15 ноября 2004
2999

Китайская матрица Сергея Лаврова

Россия торопится решить пограничные проблемы

Вчера глава российского МИДа Сергей Лавров поведал общественности о желании Москвы "провести границу и заключить мирный договор" с Японией. В эфире НТВ министр напомнил о декларации 1956 года, "в которой предлагается отдать Японии два южных острова и на этом поставить точку".

Российский МИД и прежде исходил из того, что прекратившая состояние войны между двумя странами декларация ратифицирована парламентами и является действующей. Девятая статья декларации предлагает сперва подписать мирный договор между Москвой и Токио, а потом отдать Японии небольшой остров Шикотан и гряду Хабомаи. Более крупные и стратегически важные острова Итуруп и Кунашир по умолчанию остались бы у России. Реализовать это решение оказалось невозможно - японские политики хотят получить Южные Курилы целиком, а их российские коллеги не были готовы поступиться даже малым.

Тема декларации 1956 года возникла незадолго до намеченного на начало 2005 визита в Японию президента Владимира Путина явно не случайно. Еще в 2000 году во время визита в Страну восходящего солнца Путин говорил японцам о признании Москвой этой декларации, но идея территориального компромисса в Токио воспринята не была. Грядущая поездка президента приурочена к 150-летию первого двустороннего договора - Трактата о торговле и границах от 7 февраля 1855 года. Поскольку тот договор оставил Южные Курилы на японской стороне, в Токио надеются использовать торжества в свою пользу. Однако Москва считает, что Южные Курилы перешли к ней в 1945 году абсолютно законно после поражения Японии во Второй мировой войне в соответствии с договоренностями союзных держав в Ялте и Потсдаме.

Источник "Времени новостей" в МИД РФ вчера заметил, что в российской политике на японском направлении изменений не произошло. Однако ситуация на дальневосточных рубежах России сейчас существенно изменилась - благодаря окончательному решению другой территориальной проблемы, с Китаем.

Месяц назад Россия и Китай решили пограничный вопрос, поделив три спорных острова на Амуре и Аргуни. Москва и Пекин укрепили тылы и теперь им будет легче отстаивать свои интересы в общении с трудными партнерами. Кстати, спор между Россией и Китаем был на руку японцам. Японские политики в прошлом возлагали надежды на то, что Москва, напуганная реальной или мнимой "китайской угрозой", неизбежно обратится за поддержкой к Токио. В таком случае вопрос о территориях автоматически решался бы в пользу Японии. Теперь же Токио будет трудно делать вид, что все по-прежнему.

Эксперт по проблемам безопасности в Восточной Азии, член-корреспондент РАН Василий Михеев в интервью газете "Время новостей" высказал предположение, что наиболее примечательный аспект вчерашнего выступления Сергея Лаврова - это попытка подать в одной связке нерешенную территориальную проблему с Японией и решенную проблему с Китаем. Он полагает, что у Токио и Москвы сейчас хороший шанс договориться: "С точки зрения внутриполитической ситуации в России и Японии сейчас наиболее благоприятное время для компромисса и взаимных уступок. Путин может позволить неординарные шаги во внешней политике, да и в Японии после серии выборов власть Коидзуми выглядит весьма прочной". Василий Михеев полагает, что компромисс на основе декларации 1956 года был бы правильным: "Создается впечатление, что для российского президента наиболее важным является вопрос не "за сколько" решить эту проблему, а как именно ее решить".

Сергей Лавров недвусмысленно поставил в пример Японии российско-китайское партнерство, развивающееся "без оглядки на эмоции и исторические изыскания". По словам министра, "отношения с Китаем вышли на такой уровень партнерства, когда торгом не занимаются две страны", и уже "нельзя ставить вопросов, кто что получил в результате обмена".

Контраст заметен. В начале сентября японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми устроил беспрецедентно демонстративный осмотр Южных Курил. В течение пяти часов он путешествовал в море на сторожевике береговой охраны, рассматривая в бинокль Хабомаи и Кунашир. Невозможно себе представить, чтобы китайский лидер Ху Цзиньтао устроил бы аналогичную прогулку по Амуру у набережной Хабаровска. Если бы Китай продолжал провокационную пограничную политику Мао Цзэдуна, увенчавшуюся в 1969 году трагедией на Даманском, никаких компромиссов и договоренностей между нашими странами не появилось бы.

Однако надо осознавать, что даже самый выгодный для России компромисс с Японией на основе декларации 1956 года приведет к тому, что размер российских Курил станет меньше. Так что выступление Сергея Лаврова вполне могло быть завуалированным сигналом российской общественности, что к каким-то уступкам надо быть готовыми. Министр подчеркнул, что при размежевании с Китаем "российское население ни в коей мере не пострадало", просто оно "недостаточно информировано". Оно, впрочем, и не могло быть информировано, поскольку детали соглашения стали известны лишь после его подписания. Василий Михеев посетовал "Времени новостей", что, как и в случае с Китаем, территориальная проблема с Японией "решается втихаря, но завеса секретности - это не метод для дипломатии демократической страны".

Александр ЛОМАНОВ

http://www.vremya.ru/2004/208/4/112320.html

15.11.2004

Роман Мухаметжанов
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован