16 августа 2006
2051

Куда уехал цирк

К Конституционному суду (КС) Российской Федерации, судебному органу конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющему судебную власть, относятся как к цирку шапито. Новый всплеск интереса к КС связан с тем, что другая власть, не судебная, окончательно решила за судебную власть ее судьбу: в начале 2008 года суд переедет в Питер, судьи поселятся в коттеджах, а лето будут проводить в Комарово.

Проблема не в том, где и как будут размещены судьи, какие здания под это дело будут отремонтированы, а какие снесены. И даже не в том, что эти начинания будут стоить немалых денег. Проблема - в чистопородной, безупречной, дистиллированной бессмысленности переезда органа конституционного правосудия по маршруту, обратному радищевскому, из Москвы в Петербург.

Этот переезд - искусство ради искусства. Рационально объяснить его невозможно: разъяснения, апеллирующие к тому, что судьям конституционного суда в отдалении от столицы не будут мешать предаваться юридическим медитациям, абсурдны. Потому что, если судье кто-то хочет помешать, он это сделает. У нас только до генерального прокурора (теперь бывшего) дозвониться нельзя. А до судьи - общей юрисдикции, басманного, мещанского, арбитражного, конституционного - можно.

Есть и еще одно объяснение: вон, в Европе разные органы власти находятся в разных городах, что способствует равномерному развитию регионов страны, формированию чувства уважения и почтения к власти и проч. Столицу нашей родины надо бы, в этой логике, разгрузить от федеральных органов власти. Как минимум два вопроса. Почему у Европы мы заимствуем исключительно этот опыт, к тому же обусловленный сугубо исторически, а никакой другой? Почему перераспределение органов власти по просторам необъятной России - от Калининграда до Биробиджана - надо начинать непременно с Конституционного суда?

Начните... ну, к примеру, с Минсельхоза. Он должен быть ближе к земле? Должен. Отправьте его в деревню Гадюкино, а административное здание возведите на месте исторического пребывания сельсовета. Или вот есть еще такой орган - Росприродзор, где замом служит известный всей стране Олег Митволь. Он любит воду и водоохранные зоны. Так на Волгу его, или к Енисею. Мало ли в России великих рек, которые так и не успели повернуть? А Роспотребнадзор тоже можно отправить поближе к регионам, которыми он активно занимается. То есть куда-нибудь поближе к молдавской границе или грузинской. По дороге можно проверить качество производимой в Северной Осетии ликеро-водочной продукции. Да что проверить - там же и осесть. Министерство природных ресурсов, раз уже его так назвали, надо отправить поближе к природным ресурсам. Сибирь, Дальний Восток, Сахалин - все это территории, богатые народным добром и к тому же нуждающиеся в освоении и заселении. Вот пусть чиновники и заселяют зеленое море тайги. А что уж говорить о Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации!!! По поводу того, куда отправить этот орган можно и нужно спросить народ. Устроить всенародное обсуждение, тендер, голосование. Конкурс на лучший город, подходящий для мастеров разговорного жанра. Такая акция никого не оставит равнодушным, будет способствовать росту политической культуры россиян и капиталистического правосознания. А можно и вовсе навеки утвердить норму суверенной демократии: ротировать места пребывания парламента. В этом году Дума разбивает свой передвижной шатер в Усть-Урюписке, в следующем - на одном из островов в море Лаптевых, еще через год - в Магадане. Надо быть ближе к избирателям и подальше от назойливых лоббистов. Особенно это эффективно там, где не работает мобильная связь.

Что же касается Конституционного суда, то уже как-то неудобно в сотый раз говорить о том, что аппарат этого органа в Петербург не переедет. Уровень зарплаты не позволяет квалифицированным юристам, состоящим на службе в некоммерческой и в не взяткоемкой структуре, позволить себе такую роскошь. Аппарат КС - это по сути дела научный институт, целая правовая школа, годами нарабатывавшая традиции, опыт и практику. Люди в нем - главная ценность и неразменная валюта. Просто так взять и нанять новых юристов (хотя бы и питерских, что модно, но не гарантирует качества) не получится. Это не государственное агентство или служба, которую захотели - создали, еще раз захотели - превратили в департамент министерства, а шлея под хвост попала - и вовсе упразднили.

Остается один, но пламенный вопрос - зачем? Зачем перевозить Конституционный суд из Москвы в Петербург? Не посоветовавшись с судейским сообществом, не просчитав расходы и последствия, не оценив риски для российской судебной системы.

Вы думаете, что здесь есть политическая логика? Мол, КС станет более управляемым и послушным. Полноте, все значимые шаги в российской политической истории делались не по злому умыслу, а по глупости. Кажется, это еще одна яркая иллюстрация старой исторической закономерности.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


http://www.rian.ru/authors/20060816/52690439.html

РИА Новости

16.08.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован