Походы из настоящего в прошлое за властью, славой и деньгами стали в современной России одним из наиболее популярных увлечений
Отмечать заслуги в давно минувшем прошлом, корректировать это прошлое по стандартам нынешних дней – примета времени. И в стране, и на местах. Регионы наперегонки ставят памятники вновь «открытым основателям» Великой России. Для одних – это Иван IV (Грозный), для иных – Иван III, для других – Сталин, для всех прочих – Князь Владимир. Ставят и греются в отраженном свете могучих изваяний. Монументы другому Владимиру (Ильичу), по имеющей широкое хождение версии – самому главному основателю страны, уже не в тренде.
Местные власти вот уже с десяток лет усиленно ищут в себе и в своих территориях приметы важных исторических вех, отсвет которых мог бы помочь быть заметнее сегодня. Патриотизм тут, конечно, имеет место быть, но наряду с ним успешные контрибуции при набегах в историю сулят хороший пиар, галочки в служебных характеристиках мэров и губернаторов, а также - немалые финансовые блага. Бюджетные – в особенности. Правда, иной раз, ценой больших конфузов.
Ровно 10 лет назад – 22 марта 2007 года – в законодательном собрании Калужской области на голосование был поставлен вопрос о присвоении Илье Муромцу… звания Героя России. И это – не анекдот. «За» высказались 4 областных депутата, 7 – «против», и 24 воздержались. В итоге областной парламент не стал писать обращение президенту РФ о присвоении звания Героя Илье Муромцу. По итогам другого голосования, состоявшегося в этом же день, было составлено другое – о присвоении Козельску звания «Город воинской славы». В качестве доводов были названы летописные предания о героической обороне Козельска от полчищ хана Батыя. Почётного звания город ждал 780 лет.
Нет оснований недооценивать героизм древних козельчан или участников Куликовской битвы. Даже, если археологи в первом случае не могут предъявить в доказательство соответствующих артефактов – наверняка оборона Козельска была, и Куликовское сражение выиграно. И нам, дальним потомкам героев, остается только снять шапки и поклониться защитникам «Злого города» и ратникам Дмитрия Донского. Но это вовсе не значит – отнимать у павших героев славу. Почёт. Память потомков. И примерять всё это дело на себя. Точнее – на расторопных глав соответствующих городов и губерний. Всё примерять, кроме цены, заплаченной участниками героических событий. А цена была максимальная – жизнь.
С 2006 года, с момента выходы соответствующего указа Президента РФ, города и веси напряженно борются за звание уже не «Городов-героев» (их список, скорее всего, уже закрыт), а «Городов воинской славы». Критерии – военные заслуги. Естественно – не настоящие заслуги, а прошлые. Не ныне живущих (подчас праздно и бестолково), а давно окончивших жизнь (яркую и героическую). Впрочем, слава и почести местным властям, регалии и бюджетная строка - обещаны указом именно сейчас.
10-летний юбилей «исторического» голосования калужских депутатов по присвоению Илье Муромцу звания Героя России, а прозябающему в безденежье и неухоженности райцентру Козельск звания «Город воинской славы» областной парламент решил отметить новой инициативой – запросом на присвоение звания «Город воинской славы» древнему Боровску. Мотивы таковы: героическая оборона города в 1610 году и важная роль в сражениях 1941 года.
«Мы во что бы то ни стало добьемся этого звания!» - решительно объявляет местная власть жителям обветшавшего и грязноватого старинного городка, явно выдвигая эту идею в качестве приоритетных задач на время своего руководства. И уже планирует первоочередные мероприятия для наведения соответствующего лоска: навести порядок на воинских захоронениях, присвоить улицам имена павших героев, установить на въезде в Боровск памятник – танк Т-34. Последний решено испросить в музее вооруженных сил на Кубинке.
О том, превратится ли в итоге обветшавший, измучившийся в бездорожье, безденежье и безработице районный городок в цивилизованный, красивый и успешный город, достойный славы своих древних защитников и освободителей – об этом в планах местных начальников ни слова. Зато есть надежда решить с помощью нового статуса Боровска куда более животрепещущий вопрос. А именно: сохранить в процессе намечающийся в районе административной реформы самостийность обедневшего и обветшавшего городка и избежать его переподчинения более успешной в финансах районной власти.
«Не пытайся в прошедшей истории сдвинуть горы», - писал Экзюпери. Сегодня эта истина проходит в России испытание на прочность.