С сожалением приходится констатировать, что агрессивная антироссийская пропаганда пытается навязать мировому сообществу отрицательные информационные клише о России. Это в свою очередь требует от России сформулировать адекватный информационный ответ нашим партнерам, в первую очередь — на европейском и постсоветском пространстве.
Недооценка роли информационного противоборства в условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в мире может привести к отрицательным последствиям для имиджа России как среди общественности, так и в сфере бизнеса.
Было бы не лишним напомнить, что информация в последние десятилетия все более активно используется как средство манипулирования человеческим сознанием, и в этом качестве она стала неотъемлемой частью различных конфликтов.
Термин `информационная война` впервые оказался в фокусе внимания в связи с войной в Персидском заливе в 1991. В дальнейшем, по мере распространения глобальных сетей, у информационной войны стали появляться свои теоретики. Хотя пока еще не сформировалось единое, общепризнанное определение этого явления, можно говорить о двух основных направлениях осмысления проблематики.
Во-первых, о тенденции секьюризации всей сферы информационной деятельности в современном обществе, а, во-вторых, о стремлении к выделению комплекса специальных действий, `встроенных` в конкретный стратегический план конкретной силовой (военной) операции.
Сторонники каждой из них по-разному отвечают на вопрос об организации системы информационной безопасности в эпоху распространения информационных войн и соответственно о распределении общественных ресурсов. Образно говоря, часть экспертов и практиков выступает за ведение регулярных войсковых операций, а другие — за организацию `точечных` операций особого назначения.
Как нам представляется, в условиях кардинальных изменений мировой политики назрел вопрос о выработке принципиально новых подходов к разрешению кризисов, в рамках которых достигалось бы обеспечение информационной безопасности, прежде всего противодействие психологическому давлению на граждан. В этом контек5сте весьма актуальной является разработка Международной Конвенции о нормах информационного взаимодействия в ситуациях острых международных конфликтов, дающей правовую квалификацию информационной агрессии, а также определяющей систему запретов и ограничений на применение информационного оружия.
В целях оптимизации сроков снижения конфронтационной составляющей информационного взаимодействия на международной арене целесообразно активизировать реактивные, ответные шаги, блокирующие попытки распространения односторонних мифических интерпретаций прошлых, текущих и ожидаемых событий.
Активное продвижение альтернативной информационной инициативы традиционными средствами информационной работы, которое является, безусловно, желательным, нуждается, тем не менее, в определенной подготовке. Во-первых, путем консолидации отечественной стратегии в сфере информационной безопасности в целом, а во-вторых, в публикации авторитетных аналитических исследований конкретных издержек эскалации информационных войн для стабильности не только сопредельных с Россией регионов, но и для ряда других районов мирового пространства.
Отдельного внимания заслуживают такие составляющие информационной инициативы как определение стиля подачи информационного продукта — предпочтение аналогий с крупнейшими сетевыми СМИ или акцент на разработку оригинального стиля, укрепление профессиональных связей в кругах зарубежной журналистики, организация подготовки молодых специалистов, способных значительно повысить конкурентоспособность российских информационных служб, уточнение состава потенциальной аудитории.
Разрабатывая эту линию, мы должны учитывать переходное состояние современного мира, и те противоречия, с которыми сталкивается мировое сообщество. Сегодня оказались разрушены многие традиционные границы между странами, народами и конфессиями. Информационная составляющая национальных институтов управления заметно расшатана, однако ее универсальное глобальное замещение не состоялось. Экстенсивный рост глобализации в ее однополярном формате сейчас исчерпан. Демонстрация этой реальности и включение соответствующих сюжетов в состав модельных информационных блоков могли бы стать эффективным инструментом противодействия попыткам эскалации информационной войны, откуда бы они ни исходили.
Итак, подводя итоги уходящего года и высказывая пожелания на будущий, нам представляется весьма важным ускорить корректировку российских подходов к разрешению кризисов, повысить эффективность обеспечения информационной безопасности и привести нашу позицию в соответствие с требованиями Концепции национальной безопасности Российской Федерации (май 2009).
Эксперт МГИМО:Ксения Боришполец
Коммерческое использование данной информации запрещено. При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
31.12.2009