- Про нас совсем забыли, - сетует представитель администрации Ульяновского района. – Даже ревизоры из области, и те проверять не приезжают. О том, что где-то существует государственная власть, местные жители подчас и не подозревают – в основном живут натуральным хозяйством. Есть электричество – а на том спасибо. А в остальном рассчитывают только на себя. На собственные силы. Может это и к лучшему?..
Самый крупный по площади в Калужской области Ульяновский район практически полностью зарос бурьяном. Даже по самым оптимистическим сводкам областного минсельхоза, здесь обрабатывается лишь 5,5% пашни. Можешь по осени исколесить район вдоль и поперек и не увидеть ни одного колоска ржи или ячменя. Тем более – комбайна. Из промышленности – тоже не густо: на подступах к райцентру угрюмо дымит маленький асфальтовый завод. Вот и вся индустрия. Когда-то правда, здесь в районе размещались военные – прятали в секретных шахтах грозные ракеты. Но ракетчики ушли, оставив по себе груды старого железобетона. И – разобранные дороги по лесу.
Впрочем, с жильем в Ульяновском районе очень даже неплохо. В райцентре дом можешь купить за 4-5 средних заработных плат. А в деревнях – и вовсе взять даром: полно заброшенных – приходи и располагайся. Но люди селятся здесь что-то не особенно охотно. В недавние времена напротив: жгли собственные дома в помирающих деревнях и получали за них страховку. На нее худо-бедно перемещались в райцентр или дальше – в область. Так «усохло» в районе немало населенных пунктов.
В том числе – и легендарная Хорёвка, где жил со своей большой и трудолюбивой семье тургеневский Хорь. Иван Сергеевич Тургенев здесь часто гостил, охотился и дивился умелости и дельности этого выдающегося калужского крестьянина. Сегодня на месте Хорёвки – дремучий лес, и только старый дубовый столб (его, кстати, установила не областная власть, а выдающийся писатель и журналист Василий Песков) свидетельствует о том, что здесь, в недрах Ульяновского района когда-то процветала богатая крестьянская жизнь. Присоединить бы ее обратно к России…
- Наверное, это из-за нашего названия всё у нас не складывается, - переживает за житье-бытье в другом мега-районе Калужской области – Износковском – представитель райвласти. Ну, разве с таким названием – Износки – может в жизни повезти? Мы даже думали переименоваться. Предлагали назвать наш поселок в честь Суворова. Может тогда дело лучше пойдет…
- А разве Суворов в Износках бывал? – на всякий случай уточняю и износковского товарища. – Да и туляки в этом плане вас явно опередили – у них свой Суворов (хотя гостил ли там Александр Васильевич – трудно сказать).
- Это верно, - сокрушенно вздыхает собеседник, - но инвесторы-то не идут…
Из последних инвестиционных достижений забытых Богом и богатыми капиталистами Износок – двухэтажный жилой дом, построенный в конце прошлого года по программе переселения из аварийного жилья. Но деньги эти дал федеральный бюджет, а не бизнес. В области с ними тоже, чувствуется, не густо.
Бала, правда, надежда на осетровый комплекс, но его закрыли (или разворовали – не ясно). Эпопея затянулась на годы. Впрочем, сельхозиндустрия в Износках, не в пример Ульяновской, круче: обрабатывается «аж» 19% сельхозугодий. Остальные 81% уныло зарастают – видимо, никому не нужны. Или пока что не присоединены ни к одному из субъектов федерации.
Хотя с транспортом – лучше. Есть хорошая дорога из Калуги. По сути – автобан. Но он почти пустует. Есть железнодорожная ветка. Но пригородные по ней скоро, наверное, совсем перестанут ходить. Держится пока контейнерный поезд на «Фольксваген». По нему жители Износок сверяют экономический пульс всего региона, страны в целом и за одно - свои часы: к моменту прохода товарняка в райцентре надолго закрывают шлагбаум и потому, надо успеть проскочить до закрытия переезда. Хотя открытый на весь день железнодорожный переезд – самая плохая новость для износковцев.
Алексей Мельников, Калуга.