06 января 2006
5309

Крючков Николай: 95 лет со дня рождения

6 января 2006 года исполнилось 95 лет со дня рождения Николая Крючкова. В этот день в 10:40 в эфире телеканала "Культура" был художественный фильм "Трактористы", а в 12:05 программа из цикла "Легенды мирового кино", посвященная Николаю Крючкову

Этого пышущего здоровьем красавца с "краснопресненским чубом" когда-то любила вся страна, и вся страна подражала ему! Николай Крючков - герой многих и многих девичьих грёз и мальчишеских мечтаний.
Но страна вполне могла и не узнать своего героя. Началось всё с того, что молодая ткачиха Олимпиада Фёдоровна спустилась в погреб за капустой, да там и родила будущую звезду экрана... на два месяца раньше срока. Так что, можно сказать, что Крючкова, в отличие от других детей, и вправду нашли в капусте. Семимесячного Колю выходили, и мальчик выжил. Причём из восьми детей, рождённых в семье Крючковых, выжило только двое.
Но на этом испытания Крючкова на живучесть не закончились. После смерти отца, в двадцатом году, Крючков заболел тифом. И снова выжил. Правда, с последствиями. Глядя кадры из фильма, трудно поверить, что после болезни Крючкову дали кличку - Колька Кривой, потому что его голова клонилась набок к плечу. Но работа на фабрике (а работать Крючков начал с четырнадцати лет) и занятия любительским боксом помогли избавиться от дефекта.

Первая же картина, в которой сыграл Николай Крючков, стала киноклассикой. "Окраина" Бориса Барнета. Фильм, о котором во всём мире написано и сказано немало. Роль сапожника Сеньки пока ещё далеко не героическая. Однако стать этого русского двадцатидвухлетнего парня уже видна во всей красе, как и склонность к яркости и характерности.
Барнету на Крючкова указала тогдашняя жена режиссёра - Наталия Глан, известная по главной роли в фильме "Мисс Менд". Она была педагогом по танцам в московском ТРАМе - Театре рабочей молодёжи. Именно благодаря занятиям Наталии Глан, Крючков научился выделывать коленца, которые так поражали всех в фильме "Трактористы".
Пробы на роль Сеньки проходили в сапожной мастерской. Барнет был чем-то занят, и Сеньке-Крючкову было дано задание осваиваться. И он освоился. Надел фартук и подбил себе набойки. А когда Барнет окликнул его по имени персонажа, Крючков в ответ недовольно буркнул: "Чего тебе?". Так родился Сенька из "Окраины" и киноактёр Николай Крючков.
С тех самых пор Крючков всегда старался овладеть в той или иной степени профессией своих героев. В семидесятых годах, после того, как была сыграна роль таксиста Бати в картине "Горожане", актёру на гастролях в Перми местные таксисты устроили экзамен. Все, как один, учтиво уступили ему места за баранкой. Пришлось актёру показывать класс, водителя сажать на штурманское место, а самому за руль и везти себя в гостиницу.
На премьеру "Окраины" в кинотеатр "Ударник" актёр пришёл... прямо с Москвы-реки. Вид у него был соответствующий - пляжный, и пропустили его с грехом пополам. Так что Крючков вполне мог не попасть на первую премьеру.
В следующую свою картину Барнет снова пригласил Крючкова, но уже на главную роль. Фильм "У самого синего моря" вышел на экраны в тридцать пятом году. Крючков сыграл в нём механика Алёшу, чудом заброшенного вместе со своим другом Юсуфом (в исполнении Льва Свердлина) на волшебный берег...
Картина, вместе с персонажами её населяющими, получились написанной акварельными красками. Лёгкая, солнечная, ускользающая, как ветер, и несбыточная. Наполненная морем, любовью и молодостью.
Роль Сеньки в "Окраине" и Алёши из следующей картины Барнета были непохожи друг на друга. Обе картины Барнета сделали Крючкова актёром заметным, но не сделали его звездой.
1939 год. На экраны вышла лирическая и патриотическая комедия Ивана Пырьева "Трактористы", сразу же завоевав сердца зрителей. Песни из фильма тут же стали народными. Подражая героям картины, одни молодые люди уезжали работать в колхозы и становились трактористами, а другие - становились танкистами.
Николай Крючков сыграл в картине демобилизованного с Дальнего Востока танкиста Клима Ярко. Фильм не отличался сложностью сюжета, однако в нём во всю мощь прозвучала неповторимая пырьевская интонация и атмосфера. То ли сказка, то ли быль... Фильм буквально заражал зрителей своим светом и энергией. Спустя годы поблёкло изображение на плёнке, а дух этой светлой картины остался. А может быть, даже умножился. Умение, почти потерянное современным российским кинематографом, - создавать лёгкое, брызжущее жизнью кино. Но эта лёгкость давалась нелегко. Крючков вспоминал, как Пырьев однажды сделал подряд двадцать дублей, чтобы добиться от своей жены Марины Ладыниной нужного ему результата в одной из сцен.
В "Трактористах" сошлась вместе знаменитая троица советского кино, "три богатыря", как их называли в шутку: Николай Крючков, Пётр Алейников и Борис Андреев. Алейников к тому времени был уже популярным актёром, для Андреева это был дебют. О похождениях трёх товарищей складывали целые легенды: как они ночевали в витрине мебельного магазина, как Андреев пил в милиции чернила, как Крючков выпил на спор десять стопок подряд...
В Климе Ярко Крючков нашёл своего героя, это было стопроцентное попадание. Но актёру не хотелось повторяться. Предложения однотипных ролей мучили актёра. "Бывало такое, - вспоминал Крючков, - на герое твоём тельняшка или гимнастёрка, а характера нет, внутри - пусто... Идёшь тогда на съёмку как на каторгу".
Крючков, как и многие хорошие актёры, любил яркие и характерные роли. В самых своих героических ролях он пытался найти зерно характера. Не выезжать на одном обаянии и типаже, а оставаться по сути своей актёром. Когда-то ему это удавалось, когда-то нет. Из всей плеяды героических образов, сыгранных на экране Крючковым, в первую очередь выделяется три роли и три картины. Это Сергей Луконин в фильме "Парень из нашего города", майор Булочкин из "Небесного тихохода" и сержант Мамочкин в экранизации повести Эммануила Казакевича "Звезда".
"Звезда" была снята в 1949 году, а вышла на экраны лишь в 53. Герой Крючкова, прежде чем подорвать себя и врагов, говорит: "Вот так вот", а надо было сказать: "За Сталина", тогда картина вышла бы вовремя. Сия вольность не понравилась лично Иосифу Виссарионовичу.
Но кроме людей "в тельняшке или гимнастёрке" бывали и такие подарки судьбы, как роль Кузьмы, которую Пырьев не побоялся дать Крючкову в следующей своей картине, - "Свинарка и пастух". За эту порочащую героический облик актёра роль Василий Сталин грозился сослать Крючкова в Сибирь.

У Николая Крючкова было четыре брака. Первые две жены Крючкова были актрисами. С первой актёр познакомился на съёмках "Трактористов", со второй на съёмках "Небесного тихохода". Обе на момент знакомства с Крючковым были ещё студентками.
Третья жена Крючкова, спортсменка Зоя Кочановская, погибла на глазах у мужа. Её сбила машина. Трагедия произошла в Ленинграде, и Крючков сам перевозил гроб в самолёте в Москву.
Спустя два года Крючков женился в последний раз. Его избранницей стала тридцатилетняя ассистентка режиссёра, с которой он познакомился на очередных съёмках. Они прожили вместе до самой смерти актёра.

Всю жизнь Крючков был заядлым рыбаком. И когда он уже стал "дядей Колей", одним из важных критериев соглашаться на роль или нет, было для него наличие рыбных мест на съёмках.

Крючков был сильным человеком. И это помогло побороть ему тягу к спиртному. Началась она у него рано, когда он ещё подростком работал на фабрике и научился там пить наравне со взрослыми. Как вспоминают очевидцы, на съёмках фильма Михаила Ромма "Тринадцать", которые проводились в Каракумах в ужасной жаре, актёр ушёл в запой. Его пример оказался заразительным. Ромм выстроил всех, кто работал на картине, и приказал Крючкову: "Падай!". Тот от неожиданности упал на песок. "Всё. Ты убит. Можешь возвращаться в Москву". Так из тринадцати бойцов в картине осталось только двенадцать. Хотя в одном кадре Крючков в картине всё-таки остался.
С ростом популярности положение только усугубилось. Но в семидесятом году актёр нашёл в себе силы бросить пить и не пил больше до самой смерти.
Родился Николай Афанасьевич Крючков в Российской империи, прожил в Советском Союзе, а умер уже в Российской Федерации. Случилось это 13 апреля 1994 года.
В отличие от многих своих друзей и коллег Крючков не переставал сниматься до самого конца. Последний фильм с его участием вышел за год до его смерти. Желание не останавливаться на достигнутом, не стать актёром одной роли и одного времени, стремление к характерности помогло Крючкову избежать беды многих киноактёров, которым после сорока просто переставали предлагать новые роли.

По материалам передачи "Шедевры старого кино"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован