18 августа 2009
2364

Культурно-криминальный туризм по-уральски

В Свердловской области предлагают привлекать туристов "бандитским Екатеринбургом"
В прошлом году туристическая отрасль Свердловской области пополнила казну региона на 11,5 млрд. рублей. Тем не менее достоинства природы Среднего Урала всегда больше интересовали не туристов, а главным образом широко представленную здесь промышленность. Однако именно по ней в первую очередь и ударил кризис, поэтому власти региона решили заработать деньги уже на том, что пока не приносит так уж много денег - туризм. В регионе задумались, как заинтересовать и чем привлечь в Свердловскую область среднестатистического туриста. О том, как власти оценивают туристический потенциал области - в материале "УралПолит.Ru".

Ставки на туризм

Отметим, что под развитие туризма имеется 194 300 квадратных километров территории области. И на ней уже расположено, по данным, представленным на тематических сайтах и сайте Министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, огромное количество рекреационных ресурсов, а также особо охраняемые территории, археологические памятники, православные храмы, горнолыжные курорты. "Урал - место особое на русской земле. Ореол загадочности Уральских гор ощущает каждый, кто побывал здесь", - сообщает посетителям сайт Федерального агентства по туризму.

14 августа губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил о том, что туризм для региона - "превосходная сфера для развития среднего и малого бизнеса". При этом перед глазами уральских чиновников и турагентов постоянно фигурируют успехи другого региона, входящего в УрФО. Тот же Ханты-Мансийский автономный округ, находящийся в гораздо более сложных климатических условиях, этим летом в лице председателя комитета по туризму Валерий Беспояско отчитался о повышении количества желающих отдохнуть в Югре на 88 %.

Темное прошлое: негативный имидж

Как водится, чиновники возлагают большие надежды на "Концепцию по развитию туризма Свердловской области". Вокруг нее много шума, но эксперты отмечают тенденцию, что этот туристический шум никак не перерастет в туристический бум. И отчасти объясняют это бытующим среди ее разработчиков мнением, что все положительные стороны края скрываются за "негативным" имиджем, который сформировался у Свердловской области за последние несколько лет. Причем его столпами стали такие практически главные памятники истории и архитектуры, как, например, Ганина Яма и расстрел царской семьи или Храм на Крови. По крайней мере, среди соотечественников.

Алексей Венгин, генеральный директор туристического портала Utravel.ru, расположенного в Екатеринбурге, считает, что как раз эти объекты, напротив, не стоит зарывать в яму. "Культивировать узкие направления туризма можно. Так, например, Екатеринбург мог бы стать паломническим центром: Храм на Крови, Ганина Яма, Верхотурье в этом смысле уникальны", - отметил Алексей Венгин.

Отметим, в проекте непринятой областной Концепции развития туризма упоминаются восемь зон комплексного развития отрасли. Причем они все либо в Екатеринбурге, либо в часе езды от него. Однако Алексей Венгин считает, что площадь привлекательного пространства гораздо шире. "Я считаю, что применительно к уральскому региону есть смысл развивать внутренний туризм. Для того чтобы соседи из Перми, Челябинска, Уфы, Екатеринбурга могли приезжать друг к другу и отдыхать здесь за небольшие деньги", - отметил эксперт.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, рассуждая с точки зрения московских и всероссийских компаний, согласна с подобным утверждением. Она считает, что необходимо начинать "с себя". В первую очередь следует развивать внутренний туризм, поскольку для выхода на всероссийский рынок потребуются немыслимые финансовые вливания. "Вспомните опыт "Золотого Кольца". У ключевых городов уже были культурные объекты и инфраструктура, но не у дел оставались маленькие, но тоже интересные поселения. Однако они не ринулись за границы своих территорий, а сначала проявились в областных центрах. И тогда уже, по сарафанному радио, о них узнали в Москве и других городах", - поясняет Майя Ломидзе.

По мнению столичных экспертов, в Свердловской области, если преследовать цели привлечения туристов из других регионов страны, необходимо начать развивать одно-двухдневные туры. Особенно тщательно в направлении спортивного и экстремального туризма. Таким образом, интерес постепенно возрастет и появится больше возможностей для стратегического планирования. Тем не менее москвичи уточняют, что это все-таки дело местных туроператоров.

Перестарались

Московских экспертов несколько отпугивает то усердие, с которым в последнее время свердловские власти взялись за управление туристической сферой. По меньшей мере, смущает недавний скандал с давлением областного Роспотребнадзора на местные туристические фирмы. Напомним, как ранее неоднократно писал "УралПолит.Ru", в конце июля состоялась закрытая встреча, на которой уральским туроператорам настоятельно рекомендовали "воздержаться от организации деловых и туристических поездок, культурного обмена и обучающих программ в страны, где регистрируется распространение высокопатогенного гриппа". Среди этих стран числилась, в частности, Великобритания. Причем ранее запланированные туры пришлось отменить, но никто не разрешил вопрос о компенсации затрат для организаторов выезда и участникам.

"Как-то слишком серьезно подходят к делу. Это однозначно создает плохой имидж для местного рынка и не вызывает желания начинать там работу, потому что такие действия обещают много проблем и создают неопределенность", - отметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.

В поисках мафиозной изюминки

Алексей Венгин считает, что конкурентных преимуществ у области и без того недостаточно, по сравнению с другими частями страны. "Ни мягким климатом, ни теплым морем мы похвастаться не можем", - говорит генеральный директор туристического портала Utravel.ru. Поэтому он предлагает использовать то, что есть, и без нужды не драматизировать ситуацию, а особенно историю области. Подобной "тяжестью" можно заинтересовать очень узкий круг людей, остальных же это отпугнет. Когда в стране тренд на инновационное мышление, они и в туризме предлагают взглянуть по-новому на привычное или даже обыденное. И даже несколько экстравагантно. Только в таком случае регион может стать интересен, например, европейцам, у которых путешествия - это норма жизни. Например, использовать стереотип "русской мафии".

"Недавно слышал, что за рубежом сильно интересуются нашей историей 90-ых - разборки, мафия, все это остается в памяти у иностранного туриста и создает такой криминальный миф о России. Это тоже интересно. Такой миф можно действительно культивировать - создать, например, какой-нибудь Музей мафии в Екатеринбурге. То есть нужны как раз такие "фишки", особенности. Одним традиционным "развитием туризма", если понимать его как вливание денег в уже существующие памятники истории и культуры, здесь не обойдешься", - резюмировал генеральный директор туристического портала Utravel.ru.


www.fedpress.ru

18.08.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован