Основной владелец Межпромбанка Сергей Пугачев получил контроль над одним из крупнейших частных судостроительных предприятий, питерской `Северной верфью`, и начал переговоры с группой `ИСТ` о создании холдинга на базе `Северной верфи` и ее главного конкурента, Балтийского завода.
`Северная верфь` и Балтийский завод - одни из крупнейших в России частных судостроительных предприятий. Контрольный пакет акций `Северной верфи`, более 53%, до сих пор принадлежал холдингу `Новые программы и концепции` (НПК) Бориса Кузыка, бывшего помощника первого президента России Бориса Ельцина. Однако два года назад, после того как `Северная верфь` попала в полосу неудач (Минфин пытался взыскать с `Северной верфи` более $600 млн за проданные эсминцы, которые начинали строиться еще до приватизации завода, а группа `ИСТ` - составить конкуренцию за новый китайский контракт стоимостью $1,4 млрд), Кузык стал искать влиятельного партнера. В октябре 2002 г. он продал 50% НПК Межпромбанку.
Новые партнеры Кузыка вскоре предложили ему выкупить всю его долю в `Северной верфи`, рассказал `Ведомостям` один из менеджеров завода. Переговоры, по его словам, с перерывами шли последние полтора года, и наконец Межпромбанк добился своего.
Вчера Объединенная промышленная корпорация (ОПК), управляющая промышленными активами Межпромбанка, объявила о завершении сделки по приобретению 53,48% акций `Северной верфи`. Пресс-секретарь НПК Валерий Погребенков подтвердил факт сделки, но от дальнейших комментариев отказался. По словам члена совета директоров ОПК Владимира Желонкина, помимо акций `Северной верфи` ОПК выкупила у Кузыка около 14% акций ОКБ Сухого. Сумму сделки он не назвал, сказав лишь, что часть суммы была оплачена принадлежавшей Межпромбанку 50%-ной долей в НПК, на балансе которого остались акции Ковровского завода (более 40%) и КБ `Вымпел` (51%). Старший аналитик Brunswick UBS Дмитрий Виноградов оценивает контрольный пакет `Северной верфи` в $150 млн.
Добившись контроля над `Северной верфью`, ОПК не остановилась и начала переговоры с группой `ИСТ` о создании судостроительного альянса с принадлежащим группе Балтийским заводом. Желонкин подтвердил, что возможность создания СП обсуждается. А источник, знакомый с ходом переговоров `ИСТ` и ОПК, уверяет, что их предмет - объединение `Северной верфи` и Балтийского завода. `Одним из условий группы `ИСТ` было отсутствие на `Северной верфи` Кузыка и его людей, что, похоже, совпадало с желаниями Межпромбанка`, - утверждает источник. По его словам, `ИСТ` и Межпромбанк прицениваются к судостроительным бизнесам друг друга и, возможно, одна из сторон выкупит активы другой, чтобы создать объединенную компанию. Возможная покупка ОПК Балтийского завода была одной из тем переговоров, подтверждает источник, близкий к Межпромбанку.
Объединение необходимо обоим предприятиям, считает гендиректор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов: по его словам, размер компании влияет на ее конкурентоспособность на мировом рынке вооружений. Объединившись, питерские судостроительные заводы смогли бы оптимизировать производственные процессы и увеличить свои мощности: например, на Балтийском заводе расположен ряд производств, которых нет на `Северной верфи`, - трубное и котельное, отмечает Пухов.
Пока же, по словам Желонкина, ОПК хочет выкупить долю `ИСТ` в капитале `Северной верфи` (18,7%). Вице-президент группы `ИСТ` Николай Добринов отказался от комментариев, сославшись на отсутствие официальной информации об изменении в составе акционеров верфи.
Ведомости, 17.09.2004
http://nvolgatrade.ru/