07 апреля 2004
4229

Кто будет выплачивать компенсации пострадавшим во время терактов. Поправка к законопроекту по борьбе с терроризмом

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Добрый день, наш сегодняшний гость зам. председателя думского комитета по безопасности Валентин Бобырев. Валентин Васильевич, здравствуйте.

В. БОБЫРЕВ Здравствуйте.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Сразу скажу нашим слушателям, вы автор и инициатор принятия закона, нашумевшего накануне, где речь идет о компенсации жертвам террористических актов. Но мой первый вопрос связан с теми сообщениями, которые пришли буквально в последние 10 минут, но это все также напрямую связано с борьбой с терроризмом. Ахмат Кадыров, глава Чечни, заявил о том, что ведет телефонные переговоры с Асланом Масхадовым. В этой связи, разве может глава субъекта федерации общаться, тем более по телефону, с лидером террористов?

В. БОБЫРЕВ Здравствуйте, уважаемые слушатели радиостанции "Эхо Москвы". Прежде всего, я хотел бы поблагодарить руководство радиостанции, Алексея Венедиктова и Владимира Варфоломеева, за проявленный интерес к внесенному в ГД законопроекту о внесении изменений в статью 17 федерального закона о борьбе с терроризмом и предоставление возможности выступить мне на "Эхе Москвы".

В. ВАРФОЛОМЕЕВ О законе обязательно поговорим. Но прежде всего меня интересует ваше мнение, тем более вы сами из правоохранительных структур, полковник МВД.

В. БОБЫРЕВ Я думаю, что все эти переговоры, которые ведет президент республики, прежде всего согласован с руководством нашего государства. Лучше вести переговоры, лучше пройти мирный процесс, чем проливать кровь на протяжении нескольких лет. Я думаю, что телефонные разговоры или через посредников должны привести к тому результату, который сегодня нужен для российского народа, как вы правильно сказали, многие теракты на территории нашего государства исходят с Кавказа и происходят на Кавказе. Поэтому лучше мирные переговоры в любой форме, по телефону, через посредников, но чтобы эти мирные переговоры могли достичь конечного результата.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ С другой стороны, для чего существуют силовики, спецслужбы? Мы помним, как именно во время телефонного разговора российская авиация по наводке разведчиков убила Джохара Дудаева, почему теперь, когда Масхадов разговаривает по телефону с Кадыровым, не нанести удар по тому месту, где находится Масхадов, и разом решить множество проблем?

В. БОБЫРЕВ У силовиков иные задачи, они выполняют приказы министра обороны, руководителей Генштаба, если им поручат вести подобные переговоры, я думаю, будут.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ А что же политическое руководство не дает таких команд?

В. БОБЫРЕВ Я не стану комментировать данный вопрос, руководство нашего государства предпринимает все возможные попытки для того, чтобы мирно решить проблему Чечни.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Валентин Васильевич, если бы, например, одним махом ликвидировать руководство чеченских боевиков, тогда, наверное, было бы гораздо меньше у нас терактов, не было бы необходимости принимать законы, в частности, те, которые вы предлагаете, о компенсации жертвам терактов. Т.е. опять вы пытаетесь бороться с симптомами или последствиями болезни вместо того, чтобы ликвидировать очаг заболевания одним ударом.

В. БОБЫРЕВ Я хотел бы, Владимир, сразу обозначить, что я депутат ГД, зам. председателя комитета по безопасности, руководитель подкомитета. Мы занимаемся законотворчеством, т.е. мы совершенствуем законодательство, в том числе, в данном случае вы меня пригласили, по федеральному закону о борьбе с терроризмом, о внесении изменений в статью 17 закона, это тема несколько иного характера. Тем более на эту тему наш председатель комитета Владимир Васильев достаточно четко, конкретно рассказал. Я бы не хотел затрагивать те вопросы, которые были уже озвучены.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Хорошо, давайте тогда к этому закону, о котором вчера довольно много говорилось. Насколько я понимаю, суть его кратко такова, на территории, например, какого-то объекта или какого-то мероприятия вдруг производен теракт, это мог быть концерт, театральное действо, те люди, организаторы этого действа и должны компенсировать жертвам теракта нанесенный им материальный и моральный ущерб?

В. БОБЫРЕВ Несколько не так. Именно суть данного законопроекта заключается в том, что возмещение вреда, причиненного гражданам в результате террористической акции, совершенной в местах массового пребывания людей, использованных, подчеркиваю, организаторами этих мероприятий в коммерческих целях, именно в коммерческих целях, осуществляется за счет средств страхового возмещения. Т.е. организаторы мероприятий выплачивают страховым компаниям по соответствующим страховым контрактам определенную часть своих доходов для покрытия этих рисков.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Почему вы отдельно выделяете именно мероприятия, проводимые на коммерческой основе? А, с другой стороны, можно ли у нас найти иные мероприятия? Безвозмездные и т.д.?

В. БОБЫРЕВ Если, к примеру, будет проводиться мероприятие, которое будет проводить государство в лице исполнительной власти, то все риски, если будет совершен теракт в больнице или в школе, возмещение ущерба должны нести субъекты РФ, там, где совершен этот акт.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Так и предполагает ныне действующий закон. В Москве захватили "Норд-Ост", взорвали рок-фестиваль, все иски обращены именно к местным органам власти, к субъектам федерации, к Москве.

В. БОБЫРЕВ Так вот, поэтому-то я и говорю, что суть нашего законопроекта регламентирует то, что все риски, возмещение вреда, причиненного гражданам в результате теракта ложится на организаторов проведения массовых мероприятий и страховые компании.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Т.е. с местных властей вы снимаете серьезную долю ответственности?

В. БОБЫРЕВ Да, причем именно концепция проекта направлена на урегулирование вопроса о предоставлении надежных гарантий возмещения ущерба, причиненного гражданам в результате терактов, переложив при этом бремя необходимых выплат с государственного бюджета на частный сектор, а именно на страховые компании и организаторов проведения массовых мероприятий.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Мы продолжим наш разговор через минуту после краткого выпуска последних известий.

НОВОСТИ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Мы говорим о проекте нового закона, связанного с компенсациями жертвам терактов. Таким образом, получается, что власти, будь то федеральные или местные, по проекту документа, который вы подготовили, не несут фактически никакой ответственности за то, что на территории страны случился теракт. Получается, давайте просто все застрахуем, и нам не нужны будут ни МВД, ни ФСБ, которые сейчас, получается, ни за что живут на народные деньги, на деньги налогоплательщиков, если они не обеспечивают нашу безопасность и не готовы в лице государства отвечать за свои промахи. А каждый совершенный теракт это, безусловно, промах, прежде всего ФСБ.

В. БОБЫРЕВ Я бы не стал так ставить вопрос. Сотрудники ФСБ, сотрудники МВД и в целом силового блока проводят мероприятия, направленные на предотвращение терактов. Здесь нельзя смешивать, что, прежде всего, это промахи силового блока. Я еще раз подчеркиваю, не хотел бы давать оценку работе силового блока, я просто сегодня, еще раз подчеркиваю, к вам приглашен для того, чтобы разъяснить те предложения о внесении изменений в статью 17 федерального закона о борьбе с терроризмом, т.е. мы сегодня предлагаем нашему правительству эти предложения. Более того, справедливости ради я хотел бы отметить, что мысль для разработки данного законопроекта нам дал бывший министр внутренних дел, ныне председатель ГД Борис Вячеславович Грызлов, который в сентябре прошлого года на одном из совещаний, которое проходило в МВД, посвященном проблеме обеспечения безопасности в местах проведения массовых мероприятий, указал, что тот, кто получает прибыль от мероприятия массового характера, тот должен нести и риски. Не может сегодня федеральный бюджет или бюджеты всех уровней нести соответствующую нагрузку. Организаторы проведения массовых мероприятий должны предусматривать, должны застраховывать жизнь посетителей этих зрелищных или спортивных мероприятий. Если гражданин будет уверен, что его застрахована жизнь, что существует весьма эффективный и применяемый в международной практике механизм бюджетирования экстренных расходов, которым является подобное явление, которое мы сегодня рассматриваем, т.е. терроризм, нет сегодня другой формы, как форма страхования.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Валентин Васильевич, вы согласны с тем, что терроризм это проблема государственной или, в условиях современного мира, межгосударственная?

В. БОБЫРЕВ Согласен.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Но почему тогда, когда случаются теракты, платить, компенсировать должно не государство, а частные структуры? Не понимаю.

В. БОБЫРЕВ На мой взгляд, государство не может охватить все аспекты жизнедеятельности наших граждан. Поэтому, допустим, я хочу такой пример привести, как известно, всему нашему народу, всему нашему миру этот трагический день, 23 октября 2002 г., в театральном центре на Дубровке были захвачены 912 человек. Не буду комментировать данное трагическое событие, однако я хочу вернуть радиослушателей к вопросу о страховой защите пострадавших. Как известно, ни группа "Норд-Оста", ни здания ДК Московского шарикоподшипникового завода, ни зрители, пришедшие на спектакль застрахованы не были, поскольку никто просто не мог предвидеть каких-либо чрезвычайных ситуаций. В 2001 г. одна российская страховая компания заключила с руководителями проекта "Норд-Оста" договор, согласно которому артисты страховались от несчастных случаев на репетициях и спектаклях. В 2002 г. "Норд-Ост" даже этот контракт не продлил. Можно продолжать это далее. Поэтому, если рассматривать этот вопрос в комплексе, даже если подключать других участников этого процесса, немалая доля вины организаторов процесса, как сказал директор московской дирекции по подготовке и проведению массовых мероприятий Олег Бирюков, он уверен, что страховать ответственность перед посетителями необходимо. И организаторы массовых зрелищ и мероприятий, подобных "Норд-Осту", должны страховать свою ответственность.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Получается, руководитель какого-нибудь магазина должен страховать всех своих посетителей от того, что в помещении магазина к ним в карман может залезть вор и вытащить кошелек. От этого тоже страховать должны? И обеспечивать безопасность посетителей магазина, покупателей должна администрация этого шопа?

В. БОБЫРЕВ Я бы хотел уточнить, что понимается под местами массового пребывания людей в рамках нашего внесенного законопроекта, это очень важно. Причем я не говорю, что наше определение имеет какую-то истину или последнюю инстанцию, мы вносим понятие, под местами массового пребывания людей понимаются торговые, спортивные, развлекательные, транспортные сооружения, образовательные учреждения и иные объекты, на территории которых могут одновременно находиться люди численностью более 200 человек. Вы скажете, а почему численность более 200 человек и вообще откуда взялась эта цифра? Основой для ее расчета был экономический расчет, потому что страховые компании это бизнес. Большинство коммерческих предприятий, зарабатывающих деньги на рынке услуг, они рентабельны могут быть в том случае, когда именно при такой численности, как я сказал, 200 посетителей, имеют рентабельность, т.е. имеют доход, имеют прибыль.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Давайте вновь о сути, об идеологии этого проекта, если угодно. Уже приходит много разных вопросов. Например, даже не вопросы, а реплики оценки нашими слушателями того, что происходит. Лидия пишет: получается, что если хочешь остаться живым, никуда не ходи, сиди дома, не высовывайся, но не забывай при этом платить налоги, потому что государство себя не защищает. Или дальше, Василий, получается так, что государство может обеспечить безопасность только самой, например, ГД, где вы работаете, а все остальные должны заботиться о себе сами. Вы снимаете с государства ответственность. Вместо того, Валентин Васильевич, как мне представляется, чтобы найти преступников, организаторов, например условного Шамиля Басаева, выйти через него на тех, кто финансирует его деятельность где-нибудь на арабском Востоке, с них взять деньги на компенсацию пострадавших от терактов, устроенными этими людьми, вместо этого вы обязываете платить частные структуры, коммерческие, которые должны находиться под вашей защитой, защитой государства.

В. БОБЫРЕВ Лидия и другие радиослушатели, которые нас слышат, могут спать спокойно. Я не говорю о том, что надо сидеть дома и никуда не выходить. Я говорю совсем о другом, что мы расширяем географию субъектов, которые принимают непосредственное участие в борьбе с терроризмом. Мы данным законом устанавливаем пределы ответственности по возмещению вреда. В данном случае, это очень важно, потому что Лидия может не услышать меня, мы в законопроекте устанавливаем пределы ответственности по возмещению вреда в следующих размерах, 1 млн. руб., это прежде всего касается Лидии и кто так думает, как Лидия, по каждому пострадавшему в отношении вреда личности.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Валентин Васильевич, не надо деньгами забивать слушателей и суммами большими, главное кто несет ответственность, чьи это деньги, государства, которое пропустило террористов в Москву, или страховой компании, которая вообще ни при чем, или организаторов театрального действа. Вы упомянули миллион рублей, это за чей счет?

В. БОБЫРЕВ За счет организаторов, которые проводят массовое мероприятие, руководителей или организаторов проведения массовых мероприятий, они страхуют через страховые компании.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ Один тогда дополнительный вопрос, уточняющий это. Может ли потом страховая компания, которая понесла такие серьезные убытки в результате теракта, обратиться со следующими исками уже к государству? Вы даете такое право страховым компаниям?

В. БОБЫРЕВ Нет. Если руководители, которые проводят массовые мероприятия, страхуют жизнь тех, кто присутствует при проведении этих массовых мероприятий, то не надо обращаться Лидии или кому вы сказали к государству за причиненный вред. А они должны обращаться к страховой компании, которая застраховала их риски. Более того, вы сказали про государство, про силовой оброк и т.д., я просто дополнительно хочу отметить, что концепция данного нашего законопроекта также предусматривает разработку специального закона, регулирующего особенности обсуждаемого обязательного страхования. В настоящее время подобный проект находится в стадии разработки. Кроме того, хотел бы проинформировать радиослушателей "Эха Москвы" о том, что сфера законотворчества по проблематике борьбы с терроризмом находится в зоне повышенного внимания со стороны органов государственной власти. Так, для информации, в сентябре 2003 г. ФСБ, МВД, Минюст создали межведомственную рабочую группу, которая разрабатывает очень важный законопроект, который называется "О введении обязательных норм безопасности при проведении массовых мероприятий". В самое ближайшее время он поступит в ГД. Этими нормами будут руководствоваться все организации по проведению массовых мероприятий. Самое главное, соблюдение этих норм будет жестко контролироваться государством, т.е. государство не уходит от этих проблем. Более того, забота о сохранении жизни и здоровья своих граждан должна стать приоритетом деятельности всех государственных институтов. Я представляю интересы комитета по безопасности ГД, деятельность нашего комитета сегодня как раз именно направлена на решение этих задач.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ Слава богу, тогда я успокою, например, нашего слушателя Олега, который пишет зачем нам нужно такое государство, которое ни за что не отвечает? Видите, Олег, чем-то государство все-таки занимается. Спасибо большое, наше время истекло. Валентин Бобырев, член думского комитета, зам. председателя комитета ГД по безопасности, член думской фракции ЛДПР сегодня был на радио "Эхо Москвы". Спасибо вам большое.

В. БОБЫРЕВ Спасибо вам.

Ведущие:
Владимир Варфоломеев

Радиостанция "Эхо Москвы"
http://bobyrev.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован