Зачем в школе изучать литературу?
Зачем заставляем выполнять анализ текста, если ни один ученик никогда не видит в этом смысла? Если над этим иронизируют преподаватели других предметов? Выходит, что нужно это только самим учителям и только они понимают смысл этого и находят связь между литературой и жизнью...
Неоднократно приходится слышать: "Там, где начинается анализ, заканчиваются чувства и эмоции". А ведь мы стараемся привести учащихся к рефлексии.
Соотносится ли классическая литература (именно она представлена в первую очередь в школьной программе) с современной жизнью? Другими словами, актуальны ли проблемы и темы школьной программы для современного школьника? А ведь в любой программе акцент делается на соответствие изучаемого произведения возрастным интересам ученика, проблематике возраста.
Отвечаем ли мы на вопросы, которые интересуют молодёжь или навязываем своё мнение и видение?
Какова глобальная цель всех анализов, а в целом изучения литературы?
Каковы итоги рефлексии педагога по преподаванию литературы?
Тэги: литература в школе, цель изучения литературы, цель анализа текста
Поделиться...
ОБСУЖДЕНИЕ
Марина Валерьевна Михайлова 2011-08-07 00:17:57 - Марина Валерьевна Михайлова
Любовь Валентиновна, я - биолог-химик, но к литературе отношусь очень уважительно и считаю, что умение анализировать текст очень важно для успешной учебы по другим предметам, как гуманитарным, так и естественным. А чувства...так анализируя текст, мы разбираемся в чувствах и ощущениях автора и учимся понимать самих себя...
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 00:22:23 - Любовь Валентиновна Колганова
Марина Валерьевна, и мы, учителя литературы, так же считаем. А вот дети? они же искренне уверены, что это бесполезный тяжёлый труд, отнимающий время. А то, что не любишь, не нравится, мало пользы приносит...
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 00:22:45 - Олег Юрьевич Альвухин
Человек без рефлексии,- просто мразь...ё
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 00:25:08 - Любовь Валентиновна Колганова
Олег Юрьевич, прямо уж так...
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 00:25:19 - Лариса Алексеевна Тюлина
Любовь Валентиновна! во многом ответы на вопросы, которые вы поднимаете, зависят от личности преподавателя литературы. Если педагог любит свой предмет, понимает учеников, то на уроках будет обсуждение, споры, тогда это будет интересно всем, если же педагог вооружился одной не очень хорошего качества методичкой, то это действительно будет навязыванием какой-то одной точки зрения. Согласна, что там, где начинается анализ, там заканчиваются чувства и эмоции. Но ведь в жизни мы учим анализировать свои поступки детей, учим сдерживать свои порывы, не забывать про свой разум. Поэтому анализ поступков героев очень важен. Часто упрекаем, что дети костноязычны, плохо формулируют свои мысли на письме, невыразительно говорят. Именно анализ построения предложения, лингвистический анализ текста поможет ученикам хорошо владеть устной и письменной речью. И не согласна с утверждением, что анализ произведения не нужен ни одному ученику! Нужен, и очень многим!
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 00:29:24 - Олег Юрьевич Альвухин
Рефлексия делает человека человеком...
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 00:30:36 - Любовь Валентиновна Колганова
Лариса Алексеевна, спасибо! Должна сказать, что, конечно же, написанное не является моей точкой зрения. Это накопленные за несколько лет мнения учеников и даже педагогов. И вчера на ПроШколе проскользнуло это же. Потому и задаюсь подобными вопросами.
Олег Юрьевич, согласна. Но это ведь зависит от того, к чему именно приходит человек в результате рефлексии.
Ольга Юрьевна Балабанова 2011-08-07 00:33:51 - Ольга Юрьевна Балабанова
Литературы была моим любимым предметом в школе. Спасибо учителям. До сих пор читаю и много.
Анализ поступков героев просто необходим. Своеобразная школа жизни. Анализ построения предложений - а как без этого? Анализ произведения нужен, еще как!
Геннадий Васильевич Соловьев 2011-08-07 00:34:23 - Геннадий Васильевич Соловьев
На самом деле учитель учителю - рознь. Некоторые учителя по старинке заставляют детей учить стихи, готовить пересказы прозаических произведений. Правда, в связи с ЕГЭ начинается переход к анализу текста. Не надо так клеймить эту процедуру. Любое действо, которое учит детей рассуждать, правомочно. Другое дело, что одни ученики до 11 класса не могут тему произведения определить. Но ребята с филологическими наклонностями должны и могут производить анализ текста.
А актуальность классики всегда современна. `Ревизор` и `Мертвые души` Гоголя соотносятся с современной проблемой коррупции. А в `Евгеннии Онегине` разбросан целый клад современных проблем: `государство богатеет...когда простой продукт имеет` - а мы загубили свой `простой продукт` - сельское хозяйство. И порядочность, любовь, дружбу еще никто не отменял... Любое произведение мне назовите и я найду связь с современностью. А то что часы литературы сокращают - кому-то нужны следующие `обманутые вкладчики`
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 00:41:01 - Любовь Валентиновна Колганова
Геннадий Васильевич, какое Вам спасибо! Просто душу согрело! Всегда именно это и стараюсь внушить детям косвенно или прямо. Часто говорю, что одежды, мода поменялись, а внутренне человек тот же. Приводим примеры из личного опыта учащихся.
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 00:52:33 - Олег Юрьевич Альвухин
Первичная рефлексия закладывается раньше.Самоанализ,- это уже второй уровень...
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 00:55:38 - Любовь Валентиновна Колганова
Вот, Олег Юрьевич! И я всегда надеюсь, что когда-нибудь это принесёт свои плоды каждому. Правда, в своей мере.
Марина Валерьевна Михайлова 2011-08-07 01:01:20 - Марина Валерьевна Михайлова
Олег, ты прав. Первичная рефлексия - даже, наверное, до школы, а в начальных классах - сам Бог велел, но не всегда присутствует анализ текста на уроках литературного чтения. Из посещения уроков в начальных классах: на уроке изучается стихотворение Б. Заходера `Вредный кот` (ссылка для тех, кто не читал:http://bossmedia.narod.ru/thirdm.html). Учитель читает стихотворение детям (3 класс - не первый!) и делает вывод: вот какой вредный кот! ЧТО поняли дети?
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 01:03:39 - Любовь Валентиновна Колганова
Марина Валерьевна, убили насмерть, сразили наповал! Естественно, откуда будет способность и желание мыслить? А Вы молодец!
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 01:11:14 - Олег Юрьевич Альвухин
Марина,первичная рефлексия закладывается родителями... Но тем и опасно натаскивание на ЕГЭ,ГИА и тестирование,что выводы даются в ГОТОВОМ ВИДЕ...
Марина Валерьевна Михайлова 2011-08-07 01:15:10 - Марина Валерьевна Михайлова
Олег, если ребенок приучен думать, его никакой ЕГЭ не собьет с мыслей! Я только последние два года на ЕГЭ не была, а так - каждый год была организатором, и на русском в том числе. Не так страшен ЕГЭ, как его пиарят.
Геннадий Васильевич Соловьев 2011-08-07 01:17:38 - Геннадий Васильевич Соловьев
ВЫВОДЫ - не догма, у учеников всегда должно быть право принять или не принять предложенные учителем выводы или высказать свои...
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 01:17:53 - Любовь Валентиновна Колганова
Олег, в задании С ребята пишут сочинение. Где уж тут шаблон?
Да, Геннадий Васильевич, очень люблю, если получается добрый спор.
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 01:20:14 - Лариса Алексеевна Тюлина
Олег! не каждому дано мыслить и анализировать! И не при чем здесь егэ! как будто раньше, до его ввода, все выпускники школы изъяснялись на великолепном русском языке, совершали только обдуманные поступки, запоем читали классику, а на выпускном экзамене по русскому не списывали тупо с сочинений учеников прошлых лет, заготовок, шпаргалок и т.д.!!!
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 01:23:59 - Любовь Валентиновна Колганова
Надо добавить, Лариса Алексеевна, что не каждый и хочет что-то в себе анализировать. Многим это просто претит, и так жить легче.
Ольга Юрьевна Балабанова 2011-08-07 01:24:38 - Ольга Юрьевна Балабанова
ЕГЭ по литературе - это преступление.
Марина Валерьевна Михайлова 2011-08-07 01:24:54 - Марина Валерьевна Михайлова
Лариса Алексеевна, 5+!!!
ЕГЭ по литературе не видела, не знаю, спорить не буду.
Анна Геннадьевна Ефремова 2011-08-07 01:27:50 - Анна Геннадьевна Ефремова
Я учу анализу произведения, начиная с 1 класса. А в средней и старшей школе они крайне необходимы. Как они поймут Достоевского, Чехова без анализа? Тем более, современная молодежь...
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 01:28:24 - Олег Юрьевич Альвухин
Дело в том,что натаскивание(или принятие ПРАВИЛЬНЫХ ВЫВОДОВ,предложенных учителем) в системе ЕГЭ дает более гарантированный результат... Если бы я в 88-м ЕГЭ сдавал,- дальше ПТУ бы не прошел... Кто попадает в вузы?
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 01:30:46 - Лариса Алексеевна Тюлина
егэ по литературе я тоже не видела. Но сопоставив результаты ЕГЭ по литературе и истории, могу сказать, что в нашем районе выпускники по литературе на порядок выше сдали ЕГЭ именно по литературе! И больше учеников с хорошими баллами (за 70), и общий балл по району выше - 64 против 50, и сдали литературу все, в отличии от истории. Так что, наверное, не преступление это, просто иная форма сдача экзамена!
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 01:34:05 - Олег Юрьевич Альвухин
Ольга Юрьевна,5+!Лариса,я по русскому не знал НИ ОДНОГО ПРАВИЛА,а имел 5 баллов,- просто естественная грамотность,читал много... А что имел бы при ЕГЭ?На русском изьясняюсь правильно...
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 01:37:41 - Лариса Алексеевна Тюлина
Олег! так и при ЕГЭ тебе бы твоя врожденная грамотность помогла!
Марина Валерьевна Михайлова 2011-08-07 01:38:22 - Марина Валерьевна Михайлова
Олег, имел бы не меньше 4, я тоже правила вообще не помню, но детям на экзаменах всегда помогала. Кому подсказывала - все без ошибок. На `4` - запросто! На `5` не потяну, есть там последние задания из `А`` и некоторые из `В`, которые естественной грамотностью не одолеешь.
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 01:38:29 - Любовь Валентиновна Колганова
А чем и кем определяется выбор писателей и произведений? Какое вообще имеет значение изучение именно утверждённого когда-то списка? А если бы был другой список, повлияло бы это как-то на образованность детей и понимание ими жизни и себя?
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 01:39:11 - Олег Юрьевич Альвухин
Так же и по истории,- плохо у меня с датами,календарный кретинизм... Зато,глянув на карту,мог весь ответ выдать(кроме тех случаев,где она вообще не нужна,конечно)...
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 01:43:32 - Лариса Алексеевна Тюлина
Любовь Валентиновна! ну уж списки-то авторов и произведений не трогайте! Со школьной скамьи помню листочки со списками, которые нам учитель литературы на лето диктовала! И в любой программе по литературе заложены определенные авторы и произведения! хоть в классе ни один ученик не выберет ЕГЭ по литературе, вы что с ними `Войну и мир` не будете изучать, или `Преступление и наказание`?
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 01:44:07 - Олег Юрьевич Альвухин
Марина,то-то и оно,что ряд заданий ВООБЩЕ не требует понимания!А баллы за них идут(тем,кто зубрит),зато они тормозят тех,кто думает...
Марина Валерьевна Михайлова 2011-08-07 01:46:54 - Марина Валерьевна Михайлова
Да нет, Олег, понимание там нужно тоже, просто там знание нужно сначала узких терминов каких-то, а потом уже их определить, найти - вот тебе и анализ...
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 01:48:05 - Лариса Алексеевна Тюлина
любой экзамен это сочетание знаний (зубрежка), умения анализировать, в том числе и вопрос (думки), и везения! И иного ни для усного по билетам, ни для письменного в традиционной форме, ни для ЕГЭ не дано!
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 01:48:39 - Любовь Валентиновна Колганова
Лариса Алексеевна, это мои фантазии))) Хотя ведь шли и идут разговоры о смене программных произведений((( Только представьте: почему бы не изучать, к примеру, Аксакова или Мамина-Сибиряка в старших классах?
Или перейти на современную бульварную литературу? Классика НАМ нравится! но не многим детям!
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 01:51:15 - Лариса Алексеевна Тюлина
Любовь Валентиновна! В любом случае список как таковой останется))) Потому что нельзя объять необъятное!
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 01:53:27 - Любовь Валентиновна Колганова
Разумеется. Но что за список это будет?
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 01:56:05 - Лариса Алексеевна Тюлина
можно и современную `бульварную` литературу изучать, там те же проблемы, только не всегда стиль изложения хороший. Да есть у некоторых педагогов проблема: по классике и критика, и учебник, и методички, и фильмы... А вот бульварное произведение - и все, ничего нет, сам ищи и формулируй проблему, разрабатывай урок, анализируй произведение... Очень многие учителя скажут примерно следующее: оно мне надо, до пенсии осталось 5-6 лет (до декрета несколько месяцев, до увольнения год и т.д.)!
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 01:56:18 - Олег Юрьевич Альвухин
А вывод-то на поверхности,- тестовая система УБИВАЕТ МЫШЛЕНИЕ... И к нему пришел не только я,но и люди куда солиднее меня...
Марина Валерьевна Михайлова 2011-08-07 01:59:11 - Марина Валерьевна Михайлова
Да нет, Олег, ничего не убивает, просто нужно научить правильному подходу к тестам. Там и логика присутствует и мышление - зазубрить все тесты НЕ РЕАЛЬНО, так что ДУМАТЬ все равно приходится!!!
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 02:00:17 - Любовь Валентиновна Колганова
Лариса Алексеевна, неееет, это не по мне! Как раз люблю сама!
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 02:02:32 - Лариса Алексеевна Тюлина
Любовь Валентиновна! Я писала не о вас! А об учителе вообще(((.
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 02:07:59 - Любовь Валентиновна Колганова
Я не отнесла это на свой счёт))) просто хотела сказать, что знаю о таком явлении)))
Олег Юрьевич Альвухин 2011-08-07 02:08:32 - Олег Юрьевич Альвухин
Марина,но падение уровня абитуриентов после введения обязательного ЕГЭ говорит само за себя... Натаскать проще,чем заставить думать...
Лариса Алексеевна Тюлина 2011-08-07 02:12:26 - Лариса Алексеевна Тюлина
Олег! Сейчас вузы и школа (среднее и старшее звено) `сидят` в демографической яме! Отсюда и падение уровня учеников и студентов! Раньше действительно был конкурс и в школы со статусом, и в вузы... А сейчас - христа ради придите в 10 класс, наплевать, что в аттестате у вас одни тройки! А в вузы на коммерческое отделение - кто угодно, лишь бы с денежками!
Марина Валерьевна Михайлова 2011-08-07 02:13:38 - Марина Валерьевна Михайлова
Устала я с тобой спорить, Олег. Работаю в школе - не вижу никакого `падения уровня` - всегда во все времена дети были разного уровня. Просто раньше из класса шли в ВУЗ 3-4 человека, еще 5-6 - в техникум, несколько в ПТУ, а остальные - работать. А сейчас и те, кому техникум - красная цена, и те, кому ПТУ - выше крыши - все в ВУЗ лезут: плати и ты студент, лишь бы не `2` на вступительном, но это и до ЕГЭ так было в последние годы.
Любовь Валентиновна Колганова 2011-08-07 09:58:42 - Любовь Валентиновна Колганова
Мне всё же кажется, что большинство школьников не испытывают положительных эмоций по отношению к литературе. Разве не приходилось слышать: `О, эти анализы произведений!`
По каким параметрам вычислить начитанность и литературную образованность школьников? Нам ведь важно, чтобы они вышли социально зрелыми, умеющими рефлексировать, размышлять, принимать решения.
Надежда Геннадьевна Горох 2011-08-07 10:54:31 - Надежда Геннадьевна Горох
Любовь Валентиновна! Понимаю и принимаю Вашу обеспокоенность. Всегда боюсь, что мои уроки литературы никому не нужны, ведь за 25 лет только 3 моих ученицы пошли на филфак. Вот только с годами пришла к тому же выводу, что и Лариса Тюлина (Если педагог любит свой предмет, понимает учеников, то на уроках будет обсуждение, споры, тогда это будет интересно всем). Парадокс! Ученик прочитал только 1-2 главы из большого произведения и то, может быть, не сначала, а участвует в разговоре, высказывает какие-то предположения...Ему интересно слушать, участвовать: ведь говорим-то о жизни, а любовь, предательства, поиски себя всегда интересны. Кстати, чтобы ученики ближе воспринимали литературу 19 века (9 и 10 класс) разработала своего роду систему преподавания классики на современной основе. Более 10 лет с успехом использую. Может быть, есть смысл её соответсвующе оформить и где-то разместить... Хотя пользовалась идеями известных методистов, Аркина в том числе.
Ну а что касается ЕГЭ и ГИА, то пришла к выводу, что сдать ЕГЭ по литературе легче, чем ГИА. А какие были задания на экзамене! Вот вопрос: почему идею покупки новой шинели Гоголь назвал вечной идеей? Наверное, стыдно, но я бы не взялась править ответ ученика на этот вопрос, по той простой причине, что точно сама не знаю. Вот вам и анализ! Поэтому учу детей.... а дальше Ваша цитата `...социально зрелыми...`Уж это им в жизни точно пригодится. И Бог с теми, кто говорит, что это никому не нужно.
Татьяна Владимировна Бутусова 2011-08-07 13:07:51 - Татьяна Владимировна Бутусова
Комментарий отключен модератором
Валентина Васильевна Королёва 2011-08-10 14:06:40 - Валентина Васильевна Королёва
Учить анализу надо. дети должны научиться анализировать всё, что видят. читают. слышат, а не бездумно принимать. Много зависит ещё и от класса. Но мне отрадно, что ученик после моих уроков по `Евгению Онегину` признался в любви девочке. А самый слабый ученик Дима перечитал `Отцы и дети` уже после анализа. Вот что душу греет.
Юлия Илсуровна Волокас 2011-08-12 12:56:11 - Юлия Илсуровна Волокас
А я не называю это `анализом`... по крайней мере до 8 класса. у меня это слово с поликлиникой ассочиируется.
мы просто пытаемся понять, пчему так пступают герои, как бы я поступил на его месте... почему автор употребляет такую конструкцию, что было бы, если бы автор написал по-другому.
а потом, когда блее или менее с произведением разберемся. вот тогда я и говорю, что мы проанализировали произведение/героя/пейзаж/портрет и т.д.
за три года дети пока еще не поняли, что анализировать - это скучно. посмотрим, что дальше будет.
Ольга Петровна Романенко 2011-08-12 13:13:59 - Ольга Петровна Романенко
В 2010 году были опубликованы результаты очередного исследования PISA - 2009. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA Основными областями для оценки образовательных достижений в 2009 году стали грамотность чтения (приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования). Читательская грамотность способность человека понимать
и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Вывод - это надо нашим детям.
Евгения Анатольевна Панкратова 2011-11-03 19:13:43 - Евгения Анатольевна Панкратова
В идеале деятельность педагога на уроках литературы должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей ту эмоциональную отзывчивость, тот уровень владения русским языком, при которых чтение книг русской ли, зарубежной ли классики стало бы не просто ежедневной привычкой, а естественной потребностью, не просто досугом, а тем временем, когда у юного читателя `душа трудится`, по выражению Н. Заболоцкого, ведь только труд души делает из человека Человека! А что касается современности классики, то на уроках, посвящённых повести `Бедная Лиза`, восьмиклассники увлечённо рассуждали о непростых взаимоотношениях героев, а те, кто вовремя не прочитал произведение, к зачёту по сентиментализму хорошо знали его содержание
07 августа 2011, автор - администратор
Любовь Валентиновна Колганова
http://www.proshkolu.ru/club/lit/blog/139630/