Бузовская Лариса Владимировна
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
TRAINING TESTS AT THE BEGINNER’S LEVEL OF CHINESE LANGUAGE
Buzovskaya Larisa Vladimirovna Siberian Тransport University, Novosibirsk
Опубликовано в сб.: «Современные технологии и инновации в педагогической системе образования: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции», 25 января 2016. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород,НОО «Профессиональная наука», 2016 72 с. ISBN: 978-5-00-005468-7
Аннотация
В настоящее время тест рассматривается не только как контрольно-измерительная единица достижений обучающегося, но и как средство интенсификации и активизации его учебно-познавательной деятельности. В статье рассматривается обучающая функция педагогического тестирования, возможность создания обучающих тестов по китайскому языку с целью формирования языковой компетенции.
Ключевые слова: китайский язык, обучающая функция, формирующий тест, языковая компетенция
Abstract
Currently a test is considered not only as learner’s achievements’ assessment unit, but also as a means of intensification and activization of his learning activity. The article also dwells upon the training function of pedagogical testing, the possibility of creating teaching tests in Chinese language on the purpose of forming linguistic competence. Key words: Chinese language, teaching function, formative test, linguistic competence
В настоящее время проблема создания иразвития эффективных методик обучениякитайскому языку актуальна как никогда. Использование современных педагогических технологий позволяет не только обеспечить интенсификацию учебного процесса, повысить мотивацию изучения иностранного языка, но и даёт возможность преподавателю наполнить учебный процесс новым содержанием.
Требования современных ФГОС диктуют широкое применение в учебном процессе компьютерных программ и тестирования, которое, как правило, рассматривается как наиболее объективный метод оценки образовательных достижений обучающихся, научно обоснованный метод оценки знаний.
При определении термина «тест» большинство исследователей рассматривают его как инструмент педагогического измерения. В.С. Аванесов определяет тест как метод и результат педагогического измерения [1, с.188]. В.С. Ким характеризует тест как систему тестовых заданий, измеряющую уровень и структуру подготовленности испытуемых. [5, с.19]. Несмотря на разнородность определения теста, в его основе всегда «лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства» [6, с.30].
Рассматривая тест как инструмент, метод педагогического измерения или систему тестовых заданий необходимо учитывать, что тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Зачастую обучающая функция тестов понимается лишь как мотивирование обучающихся к активизации в учебной деятельности, а возможности применения тестов в обучающем режиме не нашли еще широкого применения.
Цель настоящей работы рассмотреть обучающую функцию педагогического тестирования, изучить степень исследованности данной проблемы и на основе существующих теорий и практик определить возможность создания обучающих тестов по китайскому языку с целью формирования языковой компетенции.
Об обучающей функции педагогического тестирования в своих работах неоднократно говорит В.С. Аванесов [1, 2, 3]. Так, например, он рассматривает задания в тестовой форме как «технологическое средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующий активизации учения, повышению качества знаний» [3]. В работах В.С. Аванесова четко разграничиваются понятия задание в тестовой форме и собственно тест, так как, по его убеждению, «не всякое задание в тестовой форме может стать тестом». [3].
Понятие обучающий тест мы встречаем в книге А.Н Майорова. Он выделяет формирующие (обучающие) тесты и характеризует их как «тесты, используемые для контроля за прогрессом обучения в ограниченном сегменте». Обучающими они названы потому, что такие тесты «охватывают ограниченную область обучения, обеспечивают быструю обратную связь преподавателя с обучающимся по корректировке отдельных ошибок» [6, с.44].
В большинстве случаев обучающие тесты разрабатываются с конкретной инструкцией для исправления обнаруженных ошибок. На наш взгляд такая инструкция может быть дана непосредственно в комментариях к тесту, и появляется сразу в случае неправильного ответа. Инструкция может быть и отложенной по времени, например, по окончании выполнения теста обучающийся видит, что на некоторые вопросы даны неверные ответы и инструкция (комментарий) рекомендует ему повторить материал в целом, конкретный параграф, отдельное правило или же побуждает обратиться за консультацией к преподавателю.
В первых работах Н.А. Сеногноевой по обучающему тестированию была предложена технология обучения под рабочим названием «обучающие тесты», которая в последствии была названа тестами учебной деятельности как разновидность учебных тестов [7, с.75]. Сеногноева Н. отмечает, что обучающими тестами принято называть тесты, ориентированные на оценку самого процесса обучения. Она определяет тест учебной деятельности «как форму задания, сутью которой является наличие альтернатив состава действий» [8, с.9].
Тест учебной деятельности состоит из обучающей части и контролирующей, цель которой оценивание степени усвоения материала. Автор вышеупомянутой технологии разрабатывала еёприменительно к естественнонаучному циклу предметов. На наш взгляд, такую технологию вполне возможно применить и к гуманитарному циклу, в частности для разработки обучающих тестов по китайскому языку. Нашей задачей является конструирование и использование в учебном процессе тестов с целью формирования языковой компетенции. Согласно определению словаря, языковая компетенция состоит во владении системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом [4, с.362]. Опыт показал, что для формирования языковой компетенции китайского языка по всем его уровням, включая графемный, можно успешно применять обучающие тесты. Хотя мы стоим ещё только в начале пути решения этого вопроса.
В настоящее время делаются первые шаги в конструировании и апробации заданий в тестовой форме по китайскому языку. При их создании учитываются требования, изложенные В.С.Аванесовым в его работах [2, с.127]. По форме равнозначно применяются задания открытой формы и заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов. Для формирования графемного уровня языка (умение написать фонетическую запись пиньинь, графему или иероглиф), как правило, используется бумажный носитель.
Делая предварительный вывод, можно сказать, что языковые тесты имеют большой образовательный потенциал, их можно и нужно применять в учебных целях, с их помощью возможно формировать языковую компетенцию. Кроме того, опыт работы с заданиями в тестовой форме, показывает, что у обучающихся снимаются психологические трудности изучения китайского языка, активизируется учебно-познавательная деятельность. Исследование в области конструирования и применения 18 обучающих тестов по китайскому языку имеет дальнейшую перспективу.
Библиографический список
1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд. доп. — М.: Центр тестирования, 2002г. — 240 с.
2. Аванесов В.С. Применение тестовых форм в e-LEARNING с применением дистракторного анализа// Образовательные технологии. — 2013. — №13, С. 125-135 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iedtech.ru/files/journal/2013/3/avanesov.pdf (дата обращения: 04.09.2015)
3. Аванесов В.С. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях [Электронный ресурс]. URL: http://testolog.narod.ru/Theory55.html (дата обращения: 15.12.2015)
4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009 — 448 с.
5. Ким В.С. Тестирование учебных достижений. Монография. — Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007. — 214 с.
6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). — М.: Интеллектцентр, 2001.— 296 с.
7. Сеногноева Н.А. Тесты учебной деятельности: инновационная педагогическая технология// Инновации. — 2005. — № 2. —С. 75-77.
8. Сеногноева Н.А. Технология тестов учебной деятельности как средство оценивания результатов обучения: Автореф. дис. докт. пед. наук. — Киров, 2006. — 44 с.