13 марта 2006
1556

Константин Косачев: `Оценки Милошевичу должен давать сербский народ`

Смерть бывшего президента Югославии сильно подмочила реноме Гаагского трибунала

Обстоятельства кончины бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, в субботу найденного мертвым в своей камере в тюрьме Международного трибунала для бывшей Югославии, вызывают много вопросов. Не меньше противоречий связано и с оценкой роли самого Милошевича в европейской и мировой политике. Своим мнением по поводу связей югославского экс-президента с Россией, деятельности Гаагского трибунала, а также предположениями о том, кому могла быть выгодна его смерть, с корреспондентом Страны.Ru Николаем Белкиным поделился председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

- Константин Иосифович, как бы вы лично оценили фигуру Слободана Милошевича, его роль в отношениях Сербии и России, которая, как известно, в свое время активно поддерживала бывшего югославского лидера?

- Здесь я бы начал издалека. Когда в свое время Россия определялась в поддержке Слободана Милошевича, это происходило на совершенно определенном историческом этапе, кода Милошевич возглавлял Союзную республику Югославия и являлся лидером сербского и черногорского народа. И для нас всегда поддержка Милошевича, особенно в той трудной ситуацию, которую мы все помним, с бомбардировками Югославии, была поддержкой не конкретной личности, а поддержкой народа СРЮ, в дальнейшем - Сербии и Черногории. Это принципиальная позиция.

С тех пор ситуация, конечно же, изменилась кардинальным образом. Милошевич, как известно, проиграл президентские выборы, и оценки его деятельности внутри Сербии и Черногории самим сербским народом существенным образом разделились. Поэтому сейчас, когда кое-кто из российских политиков, в том числе и из депутатов Государственной думы, предлагает такой инерционный подход по поддержке Милошевича и его деятельности исключительно со знаком "плюс", мне это представляется неправильным. Милошевич был фигурой весьма неоднозначной. Он совершил очень много больших государственных поступков, и не все из них были со знаком "плюс". Он совершил, безусловно, много ошибок, а может быть, и преступлений. И, раз уж теперь он умер и дело конкретно по нему Гаагским трибуналом будет закрыто, оценки Милошевичу, конечно же, должен давать, прежде всего, народ Сербии и те народы бывшей Югославии, судьбы которых затрагивала его деятельность.

- Как вам видится деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии в связи с делом Милошевича? По-вашему, сыграл ли отказ отпустить экс-президента Югославии на лечение в Москву роль в его смерти?

- Что касается оценок деятельности Международного трибунала, они остаются неизменно негативными. Очевидно, что трибунал во многом стоял и продолжает стоять на антисербских позициях и делает сербский народ и его тогдашних руководителей в лице Слободана Милошевича чуть ли не единственными ответственными за ту трагедию, которая постигла народы бывшей Югославии. Это подход, разумеется, несбалансированный, мы с ним никогда не соглашались и не будем соглашаться в дальнейшем, и здесь уход Милошевича ничего принципиально не меняет. И мы, безусловно, будем критиковать трибунал за отказ в предоставлении Милошевичу необходимой медицинской помощи через то, чтобы отпустить его на лечение в Москву. Та трагедия, которая произошла, возможно, - сейчас точно этого уже никто не скажет, - могла быть предотвращена.

- Константин Иосифович, а несколько странная смерть Милошевича как-то повлияет на будущее Гаагского трибунала, на отношение к этому институту в мире?

- Реноме трибунала, безусловно, сильно подмочено. Милошевич - уже не первый подследственный, который не доживает до финальной стадии рассмотрения его дела. Но, понимая те цели, которые были в свое время поставлены перед Гаагским трибуналом, я абсолютно уверен, что он будет продолжать свою деятельность. Как говорится, суд состоится в любую погоду.

- По-вашему, насколько оправданны предположения, что смерть Милошевича была вызвана, скажем так, неестественными причинами?

- Очевидно, что с обстоятельствами смерти Милошевича не все ясно, и здесь требуется очень тщательное международное расследование с подключением всех необходимых независимых экспертов. Россия соответствующих экспертов, врачей, насколько я знаю, направляет в Гаагу уже сегодня. Мы будем настаивать на том, чтобы они имели возможность участвовать во всех этапах расследования обстоятельств смерти Милошевича.

- Кто-то мог быть заинтересован в смерти бывшего югославского лидера?

- Теоретически этого нельзя исключать. Я думаю, что в его смерти могли быть заинтересованы представители тех народов, которые считают себя пострадавшими в результате его деятельности. Кроме того, в его смерти, возможно, подчеркиваю, лишь возможно, могли быть заинтересованы и отдельные лица, которые несут ответственность за военную операцию в отношении Югославии в конце девяностых годов. Операцию, которая была, это очевидно, ошибочной и противоправной. Милошевич выстраивал очень грамотную линию собственной защиты, исход рассмотрения его дела трибуналом был далеко не очевидным, даже при всей политизированности этого процесса. Так что в любом случае, вне зависимости от того, был ли кто-то в этом заинтересован или нет, очевидно, что смерть Милошевича и закрытие его дела являются для трибунала выходом из этой весьма неоднозначной ситуации.

Страна.Ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован