02 июня 2010
639

Лабиринт свобод

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
научный руководитель отделения политологии и заведующий кафедрой общей политологии, экополитологии и глобалистики, профессор Международного независимого эколого-политологического университета, доктор политических наук


Левада-центр, до недавнего времени наименее ангажированный социологический центр страны, с уходом из жизни его основателя раз за разом стал представлять публике исследования весьма интересные, но при этом вызывающие немало вопросов.

Взять хотя бы для примера его недавний опрос о важных для российских граждан свободах и возможностях. В опросник были включены 15 формулировок, отнесенных центром к "свободам". Результаты выглядят следующим образом: достаточная защищенность государством в случае болезни, утраты работы, бедности - 55 %, возможность купить то, что хочется - 53 %, свобода выбора профессии - 46 %, равные для всех шансы в жизни и в работе - 45 %, возможность жить, где хочется - 45 %, свобода выражать свое мнение - 42 %, возможность в случае несправедливого обращения обратиться в суд - 40 %, возможность приобретать собственность - автомобиль, землю, недвижимость - 38 %, возможность воспитывать детей так, как считаешь нужным - 37 %, возможность путешествовать везде, где хочется - 33 %, свобода вероисповедания - 30 %, свобода от государственного контроля, вмешательства государства в личную жизнь - 22 %, возможность влиять на то, как работает организация, компания, в которой работаешь - 22 %, свобода выбора между различными политическими партиями - 13 %, возможность принимать участие в политических митингах и демонстрациях - 10 %.

При знакомстве с этими цифрами создается впечатление, что на первый план у населения России выходят не социальные, а "либерально-рыночные" свободы.


Социальные свободы представлены в опроснике гораздо меньше, чем "либерально-рыночные"


Но дело в том, что первые представлены в опроснике значительно меньше, чем вторые. Строго говоря, далеко не все варианты ответов напрямую отражают те или иные свободы. Часть скорее относится к гарантиям, часть - к возможностям. Их соединение было бы понятно, если бы Левада-центр строил его на противопоставлении, например: "Что для Вас более важно...". Но они даются в общем перечне.

При этом сами термины "свобода" и "возможность" оказываются разнопорядковыми. "Свобода" предполагает скорее отсутствие запрета, "возможность" - реальные механизмы ее осуществления.

В ситуации, когда они следуют в едином наборе, возникает вопрос, какое из этих значений имеется в виду: формально-юридическая возможность или реальная?

В скрытом виде, определенное противопоставление ощущается между первыми двумя пунктами: достаточная защищенность государством в случае болезни, утраты работы, бедности и "возможность купить то, что хочется". Первое носит характер социального "требования-гарантии", второе - либерально-рыночной "свободы-права". И на первый взгляд начинает казаться, что представленные данные свидетельствуют о равной ценности для граждан рынка и социальных гарантий.

На деле же "защищенность" предполагает некое устойчивое и определенное содержание - "тебе гарантирована защита в таких-то и таких-то вопросах", а вот "возможность купить" - категория значительно менее определенная. Она, как минимум, описывает три неравнозначные ситуации: возможность, как отсутствие запрета; возможность, как фактическое наличие товара, то есть его реальная доступность при наличии средств; наличие у тебя средств для покупки товаров, имеющихся на прилавке.

Если предположить, что в опросе предполагается единство названного, что человек имеет возможность вообще купить все, что ему "хочется", вопрос вряд ли стоило задавать. В этом виде он звучит так: "хочешь ли ты иметь волшебную палочку, исполняющую все твои желания"? Лишь 53 % ответивших на него положительно означают то, что респонденты предсказуемо не поняли, о чем идет речь.

Вообще, среди 15 вариантов треть включает почти в открытом виде "хочется". Вариант "возможность приобретать собственность - автомобиль, землю, недвижимость" является вообще лишь частным случаем "возможности покупать то, что хочется". Можно было бы сформулировать еще десять вопросов на тему о том, что можно захотеть купить - и получить довольно высокие баллы ответов.


"Свобода" предполагает отсутствие запрета, "возможность" - реальные механизмы ее осуществления


В конечном счете большая часть вопросов сводится к одному: "хочешь ли ты делать то, что хочется?". Или в замечательном противопоставлении: "Хочешь ли ты делать то что хочется, или то, что от тебя требуют?". Или даже: "Хочешь ли ты иметь возможность делать то, что хочется - не имея при этом никаких обязательств?". В итоге можно было получить высокий балл и после этого утверждать о полной победе в общественном менталитете "либерально-демократических ценностей". Собственно говоря, к либеральным ценностям все эти "хочется" не имеют никакого отношения. В настоящем либерализме вообще нет слова "хочется" - там есть слова "свобода" и "разум". Основой первого там является второе, и нет никакого "хочется" - есть слово "разумно".

Правда, и упомянутая "возможность приобретать собственность - автомобиль, землю, недвижимость" явно звучит неопределенно. Идет речь о первом автомобиле или о десятом, о земле в виде дачного участка или плантации, о недвижимости в виде однокомнатной квартиры или оборонного предприятия? Собственно говоря, любимое лукавство "либерального рыночничества" - апеллируя к праву каждого купить квартиру и машину обосновывать право избранных покупать заводы и дворцы.

Расплывчатой оказывается и формулировка "свобода выбора между различными политическими партиями". Это может означать право выбора при вступлении в ту или иную партию, а может - право выбора при голосовании за ту или иную из них.

Однако в любом случае никуда не деться от того, что и эта "свобода", равно как и "возможность принимать участие в политических митингах и демонстрациях", даже по данным Левада-центра явно не относятся к числу востребованных гражданами, набирая, соответственно, 13 % и 10 %. И даже "свобода от государственного контроля, вмешательства государства в личную жизнь" вызывает интерес лишь у 22% граждан.

И, как видно по данным того же опроса, 62 % граждан вообще не хотят приобретать собственность.

Зато Левада-центр не посчитал нужным включить в опрос формулировки о возможности дать образование детям и возможности реального осуществления требований справедливости, равно как и о свободе реальной жизненной самореализации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Цитирование и перепечатка приветствуются
при ссылке на интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован