Кот Дарий. Рассказ.

В августе 1970 года я должна была пойти первый раз в первый класс. Всё лето я провела в обществе двоюродных сестёр, Наташи и Ларисы. Они девочки уже взрослые, Наташе одиннадцать, Ларисе десять. Они знали, что такое школа. Но наступил август, и они вернулись домой, готовиться к школе. Мне стало грустно, играть было не с кем. Братья взрослые мужики, школу закончили и с мелкотой играть уже не интересно. Я ходила грустная, с кислой моськой.

И вот случилась радость! У меня появился друг, серый в полосочку котёнок. Я так обрадовалась! у меня есть подружка, кошка Дашка!

Нет, говорят взрослые, это котик, не кошечка! Врут! Взрослые всегда детям врут. Это точно кошечка, моя Дашка. Почему Дашка не спрашивайте, не знаю, мне так захотелось.

Мы стали неразлучны. Дашка везде была со мной. Мы вместе ели, спали, играли, гуляли, в огороде пололи грядки. Родители успокоились, я была не одинока. Наша семья тогда жила в частном доме. И наш огород стал угодьями Дашки. Здесь котёнок чувствовал себя дома, но стоило вынести его на улицу, как начинал дрожать и лесть под мышку. Дома любимым местом стало кресло, где я обычно смотрела телевизор. Там она меня и ждала , когда я уходила в школу. Дашка садилась на окно на веранде и смотрела на калитку, в которую я входила и сразу видела в окне котёнка. Я переодевалась в домашнюю одежду, садилась обедать и Дашка рядом на стуле. В то время у Дашки появилась привычка, есть то, что ем я. Главное, чтобы она увидела, что я откусила, а там хоть соленый огурец, хоть маринованный гриб. Она обязательно съедала первый кусочек, даже если эта еда ей не нравилась. Родные удивлялись и проводили эксперимент, угощали Дашку. Но моя подружка игнорировала эти гостинцы.

Прошло года два. Я уже не глупая первоклашка, кое-чему научилась в школе. Был воскресный день, к нам как обычно собрались родственники, и моя кошка Дашка продемонстрировала своё возросшее мужское достоинство во всей красе. Зайдя с улицы, эта скотина развалилась на полу, и принялось ухаживать за своими причиндалами у всех на виду. Дядя Саша, брат Шурик, мама и папа, и соседка тётя Вера принялись шутить по этому поводу. И тут до меня дошло, что моя подружка не девочка, а пацан. Я разревелась.

Меня принялись утешать, что, мол, с самого начала говорили, что это не кошка, а кот. А толку? Мне же нужна была подружка, а не друг. Я наревелась и успокоилась. После обеда был семейный совет  на котором кошка Дашка, была официально переименована в кота Дария. Но все по прежнему его звали Дашкой, он же привык к своему имени. Вот так в нашем доме появилась легенда, про кота Дария. Её постоянно пересказывали гостям, которые спрашивали про странную кличку кота.

Котейка вымахал не хило. Его лапы стали твёрдыми как палки, а когти напоминали мощные крюки, окрас у него был серый в полоску, шерсть не особо длинная. Морда очень красивая. Зелёные глаза были, как бы подведены черными полосками, уходящие куда-то под уши. Длиннющие усы и вибрисы опушали здоровую голову, как ореолом. Пушистый хвост довершал эту красоту. Дарий был сильным котом. Когда он вырос и стал метить свою территорию, ни одна кошка не могла пройти безнаказанно по нашему двору. Это же распространялось и на соседских собак. И хотя у нас жил пёс Шарик, охрану периметра вел Дарий.

Они с Шариком жили дружно. Дашка часто лежал на завалинке в жару, как раз напротив будки пса, и лениво наблюдал, как Шарик выгрызает блох, или пытается поймать свой хвост. Шарик позволял коту поесть или попить из его маски. Но благородный кот только пробовал из вежливости еду Шарика. А вот пил он на улице только у собаки. Хитрость была в том,  что миска с водой стояла под краном огромной бочки. Мы туда наливали воду, чтобы она нагревалась перед поливом. Кран подтекал, и вода собиралась в миске. Вот оттуда и пили приятели.

Мы гордились нашим котом. Он был настоящий защитник. Как-то вечером уже поздно, вдоль нашего забора шарахался пьяница.  Шарик надрывался лаем, отец вышел спровадить мужика от нашего забора. Мол, иди уже отсюда, не мешай людям отдыхать. Но толи степень опьянения не позволяла понять ,что от  него требуется, толи просто упрямство, но мужик стоял у забора как приклеенный. Собака лаяла не переставая. Мужик сумел повернуться к отцу лицом, спиной он упирался о забор, и попытался что-то пояснить отцу. В этот момент Дарий подошел по забору к возмутителю спокойствия, и цапнул лапой алкаша по щеке. Папа не рассмотрел, осталась царапина или нет. Но мужик погнался за убегающим по забору котом. Через пять шесть шагов он подвергся второй атаке! Но это было уже снизу. То есть из-под забора. Шарик нашел какую-то щель между досками и землёй, просунул голову, и цапнул нарушителя порядка за штанину. Наверное, чувствительно!

Он отскочил от забора шагов на пять и оглядел поле битвы. Снизу, напал пёс, сверху выгнул спину кот, там стоит мужик, руки в боки. И ещё какая-то баба вышла из другой калитки. Пора сматываться, решил алкаш и уже не стараясь приближаться к какому-либо забору,  спотыкаясь, держа центр посередине дороги, побрёл в одном ему известном направлении.

Это нам рассказала соседка, которая наблюдала за всем из своего окна. С неделю вся улица хохотала над атакой зверей. Но самое интересное то, что этот алкаш возвращался на поле боя. Этому была свидетелем уже я.

С виду приличный мужик, по одежде рабочий класс, медленно прохаживался по нашей улице. Я шла из школы, была суббота. Кот сидел на заборе и явно ждал меня. Я подошла к нашей калитке, и кот позволил взять себя на руки.

- Это твой кот? – спросил мужик.

- Да, это наш Дарий. А что?

- Да, нет ничего. Здоровый.

- Он никому не позволяет ходить по своей территории. Даже собак гоняет.

- Я это уже понял. До свидания, девочка.

Дома мы все ещё раз посмеялись и похвалили нашего защитника.

Кот жил по своим законам и правилам. И можно было сказать, что у него нет желания кого-то любить или не было привязанности, но это не так. Дарий любил не только меня. Он нас всех любил. Когда я уезжала к тётке в деревню, он тосковал. Ходил по дому и монотонно мяукал. Ма, ма, ма. Он звал меня. Но мама однажды спросила его. Что тебе надо, Оли нет, она в деревне. Кот молча прошел к креслу и забрался в него. Мама включила телевизор. Кот больше не мяукал. Нашлось средство от тоски. Кстати, когда я уезжала, кот был непривередлив в еде, ел всё, что давала ему мама. Однажды мы уехали все из дома на неделю. Я закончила четвёртый класс . Присматривать за домом и кормить Дария поручили соседке тёте Соне. Что-то она принесла такое, что нашему коту не понравилось, и она пнула его ногой – Ах ты привереда. И что вы думаете? Ей пришлось потом лазить на чердак нашего дома, чтобы кормить кота. Он сидел и ждал, когда старуха подниматься по лестнице и поставит ему еду у дверцы чердака. И только тогда его сиятельство соблаговолило откушать. И это ещё не всё. Миска должна быть чистой, или он не станет есть. Хотя я мыла его миску не каждый раз.

Как же тётя Соня обрадовалась нашему возращению домой. Она так и сказала. Ни никогда не останусь за вашим котом ухаживать! И рассказала, как он её наказал за плохую еду и пинок.   Да мы внимательно относились к еде нашего героя. Была у Дария одна слабость, и мы её прощали. Это сдобные ванильные булочки с блестящей тёмно коричневой корочкой сверху. Он тырил их, нагло игнорируя мясо и колбасу. Да, да! Он залезал на стол, где стояли тарелки с вкусной едой, которая ему нравилась, но он крал только эти булки. Мама покупала их по многу, мы любили их с холодным молоком. Но первая булка сразу попадала в миску кота.

Однажды кот пропал. Мы не сразу обратили внимание на его отсутствие. Кот взрослый, ну задержался у милашки, со всеми бывает. Но он не  вернулся ни через неделю, ни через месяц. Пропал. Мы искали его, но соседи, которые его хорошо знали, ничем помочь не могли. Мы стали забывать его. Я учила уроки, родители в другой комнате смотрели телик. По ногам потянуло холодом. Дом отапливался двумя печками на газе. На улице мороз градусов тридцать. Кто дверь распахнул? Мама и я вышли из разных комнат, посмотреть, дверь стояла нараспашку. А на середине кухни наш Дарий живой здоровый  уписывал ванильную булку. Два с половиной года его не было! И вот явление Христа народу! Где он был неизвестно. Он только мило жмурил глазки и мурлыкал.

Двери Дарий открывал легко. Он упирался головой в стену, а когтями впивался в дерматин, которым была обита входная дверь. И тянул со всей дури. Дверь поддавалась, и путь домой был свободен.

У моих родитель было много друзей. Дары леса в нашем доме редкостью не были. У нас дома мог появиться полный таз огромных полупрозрачных лещей.  Грибов собирали столько, что по ведру раздавали соседям. Лесные ягоды собирали на будущих сенокосах. У отца было четыре улья, за которыми ухаживал знакомый из небольшой деревушки. Этот знакомый поехал проверить  пасеку, свои и наши ульи.  В тенистой лощине его лошадь уперлась и не шла дальше, сильно испугалась чего-то. Он привязал лошадь на полянке и пошел проверить дорогу. Лошадь испугалась молодого лося. Зверь ногами попал в топкое место на берегу ручья и сломал обе передние ноги. По хорошему, нужно было добить несчастное животное, чтобы не мучилось. Но этого сделать было нельзя. В то время на отстрел лосей был строгий запрет. Можно было загреметь по статье. Наш знакомый нашел председателя сельсовета, вызвали участкового милиционера, составили протокол, что зверь получил увечье не совместимое с жизнью. Только после этого милиционер добил лося выстрелом в голову. Были сделаны фото, шкуру сдали в леспромхоз. В тот вечер и приехали к нему в гости мои родители.

Так в нашем доме появилась голова того несчастного лося. Она лежала на двух табуретках. Огромная, плоская, тяжелая. И она была ещё покрыта шкурой. Наш царственный Дарий не спеша заходит в дом, походка расслаблена, лапы переставляются еле-еле. Кот останавливается. Что-то не так с этим домом. Чуткий нос потянул воздух. Его захватили враги!!! Шерсть на нем встаёт дыбом  так сильно, что мы думаем, что она выпадет! Так кошек в мультиках рисуют. Кот орёт в дверях кухни, я стою у двери из дома, отец с другой стороны. Мы боимся подступиться к коту, я измеряла его когти, они полтора сантиметра! Могут исполосовать шикарно. Я ору – папа пиджаком его накрой и выброси на улицу! А рядом со мной справа вешалка с одеждой. Отец снял пиджак, бросил на кота, схватил его в охапку и вынес на улицу. Кот ошалело вертел головой, где враг!! Домой мы его запустили, когда отец снял с головы лося шкуру и вынесли из дома. Кот искал обидчика почти неделю, вздрагивал от  малейшего шума и принимал боевую стойку. Хотя уже дважды ел пельмени с сохатиной.

Пожалуй, это был последний яркий эпизод в жизни Дария. Когда он состарился его же отпрыски стали его колотить. Ветеран приходил домой с драными, рваными ушами, которые не спешили заживать. Зубы его притупились, и он уже не мог есть свежую рыбу или сырое мясо. Но хорошо расправлялся с разными кашами и молоком. Но прошлые подвиги не давали ему покоя, он по старой памяти лез в драку с молодыми котами. И потом у печки вылизывал раны.

Умер он зимой. Наши соседи травили крыс. И видимо одна из ослабленных зверушек и попалась на глаза нашему Дарию. Он умирал тяжело. Его били судороги, из пасти шла пена. Я хотела ухаживать за котом, но мама не разрешила. Сделал всё сама. Отец вынес скорбный свёрток в гараж. Они тогда сказали мне, что схоронили его. Но этот скорбный момент на самом деле произошел весной. Его продержали в железном ящике на чердаке гаража до весны. И похоронили в берёзовой роще, среди солнечных адонисов.

Я не написала о том, что туго пеленала кота, отрезала его замечательные усы, красила его зелёнкой и акварельными красками, как он сидел у меня на плече, когда я писала уроки, как мы вместе читали или учили стихи. Это я учила, а он спал, но рядом. Мы были неразлучны с ним всю мои детство и юность. Он был нашим любимым членом семьи. Его часто вспоминали. И больше никто не прижился в нашем доме, если не считать Баськи.

Ольга Шумакова. Член Союза писателей.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован