В Свердловской области предлагают привлекать туристов "бандитским Екатеринбургом"
В прошлом году туристическая отрасль Свердловской области пополнила казну региона на 11,5 млрд. рублей. Тем не менее достоинства природы Среднего Урала всегда больше интересовали не туристов, а главным образом широко представленную здесь промышленность. Однако именно по ней в первую очередь и ударил кризис, поэтому власти региона решили заработать деньги уже на том, что пока не приносит так уж много денег - туризм. В регионе задумались, как заинтересовать и чем привлечь в Свердловскую область среднестатистического туриста. О том, как власти оценивают туристический потенциал области - в материале "УралПолит.Ru".
Ставки на туризм
Отметим, что под развитие туризма имеется 194 300 квадратных километров территории области. И на ней уже расположено, по данным, представленным на тематических сайтах и сайте Министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, огромное количество рекреационных ресурсов, а также особо охраняемые территории, археологические памятники, православные храмы, горнолыжные курорты. "Урал - место особое на русской земле. Ореол загадочности Уральских гор ощущает каждый, кто побывал здесь", - сообщает посетителям сайт Федерального агентства по туризму.
14 августа губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил о том, что туризм для региона - "превосходная сфера для развития среднего и малого бизнеса". При этом перед глазами уральских чиновников и турагентов постоянно фигурируют успехи другого региона, входящего в УрФО. Тот же Ханты-Мансийский автономный округ, находящийся в гораздо более сложных климатических условиях, этим летом в лице председателя комитета по туризму Валерий Беспояско отчитался о повышении количества желающих отдохнуть в Югре на 88 %.
Темное прошлое: негативный имидж
Как водится, чиновники возлагают большие надежды на "Концепцию по развитию туризма Свердловской области". Вокруг нее много шума, но эксперты отмечают тенденцию, что этот туристический шум никак не перерастет в туристический бум. И отчасти объясняют это бытующим среди ее разработчиков мнением, что все положительные стороны края скрываются за "негативным" имиджем, который сформировался у Свердловской области за последние несколько лет. Причем его столпами стали такие практически главные памятники истории и архитектуры, как, например, Ганина Яма и расстрел царской семьи или Храм на Крови. По крайней мере, среди соотечественников.
Алексей Венгин, генеральный директор туристического портала Utravel.ru, расположенного в Екатеринбурге, считает, что как раз эти объекты, напротив, не стоит зарывать в яму. "Культивировать узкие направления туризма можно. Так, например, Екатеринбург мог бы стать паломническим центром: Храм на Крови, Ганина Яма, Верхотурье в этом смысле уникальны", - отметил Алексей Венгин.
Отметим, в проекте непринятой областной Концепции развития туризма упоминаются восемь зон комплексного развития отрасли. Причем они все либо в Екатеринбурге, либо в часе езды от него. Однако Алексей Венгин считает, что площадь привлекательного пространства гораздо шире. "Я считаю, что применительно к уральскому региону есть смысл развивать внутренний туризм. Для того чтобы соседи из Перми, Челябинска, Уфы, Екатеринбурга могли приезжать друг к другу и отдыхать здесь за небольшие деньги", - отметил эксперт.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, рассуждая с точки зрения московских и всероссийских компаний, согласна с подобным утверждением. Она считает, что необходимо начинать "с себя". В первую очередь следует развивать внутренний туризм, поскольку для выхода на всероссийский рынок потребуются немыслимые финансовые вливания. "Вспомните опыт "Золотого Кольца". У ключевых городов уже были культурные объекты и инфраструктура, но не у дел оставались маленькие, но тоже интересные поселения. Однако они не ринулись за границы своих территорий, а сначала проявились в областных центрах. И тогда уже, по сарафанному радио, о них узнали в Москве и других городах", - поясняет Майя Ломидзе.
По мнению столичных экспертов, в Свердловской области, если преследовать цели привлечения туристов из других регионов страны, необходимо начать развивать одно-двухдневные туры. Особенно тщательно в направлении спортивного и экстремального туризма. Таким образом, интерес постепенно возрастет и появится больше возможностей для стратегического планирования. Тем не менее москвичи уточняют, что это все-таки дело местных туроператоров.
Перестарались
Московских экспертов несколько отпугивает то усердие, с которым в последнее время свердловские власти взялись за управление туристической сферой. По меньшей мере, смущает недавний скандал с давлением областного Роспотребнадзора на местные туристические фирмы. Напомним, как ранее неоднократно писал "УралПолит.Ru", в конце июля состоялась закрытая встреча, на которой уральским туроператорам настоятельно рекомендовали "воздержаться от организации деловых и туристических поездок, культурного обмена и обучающих программ в страны, где регистрируется распространение высокопатогенного гриппа". Среди этих стран числилась, в частности, Великобритания. Причем ранее запланированные туры пришлось отменить, но никто не разрешил вопрос о компенсации затрат для организаторов выезда и участникам.
"Как-то слишком серьезно подходят к делу. Это однозначно создает плохой имидж для местного рынка и не вызывает желания начинать там работу, потому что такие действия обещают много проблем и создают неопределенность", - отметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.
В поисках мафиозной изюминки
Алексей Венгин считает, что конкурентных преимуществ у области и без того недостаточно, по сравнению с другими частями страны. "Ни мягким климатом, ни теплым морем мы похвастаться не можем", - говорит генеральный директор туристического портала Utravel.ru. Поэтому он предлагает использовать то, что есть, и без нужды не драматизировать ситуацию, а особенно историю области. Подобной "тяжестью" можно заинтересовать очень узкий круг людей, остальных же это отпугнет. Когда в стране тренд на инновационное мышление, они и в туризме предлагают взглянуть по-новому на привычное или даже обыденное. И даже несколько экстравагантно. Только в таком случае регион может стать интересен, например, европейцам, у которых путешествия - это норма жизни. Например, использовать стереотип "русской мафии".
"Недавно слышал, что за рубежом сильно интересуются нашей историей 90-ых - разборки, мафия, все это остается в памяти у иностранного туриста и создает такой криминальный миф о России. Это тоже интересно. Такой миф можно действительно культивировать - создать, например, какой-нибудь Музей мафии в Екатеринбурге. То есть нужны как раз такие "фишки", особенности. Одним традиционным "развитием туризма", если понимать его как вливание денег в уже существующие памятники истории и культуры, здесь не обойдешься", - резюмировал генеральный директор туристического портала Utravel.ru.
www.fedpress.ru
18.08.2009