Реформа Росатома пробуксовывает на нормативно-правовом поле
Минпромэнерго, РАО "ЕЭС России" и Росатом к декабрю завершат работу над созданием комплексной программы строительства генерирующих мощностей, которая будет увязана с топливно-энергетическим балансом страны. Об этом сообщил глава Росатома Сергей Кириенко. При этом он пообещал, что в мае появится предварительный план строительства первоочередных объектов, включая атомные станции. В планах Росатома строить не менее двух энергоблоков в год, с таким расчетом, чтобы в дальнейшем сдавать в эксплуатацию готовую АЭС каждые 5-6 лет. Таким образом, в России до 2030 года предполагается сдать в эксплуатацию минимум 40 ГВт новых атомных мощностей. По этим планам, уже к 2020 году доля АЭС в энергобалансе страны повысится с нынешних 16% до 23%.
Успех выполнения этих задач так или иначе ставится в зависимость от реформирования атомной отрасли. Преобразования связывают с появлением в конце 2005 года во главе Росатома Сергея Кириенко. Впрочем, как сказал вчера "НГ" информированный источник в Росатоме, "слово "реформа" у нас под запретом". Вместо него считается корректным употреблять выражение "программа развития". Она должна быть рассчитана на 25 лет вперед. Первый этап, который предусматривает подготовку к выстраиванию крепкой вертикально интегрированной структуры, в которой найдется место и частным инвесторам, должен быть завершен до марта будущего года.
Концепция реформы будет готова к концу мая, хотя вначале говорили о середине марта. Из этого можно заключить, что старт реформы атомной отрасли несколько откладывается. Напомним, еще полтора-два месяца назад Сергей Кириенко говорил о том, что вся подготовительная работа будет завершена до конца года, чтобы уже в январе 2007 года реформаторы получили бы возможность выйти на оперативный простор. Пакет законопроектов должен был быть внесен в Госдуму в середине марта, однако председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев изначально выражал сомнения в том, что рабочая группа своевременно справится с поставленной задачей. Вчера сотрудник аппарата комитета подтвердил: законопроектов по реформированию атомной отрасли страны официально не вносилось. "Хотя, - уточнил он, - какие-то документы в комитете уже видели и знакомились с ними".
Надо признать, что перед разработчиками стоит крайне сложная задача - ограничить полномочия государства и определить возможности привлечения бизнеса. Решающий шаг в этом направлении - акционирование ФГУП "Росэнергоатом". Считается, что, после трансформации из унитарного предприятия в акционерное общество компания получит возможность привлекать кредиты и другие виды заимствований.
Крайне сложно отделить коммерческую составляющую от военной. Цель практически не достижимая, ведь добыча и переработка радиоактивных материалов для военного и мирного атома проводится на одних предприятиях. Еще один правовой тупик, выход из которого сейчас пытаются найти реформаторы, - закрепленный законом запрет на приобретение и использование ядерного топлива частными компаниями. Подходящих решений, похоже, найти пока не удается. Видимо, поэтому Сергей Кириенко наложил в ведомстве вето на разговоры о предстоящей приватизации. "Любые разговоры о приватизации АЭС и атомных объектов - это либо провокация, либо некомпетентность, либо то и другое вместе", - подчеркнул глава Росатома.
"Без нормативно-правового обеспечения наша реформа, или, если угодно, программа развития отрасли, невозможна", - признает источник в Росатоме. В свою очередь представитель профильного комитета Госдумы говорит, что нет никаких гарантий, что пакет законопроектов появится в срок. Для федеральных органов исполнительной власти необязательность в порядке вещей. "Минтранс тоже обещал внести в Госдуму закон о платных дорогах в течение двух недель. Прошло два года, а его никто так и не увидел", - провел неожиданную аналогию источник "НГ" в Госдуме.
17.04.2006
Игорь Наумов
Опубликовано в Независимой Газете от 17.04.2006