04 июля 2008
3123

Курян заставляют переплачивать за горячую воду и утилизацию мусора

Похоже, утверждение о том, что в России всего две беды - дураки и дороги, уже давно утратило свою актуальность. Вернее, дополнилось третьей составляющей - ЖКХ. Завышенные тарифы, качество предоставляемых услуг и работу коммунальщиков не ругает, разве что, ленивый. Этой проблемой озаботилась и курская прокуратура. Служители Фемиды провели проверку на предмет соблюдения органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок и условия предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, формирование тарифов и нормативов потребления, а также законность деятельности контролирующих органов. В результате было выявлено 726 нарушений закона, для устранения которых прокурорами внесено 265 представлений, на незаконные правовые акты принесено 58 протестов, объявлено 11 предостережений о недопустимости нарушения закона, возбуждено 12 дел об административных правонарушениях, направлено 39 заявлений в суд.

"Результаты надзорной деятельности свидетельствуют о распространенном характере нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере на территории области. Например, многие правовые акты, принятые на местном уровне, не соответствуют требованиям действующего федерального и регионального законодательства. Не везде органами местного самоуправления установлены для населения тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг, размер платы за ремонт и содержание жилых помещений для отдельных категорий граждан", - рассказал главный прокурор Курской области Юрий Емельянов.

Так, в городе Курске размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен лишь для нанимателей. Для остальных категорий граждан-собственников жилых помещений решение об установлении размера указанной платы органом местного самоуправления не принималось. В результате при начислении платежей используется размер платы за ремонт и содержание, установленный для нанимателей. В Дичнянском сельском совете Курчатовского района и Вязовском сельском совете Щигровского района не приняты решения об установлении размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилого фондов.

Не всеми органами местного самоуправления установлены нормативы потребления коммунальных услуг и тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Так в Курске не определен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам тариф на горячее водоснабжение для потребителей на 2008 год. В итоге, начисление курянам платы за данный вид коммунальной услуги производится по тарифу, установленному Комитетом по тарифам и ценам Курской области для тепловой энергии.

В ряде муниципальных образований цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливались без соответствующего экономического обоснования, с превышением предельного максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги. Например, Железногорским межрайонным прокурором принесен протест на решение Собрания депутатов муниципального образования "Разветьевский сельсовет", которые увеличили плату за утилизацию твердых бытовых отходов сразу на 129,7%. По требованию прокурора завышенные нормативы и размер платы за вывоз ТБО снижены и произведена корректировка начисленной населению платы. Помимо этого, грубые нарушения при установлении размера платы за жилье и тарифов на коммунальные услуги были выявлены в Курчатовском, Обоянском, Солнцевском и ряде других районов.

Вторая группа нарушений, обнаружившаяся в ходе проверки, связана с содержанием жилого фонда и соблюдением санитарных и технических норм. "Прокурорами были установлены многочисленные факты, когда длительное время не проводился капитальный ремонт жилых домов, имеющих высокую степень износа и находящихся в крайне неудовлетворительном состоянии, чем существенно нарушаются права проживающих в них граждан. Не везде организована деятельность по сбору и утилизации бытовых отходов. По этой причине на территории ряда населенных пунктов возникали несанкционированные свалки мусора, которые длительное время не ликвидировались. Имеют место факты предоставления обслуживающими организациями коммунальных услуг, не соответствующих требованиям государственных стандартов", - рассказал Юрий Емельянов.

Многочисленные нарушения наблюдаются и при выборе управляющих организаций для управления многоквартирными домами, где собственники помещений не выбрали способ управления. "Например, в 2007-2008 годах комитетом ЖКХ г.Курска были объявлены и проведены конкурсы на управление общежитиями, а также открытые конкурсы на управление многоквартирными жилыми домами, собственники помещений в которых не выбрали способ управления. В нарушение Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в конкурсной документации конкурсов не был указан расчетный счет для внесения претендентами соответствующих средств, в связи с чем, заявки, поданные на участие в конкурсе, не были обеспечены необходимыми денежными средствами", - сообщил главный курский прокурор. Кроме того, организаторами конкурсов не проверялись сведения об отсутствии у претендентов задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период, кредиторской задолженности в установленном размере, не проводится ли в отношении данного юридического лица процедура банкротства либо процедура ликвидации и т.д.Такие нарушения выявлены в отношении ОАО "Жилсервис "Северо-Запад", ОАО "Жилсервис "Черняховского", ОАО "Жилсервис "Сейм", Жилсервис "Железнодорожный".

Значительное количество нарушений допускают и управляющие организации. Зачастую договоры управления многоквартирным домом, заключаемые ими с собственниками жилых помещений, не соответствуют требованиям жилищного законодательства. В них отсутствуют сведения о составе общего имущества, перечень работ и услуг по его содержанию и ремонту, порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления и т.д. Не единичны факты, когда управляющие организации взимали с потребителей дополнительную плату за фактически не предоставляемые услуги или услуги, уже включенные в себестоимость платы на ремонт и содержание жилья.

Так, ОАО "Управляющая компания города Курска" необоснованно взималась с населения дополнительная плата за обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета. Кроме того, эта же управляющая компания, а также ТСЖ "Студенческое" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги незаконно взимают с потребителей плату за утилизацию твердых бытовых отходов. Аналогичные нарушения допускаются ООО УК "Сезон Сервис" г.Курска, где с населения дополнительно взимается плата за сбор и вывоз ТБО в размере 0,51 коп. за 1 кв.м.

Как показала проверка, свои обязательства по договорам управления многоквартирным домом управляющие организации не всегда исполняют надлежаще, качественно и в полном объеме, права собственников жилых помещений ими зачастую грубо нарушаются. Так, Курчатовским межрайпрокурором установлено, что МУП ЖКХ, которое является управляющей организацией большинства многоквартирных жилых домов города, несмотря на многочисленные обращения граждан, не обеспечивает свои обязательства по освещению мест общего пользования, содержанию всех домов в надлежащем состоянии. Железногорским межрайонным прокурором выявлен факт незаконного изменения размера платы за содержание и ремонт общего имущества управляющей компанией ООО "Наш дом". Также установлены многочисленные нарушения в деятельности жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других обслуживающих жилищный фонд организаций, в том числе, при установлении и начислении платы за жилищно-коммунальные услуги.

Кроме того, уставы большинства ТСЖ, ЖК и ЖСК, расположенных на территории города Курска, не приведены в соответствие с требованиями действующего жилищного законодательства, внесенные в них изменения в установленном порядке в налоговых органах не зарегистрированы.

В ходе проверки установлено, что многими муниципальными образованиями области не обеспечено выполнение целевых федеральных и областных подпрограмм "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья". В связи с отсутствием муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, средства на их реализацию в местных бюджетах не предусмотрены, что препятствует выполнению на местах мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и лишает граждан муниципальных образований права на получение субсидий из федерального бюджета для приобретения жилья.

В ряде муниципальных образований области не ведется реестр ветхих и аварийных жилых строений и учет проживающих в них граждан.

"Прокурором Дмитриевского района установлено, что правительством Курской области были выделены бюджетные средства муниципальному образованию "город Дмитриев" в сумме 888,11 тыс.рублей на приобретение жилья для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Данные денежные средства поступили на счет администрации города Дмитриева в ноябре 2007 года, однако до настоящего времени не использованы, чем нарушены права граждан, состоящих в очереди на переселение из ветхого и аварийного жилья", - рассказал Юрий Емельянов.

В Курске практически не осуществляется реализация некоторых программных мероприятий, закрепленных в городской целевой программе "Переселение жителей города Курска из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2004-2010 годы. Так, до настоящего времени не приняты правовые акты, регулирующие порядок и условия реализации программных мероприятий. Не принят на местном уровне правовой акт, определяющий очередность предоставления жилья гражданам и очередность сноса аварийных и непригодных для проживания строений, не разработана методика оценки непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания. Не ведется реестр ветхих и аварийных жилых строений, сведениями о сносе или реконструкции расселенных жилых домов, относящихся к муниципальному жилищному фонду, органы местного самоуправления МО "город Курск" не располагают. Отсутствие соответствующих нормативных правовых актов данного муниципального образования, определяющих порядок и условия предоставления жилья, очередность его предоставления и других направлений приводит к невозможности осуществления должного контроля за соблюдением прав указанной категории граждан на предоставление жилого помещения, а также к невозможности привлечения к ответственности должностных лиц, нарушающих установленные требования. По выявленным нарушениям прокуратурой города Курска главе МО "город Курск" внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.


ЦФО, Курская область
Анна Федяева
ИА KURSKCiTY

www.kurskcity.ru

04.07.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован