19 марта 1995
2645

Лен Карпинский, Валерий Писигин: К годовщине со дня смерти В.А.Тихонова

16 марта исполняется ровно год, как ушел из жизни Владимир Александрович Тихонов - ученый, общественный деятель, лидер новой российской кооперации.

Тихонов был человеком необычайной скромности и огромного внутреннего обаяния. Кроме того, он был наделен поразительной добротой, столь счастливым и редким сегодня даром. Это знают и помнят все, кого Владимир Александрович одарил своей дружбой, знакомством, деловыми и партнерскими отношениями. Но ценность любого деятеля не ограничивается лишь душевными добродетелями или пороками. На поверхности всегда остается вопрос: а что он оставил после себя?

И в этом отношении Тихонова можно назвать одной из ключевых фигур в десятилетии российских реформ. Он был одновременно и их пророком, и их чернорабочим.

Владимир Александрович не только глубоко изучал причины возникновения и векового господства государственного монополизма в России, не только искал способы и возможности его мирного демонтажа, но он сумел воплотить свои академические наработки в реальную политэкономическую доктрину, приняв самое непосредственное участие в выработке и утверждении самого радикального и, на наш взгляд, самого значительного документа десятилетия - Закона о кооперации в СССР.

Но и это еще не все. После принятия этого Закона, высвободившего огромную созидательную энергию миллионов людей, Владимир Александрович возглавил движение кооператоров страны, став Президентом Союза Кооператоров СССР, реформированного затем в Лигу Кооператоров и предпринимателей России.

И спустя год с того времени, как В.А.Тихонова не стало, в то время, как Россия все глубже вязнет в трясине переферийных войн и столичных политических разборок, в то время, как все чаще и активнее заявляет о себе навязчивая "безальтернативность", - самое время вспомнить человека, стоявшего у истоков действительной демократической альтернативы и саму эту альтернативу - новую кооперацию.

Главным врагом демократических реформ в стране, по мнению Тихонова, была и остается монополия. Разлагающую роль всякого монополизма он объяснял предельно просто: "Сравнить его не с чем и конкурировать с ним некому".

Особую злокачественность хозяйственной монополии советского типа Тихонов усматривал - и в этом был прав - в ее всеохватывающем, всепроникающем характере.

Монополия - не только всевластие центра, но так же принцип построения и действия всей социально-экономической структуры, е , если можно так сказать, руководящий дух, укорененный во всех разветвлениях, на всех этажах и в каждой из бесчисленных ячеек иерархической системы.

Живя в этих ячейках уже как бы автономно, независимо от состояния целого, монополизм, к удивлению наших реформаторов, странным образом сохранился, несмотря на весьма радикальные перетряски экономики, в результате которой старая система была раздроблена на части.

Вот почему либерализация цен, вместо устранения характерного для монополии ценового произвола - лишь распространила подобный произвол на все уровни хозяйственной жизни вплоть до самых нижних. Вместо одного или нескольких деспотичных центров, назначающих цены, страна получила миллионы мелких деспотов ("не с кем сравнить и некому конкурировать"), залезающих в карманы потребителей повсеместно, постоянно и в массовом масштабе.

Вторую злокачественную особенность отечественного монополизма Тихонов усматривал в сращивании ведомственных экономических монополий с аппаратом политической и административной государственной власти. Иными словами, в полном огосударствлении и политизации экономики. Не диктат производителя над потребителем, а диктат чиновника над ними обоими - вот в чем корень зла.

Последовательная критика Тихоновым "государства на каждом шагу" представляется в высшей степени актуальной. Столкнувшись с объективными сложностями, а также с естественным возмездием за субъективные ошибки в проведении рыночных реформ, многие бывшие либеральные реформаторы в панике бросились назад к государству, под его укрытие и опеку, (в действительности - к нему в рабство.)

Когда Тихонов слышал, что-нибудь вроде того, что "государство может все", он незамедлительно реагировал: "Я вам скажу: - лучше частник, который людей кормит, чем государство, которое и петь не поет и есть не дает".

Государство, непосредственно командующее хозяйством, всегда преследует интересы и цели не хозяйства, а свои собственные. Этим оно разрушает и истощает экономическую жизнь, питаясь ее соками для сохранения и воспроизводства стоящих над народом бюрократических структур. Государство, заведующее экономикой безраздельно, то есть монопольно, заведует ею и беззаботно, так как живет совершенно другой, внеэкономической жизнью.

По мнению Тихонова, нельзя добиваться реального укрепления госудаства, то есть совершенствования присущих ему функций и задач, не стремясь одновременно к его устранению из тех сфер гражданского общества, где государству категорически нечего делать, где его назойливое пребывание просто смерти подобно для страны.

Важно вспомнить Тихонова и его дело еще и вот почему.

В последнее время среди интеллигенции, в том числе либеральной, стали усиливаться сомнения в самой возможности, а значит и в целесообразности демократического устройства нашего общества. Режиссер Марк Захаров, в частности, рассуждает на страницах "Известий" от 11 марта о "необходимости особого временного законодательства и особого силового прикрытия демократических реформ в переходный период", а Леонид Радзиховский пишет (в "Известиях" от 7 марта) о необходимости установления в России "просвещенного авторитаризма"... На последнем тезисе остановимся подробнее.

Радзиховский, приводя исторические примеры социальных реформаторов различных направленностей (от Александра II до Сталина и Горбачева), утверждает, что мотором и субъектом всех реформ, а также "единственной силой в стране - является бюрократия и связанные с ней денежные мешки."

Эта безальтернативность бюрократической системы, - по словам Радзиховского, - особенно ярко проявляется, когда сама бюрократия впадает в "ступор", как в 1917-м или в 1991-м, а сменить ее физически просто некому. Видна эта безальтернативность и по той карикатурной картине, которую представляют собой все чахлые ростки "гражданского общества" в России.

Почему это так, какие свойства русской почвы делают ее невосприимчивой, каменно-мертвой для семян гражданского общества - особый вопрос."

И чтобы не утруждать себя ответами на этот "особый вопрос", следует вывод: "Если у России и есть на кого надежда в обозримом будущем, то только на "хорошую", государственно мыслящую администрацию".

Не на шутку напуганные жириновскими, веденкиными и баркашовыми, разочарованные радикальными реформаторами, а также народом, наши мыслители уже бросились идеологически обслуживать набирающую силу авторитарную власть, стремясь найти и е "высокое" расположение и нелишнее покровительство.

С народом и "русской почвой" вообще в самом деле проблемы немалые. Равно как и с демократическими реформами. Но в действительности именно российская бюрократия всякий раз воссоздает "каменно-мертвую почву" для семян гражданского общества.

Впомним историю новой кооперации 1987 - 1990 гг.

Какая еще страна могла похвастать таким безудержным темпом развития частной инициативы и предпринимательства?

Тогда многие говорили об отторжении обществом кооперации. Но знающие люди уже тогда понимали: это миф. Отторжение кооперации обществом носило эпизодический и кратковременный характер. Другое дело - государство. Именно оно, в лице чиновников объявило настоящую войну кооперации, стало ее могильщиком. Может неуместно, но стоит вспомнить имена видных сегодня бизнесменов Рыжкова и Павлова, которые в те времена с таким рвением боролись за "чистоту" вхождения в рынок, что буквально разрушали негосударственный сектор эко- номики, загоняли его в подполье.

Надо вспомнить и радикалов гайдаровского призыва, которые без передышки говорили о "демократии" и свободе, но лишь до тех пор, пока речь не заходила о главном: о поддержке кооперации и малых форм хозяйствования. В ответ всегда раздавалось наукообразное: "Никаких эксклюзивов!" (Так отвечал, в частности, бывший министр экономики Нечаев на просьбы В.А.Тихонова поддержать кооперацию).

Ну, а сегодняшняя "государственно мыслящая администрация" про какую-то там кооперацию даже и не вспоминает.

Тихонов же, напротив, считал, что развитие демократии, борьба с монополизмом и состоит в самом настоящем "эксклюзиве" по отношению к кооперации, а значит - к человеку и его свободному труду.

То, что народ оказался невосприимчивым к демократическим реформам, такой же миф, как и якобы неприятие им кооперации и рынка вообще. В течение нескольких лет в кооперацию пришли миллионы людей. Рассчитавшись с казенным сектором экономики и взяв для первоначального капитала свои "выходные пособия", они бросились в рыночную стихию, формируя собой почву для демократии.

Новая кооперация становилась действительной альтернативой, своего рода национальной идеей и тем, что называется "особым путем" России. В ней выражался настоящий, а не "квасной" патриотизм: "Не хотим быть бедными в бедной стране!".

Кооператорами были созданы свои региональные и межрегиональные структуры, ассоциации, первые кооперативные банки и банковские союзы. Кооператоры создали товарные и финансовые потоки и стали заменять ими железные скрепы, которыми была столько лет насильно скреплена гигантская империя.

В центре этого мощного созидательного движения находился Владимир Александрович Тихонов.

В 1987 году - было произведено товаров и услуг на 349,7 миллионов рублей; в 1988 - 6,1 миллиардов; в 1989-м - 40,3 миллиардов. За два года объемы товарооборота выросли в 116 раз! Это увеличение объема производства и продажи товаров и услуг производственными кооперативами осуществлялось тогда, когда начался прогрессивный распад государственной экономической системы. (Посмотрите, чем хвастается сегодня Чубайс.)

4,8 миллиона человек нашли применение своим силам и способностям в кооперации. Вместе с семьями это составляло бо- лее 15 миллионов человек. Как непохожи были те лица на сегодняшние лица "новых русских".

Начав с нуля в 1987 году, кооперация к концу 1989 года дала около 5 процентов всего валового национального продукта.

Много это или мало?

В.А.Тихонов отвечает: "Конечно, в масштабах страны не так уж и много, если не забывать, что это достигнуто всего лишь за два года и добавить, что все это получено без единой копейки государственных дотаций в любых формах, без единого рубля государственных инвестиций. Да к тому же еще в постоянной борьбе, а то и в войне с государственным аппаратом снизу доверху, с лживыми обвинениями и клеветой, произволом властей и карательных органов, мракобесами из черносотенных изданий.

Слышите ли вы, адвокаты "просвещенного авторитаризма" и разочарованные странники демократии, эти тихоновские слова? Ни о чем они вам не говорят, ни на что не подвигают?

Тихонов и при жизни оставался неуслышанным, переживал, расстраивался. Но его можно вполне назвать счастливым человеком, потому что он видел свою правоту, причем не абстрактно, а реально. И прежде всего в тех свободных людях, которые сотнями и тысячами приходили к нему на Токмаков переулок, и в тех делах, которые эти люди совершали, в тех надеждах, которые ни на минуту не покидали (и не покинут!) первых свободных людей новой России.

"Московские Новости", N17, 12-19 марта 1995 г.

www.yabloko.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован