Леонид Маркович, как Вы оцениваете и объясняете конфликт между Россией и Белоруссией?
Не смогли договориться по нефтяным доходам. По газу был ранее найден вполне разумный компромисс, и в этом смысле на стороне белорусов был здравый смысл, они не рискнули нервировать Европу. А по нефти - очень большие расхождения по цене, потому что таможенная пошлина на экспорт нефти в Белоруссию в размере 180 долларов за тонну, - это очень большие деньги для них. В ответ они ввели пошлину за транзит российской нефти по нефтепроводу "Дружба", частично проходящий по их территории, что и привело к конфликту и экономическим проблемам.
Потери Белоруссии от введения Россией экспортной пошлины на поставку нефти в Белоруссию ($180,7 за тонну), очень существенны. Из-за введения экспортной пошлины на нефть белорусы потеряют миллиарды долларов, поскольку у них нет собственных значительных запасов нефти (и газа), хотя имеется положительный баланс по энергоносителям. Из 20-21 миллиона тонн нефти, которые перерабатывает Белоруссия, треть она потребляет самостоятельно, а остальные две трети - экспортирует в Европу в виде нефтепродуктов.
Белоруссия ввела такую пошлину за транзит российской нефти, которая компенсирует ей доходы от реэкспорта российской нефти, и которые Россия вернула на свою таможенную границу. Таможенных пошлин за транзит товаров в мире не существует, а именно такую пошлину пытается ввести Минск в отношении транзита российской нефти.
А технологически невозможно пустить нефть по другим направлениям?
Там очень большой объем нефти, и что-то можно перебросить, но всю нефть, видимо, нельзя никак. Возникшая ситуация показывает, что проблемы надежности транзита чрезвычайно важны, и что нефтяная безопасность Европы зависит не только от России, а, прежде всего, от Белоруссии. В России-то все в порядке, а проблемы есть именно у Белоруссии.
Может ли быть достигнуто компромиссное решение, как Вы считаете?
Я думаю, что раз смогли найти решение по газу, то какие-то похожие решения могут быть найдены и по нефти.
То есть, например, снизить немного размер пошлины с нашей стороны?
У нас были предложения, на которые Белоруссия в свое время не пошла. Я не могу предложить конкретную формулу решения данного вопроса, но Белоруссия не может быть одновременно внутри и вне экономического пространства, она должна как-то для себя решить, какие соглашения с Россией, за что она платит деньги. Но она не может иметь безграничную субсидию, определяемую совершенно иными факторами. Россия готова за что-то платить, но должно быть понятно, за что она платит.
Международное агентство Fitch в специальном обзоре заявило, что прекращение транзита российской нефти через Белоруссию означает резкое увеличение рисков в поставках российской нефти в Восточную Европу. Это может сказаться на мировых нефтяных ценах.
Это влияет и на нас - косвенно, и показывает общий риск всего этого бизнеса, когда надежный поставщик может зависеть от проблем транзита. На цены существенно это, возможно, не повлияет сразу. В Европе есть запасы нефти, которых хватит на несколько недель, поэтому проблемы с нефтепроводом "Дружба" пока существенно не скажутся на нефтяных ценах.
То есть, Вы считаете, что приезд делегации правительства Белоруссии в Москву должен как-то исправить ситуацию?
Я думаю, что разговоры пойдут довольно тяжело. Нельзя же блокировать 96% поставок нефти в Польшу, это - абсурд. Остается пока ждать компромиссных решений. Но, прежде всего, надо ждать разблокирования трубы, а потом уже и разумных договоренностей.
10 января 2007
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=62020
viperson.ru