28 марта 2006
4174

`Кусты` при Путине

Президент подписал указ о формировании военно-промышленной комиссии; президент подписал указ о создании Национального антитеррористического комитета; создан департамент по реализации нацпроектов, создана Общественная палата по укреплению гражданского общества...

В последние месяцы вертикаль власти как будто размывается, замещаясь сетью горизонтальных, "финансово-отраслевых" образований, не очень четких по природе, полномочиям и зоне ответственности. Зачем это делается за полтора года до выборов и к чему это может привести?

Владимир Путин меняет то, что сам создавал первые 5 лет своего президентства, - вертикаль власти. В последние месяцы то ли вокруг потенциально "уязвимых" блоков, то ли вокруг потенциальных преемников создается новая сеть структур - палаты, комитеты и комиссии. Этакие "кусты" поверх существующих ведомств и институтов. Пришел Медведев в Белый дом - ему создают департамент; повысили Иванова - создали комиссию по ВПК; появилась насущная необходимость бороться с терроризмом (только сейчас?) - указом сформировали Антитеррористический комитет с полномочиями и новой штатной численностью; возникла надобность "приподнять" тему гражданского общества - заработала Общественная палата.

Все подобные структуры, особенно первые три, немедленно генерируют вокруг себя - по факту или по указам-распоряжениям - людей, полномочия и деньги. Таким образом, каждый и без того не самый незаметный в политическом истеблишменте чиновник получает свой "куст".

Почему это делается и для чего? Можно найти разные объяснения - от сугубо экономических до глубоко конспирологических политических, однако, увы, все они в той или иной степени являются следствием неких действий, совершаемых в последние годы. Они все - следствия. Хотя в будущем могут стать и причиной.

По экономике: воссоздание многочисленных комитетов, департаментов и комиссий, от которых так долго и мучительно избавлялись в ранние 2000-е, можно объяснить тем, что традиционные существующие министерства и ведомства не работают. "Недостаточная исполнительская дисциплина", "слабая межведомственная координация", "клановые интересы" - в принципе, сам президент не раз использовал эти выражения, и ими же может быть объяснено создание новых "кустов". Правда, тогда это натыкается на новый вопрос: если не работают традиционные структуры, входящие в правительство, силовой блок и т.д., то почему должны заработать новые образования, которые по своей природе более размыты? Тогда уместнее было бы задаваться вопросом об эффективности правительства, структур в регионах, как федеральных, так и местных, и пытаться поднять "производительность труда" в них. Если на дачной грядке плохо растет клубника, садовод сначала долго будет ее подрезать, окапывать и удобрять. И уж только перепробовав все эти способы, плюнет и раскопает грядку в другом месте. Возможно, посадит новый сорт. Но уж точно не будет метаться каждый сезон с места на место. Учреждения правительства - в сущности та же клубника на грядке...

Другое объяснение, отчасти связанное с первым. Президент окончательно убедился, что никакой команды из правительства не получается, Фрадков слаб, другие сами по себе, и - перед сменой премьера - решил создать некие "каркасы прочности" и опоры, которые перейдут в следующий кабинет. С другой стороны, объяснение тоже не очень: ни одна структура не будет эффективно работать, если пусть даже самые выдающиеся подчиненные де-факто (а то и де-юре) позиционированы наравне с начальником или даже выше. И, главное, что к производительности все это по-прежнему имеет весьма отдаленное отношение, потому как в глубине души все равно далеко не все верят, что к 2008 году каждая российская семья обретет по ипотеке отдельную квартиру, к 2010-му каждый летчик получит новый истребитель, а терроризм станет частью истории, как бубонная чума.
Наконец, объяснение политико-конспирологическое. Предчувствуя борьбу перед 2008 годом, Путин принял меры предосторожности и "диверсифицирует" элиту, чтобы она - если преемник не понравится - не представляла собою монолита, начав "дружить против кого-то", а представляла бы своеобразный чиновничье-клановый плюрализм, где есть свои "точки силы" в лице лично Патрушева, лично Иванова, лично Медведева при сохранении лично Фрадкова.

Любопытно, что комиссии не создаются ни по территориальному, ни по экс-территориальному принципу, ни даже в чистом виде по ведомственному. То есть про территориальную целостность и суверенитет как главные политические оптимумы, все помнят. Можно дать и обратное объяснение: Путин просто не препятствует выделению "зон ответственности", на любую инициативу говоря: работайте, а там посмотрим. Вот все и работают, притом каждый - еще и немножко на себя.

Как обычно бывает, ни одно из объяснений в российских политических реалиях не является исчерпывающим. Возможна комбинация нескольких, помноженных еще на какие-нибудь субъективные факторы, например, собственный характер Путина, его доверие-недоверие к людям, усталость, особенности текущего момента и т.д. Но факт остается: властные институты работают все менее эффективно, и вряд ли разные комитеты и комиссии, пусть и сосредоточившие в своих руках десятки полномочий и миллиардов рублей, эту эффективность повысят. К тому же и в подобных "зарослях" всегда оказывается что-нибудь, что нормальной работы все равно не дает: какой-нибудь регламент не написали, устав не переделали, в закон изменения не внесли, с соседним министерством отношения не прояснили. Так что и тут обязательно найдется что-то, что даже высокопрофессионального чиновника доведет до нервного припадка.

Клановая структура власти несет в себе и плюсы, и минусы. Плюсом может быть, как ни странно, то, что подобная "диверсификация" станет препятствием для концентрации власти в одних руках, а значит, не случится ни мягкой, ни жесткой диктатуры. Некоторые даже полагают, что из подобного политического многоцветия с течением времени могут произрасти разнообразные демократические институты. С другой стороны, тут же заложен и минус: преемнику придется договариваться со всеми, и не все, возможно, этого захотят. Тогда разладится даже то, что еще работает. Иногда, как утверждали некоторые политологи после событий в Киргизии и на Украине, "кустовой" принцип организации элит приводит к революции или попыткам ее совершить. Чтобы чего-то добиться или что-то предотвратить. Но чем бы ни стали эти образования для России в будущем, сегодня уже совершенно очевидно: поставив целью усиление государства, Путин обрек основные институты на то, что политолог Гильермо О"Доннелл называл "бессильем всевластия". Сила, не подкрепленная мудростью, ответственностью и работоспособными механизмами, приводила в лучшем случае к окончательному одряхлению означенных институтов, в худшем - к их полной смене. Это как с клубникой, которая стареет и перестает плодоносить. Или как с государством, которое не выдерживает конкуренции с окружающим миром.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20060328/44881968.html

РИА Новости

28.03.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован