ЛЕД ПОЕТ...
Эта история о поющем льде. Странно, не правда ли? Разве лед умеет петь? Он, скорее всего, может издавать грохот и шум, когда в ледоход льдины несутся по переполненной реке. Однако нам удалось наблюдать (вернее слышать) это удивительное свойство льда.
Мы поздней осенью работали на одном из озер Подмосковья. Зима в том году была ранняя. В прибрежье появилась тонкая корка льда, которая с каждым днем увеличивалась. Через несколько дней только в середине озера была небольшая полынья. Лед был тонок, чтобы по нему можно было ходить, поэтому приходилось на весельной лодке, как на ледоколе, пробиваться к чистой воде. Необходимо было разбивать лед топором, делать проход. С большим трудом мы оказались в чистой воде.
Затем несколько часов проводили исследования, а, когда хватились, лодка вмерзла в лед. Мы оказались еще в худшем положении, чем когда-то «челюскинцы». На лед ступать нельзя, слишком тонок, да и помощи ждать неоткуда. Пришлось всем, что было в лодке колотить по льду, чтобы освободиться из ледового плена.
Вот тут-то мы заметили, что лед издает всевозможные звуки. Чем тоньше лед и чем ближе он к полынье, тем мелодичнее звук. Мы забыли о вмерзшей в лед лодке, усталости, холоде и слушали поющий лед. Иными словами это никак не назовешь. Ударишь по нему веслом или топором и слушаешь... Нечто близкое к «дзинь-зинь» и так много раз.
Казалось бы, что здесь интересного. Однако прошло много лет, а этот звук все еще остался в памяти.
КАПЛЯ
Кап, кап, кап … Что тут интересного? Однако услышанное в тишине ночного леса было настолько необычным, что побудило написать этот рассказ.
Летом мы работали на биостанции, расположенной на берегу небольшого озера. Оно со всех сторон окружено лесом. Огромные деревья настолько бдительно охраняли его покой, что даже при сильном ветре водная гладь оставалась спокойной.
Я любил плавать в лодке поздним вечером, ночью и ранним утром. В это время было настолько тихо, что ничто не мешало слушать лесные шорохи. Старался плыть вдоль самой кромки берега, едва задевая нависающие над водой ветви кустарника. Окружающая тишина и темень настолько были необычны, что очень быстро терялась связь с реальным миром. Кругом ничего не видно и ты плывешь, скорее всего, по наитию. Слух настолько обостряется, что слышатся малейшие шорохи, дуновение ветерка и … звуки падающих с веток капель. По ним и определяешь присутствие берега.
Обратил внимание, падающие в воду капли могут издавать разные звуки; это может быть «кап», «шмяк», ... и звук серебряного колокольчика. Упав с листа и ударившись о водную гладь, капля за какую-то долю секунды пока воды озера не поглотили ее, успевает издать этот мелодичный звук. А если такие капли падают одна за другой, то это уже звуки множества колокольчиков.
Наиболее приятные звуки издают капли после сильной грозы. Трудно сказать, с чем это связано – их наэлектризованностью, изменением кристаллической структуры, размерами, свойствами водной поверхности или еще чем-то другим.
Падающие капли после обычного дождя и тем более росяные капли не так мелодичны. Они не могут соперничать с каплей, рожденной разгулом стихии.
Так что при желании и в лесной капле можно найти нечто привлекательное, а у природы таких «капель» бесконечное множество. Было бы желание это увидеть и услышать.
А.П.Садчиков,
профессор МГУ имени М.В.Ломоносова,
Московское общество испытателей природы