20 марта 2006
1642

Комментарий епископа Венского и Австрийского Илариона по поводу отказа папы Римского от титула `Патриарх Запада`

Накануне информационные агентства распространили сообщение о том, что папа Римский Бенедикт XVI отказался от титула "Патриарх Запада". Насколько этот шаг можно расценивать как признак улучшения отношений Ватикана с Православными Церквами, рассуждает епископ Венский и Австрийский Иларион.

В прессе появились сообщения о том, что в новом издании "Annuario Pontificio" за 2006 год отсутствует один из девяти титулов Римского папы: "Патриарх Запада". Теперь список титулов папы звучит так: "Епископ Рима, викарий Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен города-государства Ватикан и раб рабов Божиих".

Некоторые аналитики увидели в отказе от титула "Патриарх Запада" признак стремления папы улучшить отношения с Православными Церквами. Комментируя данное опущение, кардинал Акиле Сильвестрини, бывший префект Конгрегации восточных Церквей, сказал: "В прошлом Патриархат Запада противопоставлялся Патриархату Востока. Я думаю, что папа хотел устранить такого рода противопоставление, и его поступок мотивировался стремлением к экуменическому прогрессу".

Однако никакого "Патриархата Востока" Православные Церкви никогда не знали. В византийскую эпоху существовало четыре Восточных Патриархата - Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Римский Патриархат воспринимался как "первый среди равных" в диптихе Церквей вплоть до 1054 года, когда общение между Востоком и Западом было прервано. Таким образом, на Западе существовал единственный Патриархат - Римский, тогда как на Востоке было четыре Патриархата. Западный Патриархат вместе с четырьмя Восточными Патриархатами образовывали так называемую "пентархию".

Остается загадкой, каким образом опущение титула "Патриарх Запада" может улучшить отношения Римского престола с Православными Церквами. Скорее, наоборот, данное опущение может восприниматься как подчеркивающее претензию на вселенскую церковную юрисдикцию, отраженную в других титулах папы Римского.

Из всех титулов папы наиболее приемлемым для православных является титул "епископа Рима", указывающий на власть папы как епархиального архиерея города Рима. Титул "архиепископа и митрополита Римской провинции" указывает на то, что власть папы распространяется на всю Римскую область, а не только на город Рим. Титул "примаса Италии" указывает на то, что епископ Рима является "первым среди равных" в ряду итальянских епископов, то есть, пользуясь православной терминологией, главой Поместной Церкви. При таком толковании все три титула были бы приемлемыми для православных в случае восстановления евхаристического единства между Востоком и Западом.

В этом случае папа Римский мог бы восприниматься и как "Патриарх Запада", т. е. глава тех христиан, которые не входят в юрисдикцию древних "Восточных" Патриархатов и тех Поместных Православных Церквей, которые образовались во втором тысячелетии.

Модель возможного единства между Востоком и Западом будет обсуждаться в рамках Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которая встретится после шестилетнего перерыва в Сербии осенью 2006 года. Разумеется, эта модель будет носить лишь гипотетический характер, поскольку на пути к евхаристическому единству стоит множество препятствий догматического и экклезиологического характера. Однако главным препятствием на пути к единству, по мнению многих православных богословов, остается именно учение о вселенском примате римского епископа - учение, которое станет основной темой переговоров между православными и католиками в рамках Смешанной комиссии.

В этом контексте наиболее неприемлемыми и даже скандальными, с православной точки зрения, являются именно те титулы, которые подчеркивают претензию папы на вселенскую юрисдикцию: "викарий Иисуса Христа", "Преемник князя апостолов", "Верховный понтифик Вселенской Церкви".

По учению Православной Церкви, у Христа нет и не может быть "викария" - земного представителя, который управлял бы Вселенской Церковью от Его имени.

Титул "преемника князя апостолов" отсылает к римскому учению о том, что верховная власть Петра, перешедшая к римскому епископу, подчиняет ему Вселенскую Церковь. Данное учение неоднократно оспаривалось в православной полемической литературе.

Звание "верховного понтифика" (pontifex maximus) носили римские императоры-язычники. От этого звания не отказался император Константин после своего обращения в христианство. Однако применительно к Римскому папе звание "верховный понтифик Вселенской Церкви" указывает на вселенскую юрисдикцию папы, которую никогда не признавали и не признают Православные Церкви. Именно от этого звания папе следовало бы отказаться в первую очередь, если бы изменение титулатуры было действительно мотивировано стремлением к "экуменическому прогрессу" и улучшению отношений с Православными Церквами.

Хотелось бы надеяться, что Папский Совет по содействию христианскому единству даст официальное разъяснение по данному вопросу.

+Епископ Венский и Австрийский Иларион, Представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях

3 марта 2006 г.
Документы
Пресс-служба Московской Патриархии

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован