08 июля 2003
1629

КПРФ готовит сюрприз к выборам президента

У Сергея Глазьева есть шанс стать единым кандидатом от левой оппозиции на президентских выборах 2004 года и побороться с Владимиром Путиным. Однако, как дал понять в интервью "Газете.Ru" зампред ЦК КПРФ Иван Мельников, чтобы сделать это, Глазьеву придется сперва стать коммунистом. В противном случае компартия вновь выставит Геннадия Зюганова.

-- Как вы оцениваете усилия власти по расколу компартии? Нанесен ли ущерб уходом из партии, например, Геннадия Селезнева?

-- Администрация президента предпринимала попытки внести раскол в ряды КПРФ, но ей это не удалось. Когда стало ясно, что расколоть КПРФ невозможно, стали пытаться внести раскол в ряды лево-патриотической оппозиции, подбрасывать разные надуманные противоречия. Я очень надеюсь, что эти усилия также не дадут серьезных всходов. Я надеюсь, что наши партнеры достаточно умны, чтобы понять, что здесь администрация преследует ту же цель -- ослабить левый фланг накануне выборов.

-- Тем не менее, насколько обоснованы слухи о новом расколе в руководстве КПРФ относительно перспектив участия партии в предвыборной компании? Говорят, часть руководства склоняется к поддержке идеи Сергея Глазьева идти на выборы широким народно-патриотическим блоком, а часть -- против.

-- Наша позиция была определена еще в июне прошлого года на пленуме ЦК. Тогда мы заявили о желании идти на выборы широким избирательным объединением с нашими партнерами по Народно-патриотическому союзу России и другими народно-патриотическими силами -- эта позиция с тех пор не менялась.

Никаких разных подходов в руководстве партии нет -- даже мнений разных никаких нет.

Более того, я уверен, что такое широкое избирательное объединение будет создано. Что касается его юридического оформления, то решение будет приниматься на съезде партии, который состоится в первой декаде сентября. Но уже сейчас, после проработки нашими юристами нового законодательства, ясно, что существует много подводных течений. Поэтому я допускаю, что это будет широкая политическая коалиция, а юридически оформлена она будет как избирательное объединение КПРФ.

-- Инициатива Глазьева с созданием народно-патриотического блока -- это, на ваш взгляд, его личная позиция, или ему ее, скажем так, подсказали?

-- На этом этапе вопрос участия Глазьева в лево-патриотической коалиции -- это вопрос открытый. Он знает, что дорога в нашу коалицию ему всегда открыта. Однако мы никогда не скрывали, что у нас есть ряд своих фигур, которые в любой момент могут возглавить народно-патриотическое движение. Это Зюганов, Глазьев, Алферов, Харитонов, Савицкая. Они имеют серьезные шансы встать во главе коалиции. Мне кажется, что прежде чем принять такое решение (о создании альтернативной КПРФ коалиции. --"Газета.Ru"), Сергей Юрьевич спокойно взвесит все последствия такого шага. А последствия могут быть двоякие. С одной стороны -- это нанесет ущерб созданию единого лево-патриотического избирательного объединения, с другой -- я абсолютно уверен, что те, кто задумал эту комбинацию, намерены нанести удар и по политическому имиджу самого Глазьева.

-- Как вы оцениваете политические перспективы тех, кто откололся от партии в последний год? Например, того же Селезнева?

-- Я абсолютно уверен, что у партии Селезнева никаких шансов пройти 5%-ный барьер нет. Это ясно и самому Селезневу, но публично он в этом признаться не может. У кого он отберет свои 1,5%, если все-таки решится выставлять партию, этот вопрос открытый. Уверяю вас, что это будут не голоса электората КПРФ. Куда больший ущерб он нанесет электорату "Единой России". В Кремле это понимают -- и это одна из причин, почему раскрутка этой партии фактически прекращена.

-- Насколько остро стоит проблема лидерства внутри КПРФ? Существует мнение, что все последние склоки в руководстве партии были отчасти вызваны нежеланием Геннадия Зюганова отходить на второй план, пропуская вперед более молодых политиков.

-- Вы знаете, тема лидера и защиты лидера достаточно остро звучала на последнем пленуме. У нас и региональные областные комитеты партии, и ЦК отчетливо понимают, что тот удар, который пытаются нанести сейчас по лидеру, это удар по партии в целом. Если наносить удар по армии противника, то в первую очередь ее надо обезглавить. Мы должны противодействовать этому удару, но, вместе с тем, мы должны объективно и спокойно смотреть на вещи, оценивать те результаты, которые партия достигла за годы, когда ею руководил Зюганов.

А результаты такие -- мы начинали в 1993 году с шести миллионов избирателей, которые голосовали за КПРФ, а на последних выборах за нас голосовали более пятнадцати миллионов.

А когда он сам выставляет свою кандидатуру на президентских выборах, то набирает примерно в полтора раза больше голосов, чем получает партия. Это объективные показатели.

По вопросу о молодежи скажу следующее: Зюганов является одним из самых ярых сторонников омоложения партии и омоложения ее руководства. Он везде -- на пленумах, на совещаниях -- убедительно обращается ко всем региональным руководителям партии, чтобы во все структуры партии на всех уровнях входили молодые люди до 30 лет. В самих обкомах эта задача уже решена. Сейчас он поставил задачу, чтобы как можно больше молодых ребят участвовало в избирательной кампании, и если немногие из них будут кандидатами в депутаты, то нужно, чтобы они находились в гуще процесса.

Что же касается смены лидера в партии на более молодого, например Глазьева, то нужно, чтобы тот для начала хотя бы вступил в КПРФ.

Как вы знаете, он в другой партии, а просто так у нас в партию не принимают. Партия -- это же не место работы, это система политических взглядов и убеждений.

-- Геннадий Зюганов -- гарантированный кандидат от КПРФ на президентских выборах 2004 года или об этом еще рано говорить? Какой будет процедура выдвижения этого кандидата? Может ли им казаться Сергей Глазьев?

-- Вы видите, как мы бережно относимся к кандидатуре Сергея Глазьева. Если посмотреть на выборы губернатора Красноярска, то около 50 депутатов Госдумы выезжали на поддержку его кандидатуры. Мы понимаем, что он молодой и талантливый экономист, и делаем все, чтобы его поддержать. Повторюсь, мы уже обозначили возможных кандидатов в тройку лидеров избирательного объединения на думских выборах. Что касается предстоящих президентских выборов, то говорить о нашем кандидате рано. Мы обсуждали этот вопрос, и для себя приняли такую схему: решение о выдвижении того или иного кандидата будет принято по результатам декабрьских выборов в Думу. Итоги покажут реальную расстановку политических сил. Мы не уходим от ответа на этот вопрос, просто необходимо оценить реально свои возможности и принять взвешенное решение. Но если говорить изолированно только о выборах 2004 года, то мне очевидно, что нет ни одного другого оппозиционного лидера, способного набрать близкое к Зюганову количество голосов.

-- Как КПРФ собирается бороться за телеэфир?

-- Информационная политика на государственном телевидение, направленная на полную изоляцию КПРФ, продолжается. Мы ведем мониторинг телепередач, в первую очередь первого и второго каналов, у нас есть соответствующие данные. И если инициатива "За чистые и честные выборы", которая разворачивается в ЦИК, будет направлена на то, чтобы выборы сделать максимально чистыми и честными, то мы готовы представить данные, которые докажут, что никаких равных возможностей нет. Впрочем, иллюзий на этот счет у нас нет -- на равный доступ к телевидению с партией власти мы не рассчитываем. Ведь для партии власти это будет означать поражение. Поэтому мы должны использовать альтернативные возможности -- региональные радио и телевидение и непосредственный контакт с избирателями.

Если говорить о квинтэссенции нашей программы, то она сформулирована в четырех вопросах референдума.

Мы прелагаем превратить выборы 2004 года в референдум, чтобы население ответило своими голосами на вопросы о будущем развитии государства.

-- Каким, на ваш взгляд, окажется результат противоборства КПРФ и "Единой России"?

-- Если нам удастся не допустить высокий процент фальсификации, если удастся удержать его в пределах 2-4%, то мы, безусловно, обыграем "Единую Россию". За нас проголосует существенно больше, разрыв будет примерно 7-8%. Я думаю, что реальная цифра, на которую мы можем рассчитывать, если, конечно, не сильно сфальсифицируют итоги, это 35-40%.

-- В своем послании парламенту Владимир Путин говорил о правительстве парламентского большинства. Если КПРФ не получит большинство, вы будете настаивать на вхождении ваших представителей в правительство "Единой России"?

-- Я должен напомнить историю вопроса. Когда был избран Путин, мы надеялись, что новый президент будет проводить новую социально-экономическую политику. И у нас примерно год был достаточно интенсивный диалог с президентом на эту тему. Но, к сожалению, этот диалог не привел ни к каким позитивным результатам, социально-экономический курс не претерпел никаких изменений, этот курс проводится в интересах наиболее богатых слоев нашего населения.

Я не думаю, что после выборов в декабре будет сформировано правительство национальных интересов. Если победит "Единая Россия", реализовывать новый социально-экономический курс будут ее представители, а они не будут думать о большинстве. Если бы было желание сформировать правительство национальных интересов, то зачем ждать декабрьских выборов 2003 года? У президента было достаточно времени, чтобы внести коррективы в состав правительства, а главное, внести коррективы в те программы, которые реализуются, но он этого за три года пребывания у власти так и не сделал.


Б. Сапожников
Газета.Ру

08.07.2003
http://backend.kprf.ru:81/melnikov/articles/14807.shtml



Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован