спецэффектами.

- Сегодня многие трюковые сцены высокобюджетных фильмов производятся на компьютере. На ваш взгляд, означает ли это, что эра каскадеров окончена?

- Лично у меня такие фильмы вызывают только одно чувство: ужас. Вроде бы мы все против клонирования человека, но 3D кинематограф - это тоже клонирование, клонирование души. Там, где нет живого человека, нет и искусства. А трюк настоящий от трюка компьютерного отличается так же, как настоящий помидор от муляжа. Человека компьютером полностью заменить нельзя.

- Именно поэтому в российском кино предпочитают каскадеров анимационным спецэффектам?

- Голливуд, в отличие от российского кино, действительно уже сильно избалован компьютером, а у нас все исполняется вживую. Выходит, что сложная финансовая ситуация способствовала росту мастерства наших трюкачей. Я сужу по себе. Сейчас занимаюсь съемками двухсерийного фильма "Московская молодость", где снимаются каскадеры. С огромным удовольствием работаю с ними.

- Вы действующий режиссер и драматург. Что вас заставляет уделять внимание фестивалю "Прометей"?

- То, чем занимается фестиваль и школа каскадеров "Мастер", не может меня не восхищать. Игорь Панин, председатель объединения каскадеров "Мастер", умудрился создать настоящее братство людей мужественных, высокопрофессиональных и влюбленных в кино.

Я вижу, как многое меняется на глазах. За время существования "Мастера" и "Прометея" выросло множество молодых каскадеров, которые умеют рисковать и умеют работать. Кроме того, школа каскадеров - это место, где маленькие дети учатся настоящей, подлинной "крутости" вместо того, чтобы шататься без дела по подворотням. Я уже не говорю о том, что без качественных трюков, без постоянного повышения уровня мастерства невозможно развитие кинематографа.

А почему я занимаюсь "Прометеем"? Тут все просто: я пользуюсь большим авторитетом среди наших кинематографистов, а потому могу по мере возможностей защищать это хорошее дело.

- Разве каскадеров необходимо от кого-то защищать?

- Поводы, к сожалению, находятся.

К примеру, в последнее время началась настоящая травля "Мастера". Многим не нравится, что школа каскадеров занимает хорошую землю в Сетуньском стане.

- Вы считаете, что рано или поздно наш "экшн" превратится в настоящую индустрию, как в Голливуде?

- Понимаете, настоящий трюк никогда не станет частью индустрии. Это товар штучный. Редкие люди способны на действительно мужественный поступок. Говорить о баснословной прибыли трудно, но я хочу, чтобы хорошим трюкачам платили достойные деньги и давали возможность сниматься в хороших фильмах.

10 августа 2005 г.

ИРИНА РУСАНОВА, "Новые Известия"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован