Генеральным директором Российской государственной корпорации нанотехнологий президент Путин назначил Леонида Меламеда, известного по работе первым замом главы РАО ЕЭС. На нанотехнологии только на ближайшие полтора года бюджетом выделено 130 млрд руб. - свыше $5 млрд. Таким вниманием эта сфера во многом обязана давнему знакомому Путина Михаилу Ковальчуку, нынешнему директору Курчатовского института. Ожидалось, что он и возглавит госкорпорацию, но президент ввел его в состав наблюдательного совета. У Роснанотеха еще нет даже своего помещения, и гендиректор Леонид Меламед поделился с Леонидом Парфёновым перспективами последних нанотехнологий в офисе своей финансовой группы "Алемар".
Вы уже заявили, что первые 2-3 месяца в новой должности потратите на мозговой штурм. В чем он будет заключаться?
Поскольку это первая в своем роде госкорпорация, нужно определить границы ее компетенции и то, какими инструментами она должна оперировать. Целью деятельности корпорации ведь являются не научные исследования, а содействие в работе всей цепочки: от фундаментальной науки до производства конкурентоспособной российской продукции.
Но у вас будет зам по науке?
Обязательно. Важнейшая задача в деятельности корпорации - экспертиза для определения приоритетных проектов, для выбора адресов финансирования. Широкомасштабная экспертиза стоит дорого, небольшие венчурные организации ее не потянут, но смогут воспользоваться результатами, полученными нами.
Вы уже встречались с г-ном Ковальчуком, которого пресса ранее прочила на пост, на который назначили вас?
Нет, я еще не встречался с Михаилом Валентиновичем, собираюсь сделать это в ближайшее время. Кстати, никаких следов его желания занять это кресло я не обнаружил - обычно ведь готовятся какие-то документы, лоббирующие назначение.
А мог бы Михаил Ковальчук быть вашим замом по науке?
Ну, Михаил Валентинович - мировой авторитет в области нанотехнологий, много занят своей научно-организаторской работой по фундаментальной части. Не знаю, захотел бы он... Но любой руководитель любого венчурного предприятия просто мечтал бы иметь такого зама по науке.
Возглавляемый г-ном Ковальчуком Курчатовский институт сохранит статус главного научного учреждения страны по нанотехнологиям?
Это не моя епархия, но, очевидно, да. Курчатовский институт - головной по федеральной целевой программе, и я знаю о создании при нем крупного научно-исследовательского лабораторного центра по нанотехнологиям.
В мировой практике инвестиции в науку считаются слишком рискованными, чтобы поручать их одной корпорации. Мол, государству лучше поддерживать фундаментальные исследования и давать гранты на небольшие проекты, ожидая, какой из них "выстрелит". Вы пойдете каким путем?
У меня пока самое общее понимание того, что предстоит формирование не новой отрасли даже, а такой кросс-отрасли или надотрасли. А этой задаче противоречит стягивание в одно место процесса принятия решений. Получится узкое горлышко, ограничивающее масштабность задач. Чтоб создать благоприятную среду для ведения работ, нужна множественность центров. Цель госкорпорации - сделать так, чтобы были результаты, а не заработать государству денег, вкладывая в науку.
Судя по тому, о чем вы говорите, Роснанотех должен будет предложить принципиально иную модель взаимоотношений корпорации и исследователя, чем в Академии наук?
Надеюсь, вы не хотите поссорить меня с академиками? (Смеется.) Думаю, решения должны быть найдены общие для всей инновационной деятельности, а не только для нанотехнологий. Ведь неспроста у нас плохо усваиваются в производстве, в технологиях результаты прикладной науки и нет соответствующей обратной связи. Потому что нет бизнеса, который бы считал, что этим выгодно заниматься. Поскольку нет инфраструктуры, внимания со стороны государства, а напротив, есть масса препятствий.
Все производители хай-тека уже называют свои работы нанотехнологиями, хотя это как максимум микроуровень. Вот даже есть реклама нанопылесосов. Вы с этим самозванством как-то будете бороться?
Бороться точно не будем. Люди хотят продвинуть свои работы, а тут как раз модная тема. Нормально. Но, конечно, одна из главных для нас задач - выработка стандартов нанотехнологий, которых еще толком нет и в мире. Чтоб были внятные критерии.
А собственное определение нанотехнологии у вас есть?
Собственного нет. Могу не дословно привести определение, слышанное от Михаила Валентиновича Ковальчука: там, где технологии используют манипуляции на уровне атомов, - это нанотехнологии. Достаточно четко.
В наблюдательный совет Роснанотехнологий вошел Анатолий Чубайс, и все написали, что вы готовите место для него, - он со временем возглавит корпорацию.
Ну, раз все написали, значит, так оно и есть! (Смеется.) Анатолий Борисович вошел в совет уже потому, что важнейшее нанонаправление - энергосбережение. А давно известно, что сэкономить энергомощности гораздо дешевле, чем построить, - $300 против $1000 за киловатт.
Другое, о чем принято писать, что на нанотехнологии надеются как на панацею, которая разом ликвидирует российское технологическое отставание. Как-то это не современно, из каких-то более чудотворных времен заимствовано. Даже есть формулировка "нанотехнологии - кукуруза Владимира Путина", по аналогии с Хрущевым.
А я ни от кого, кроме журналистов, таких "панацейных" восторгов не слыхал. То, что нанотехнологии - это приемы, которые могут использоваться в разных сферах, - да, вероятность есть. Мера всеобъемлемости пока неизвестна. Но даже если будет только одно приложение - адресная доставка лекарства в клетку, которую прогнозируют многие специалисты, - это будет прорыв, который оправдает все авансы. А вообще не было ни одного отдельного открытия, которое бы кардинально изменило мир и качество жизни людей.
Но нанотехнологии сравнивают с атомным проектом конца 40-х - начала 50-х. Он-то мир изменил. И у него была очень ясная цель. Есть такая же у нанотехнологий?
Все параллели хромают. Атомный проект был монопродуктовым и поэтому очень конкретным. А в нанотехнологиях нет конкретного продукта, про который можно сказать: вот он - цель.
С чего самого первого вы начнете работу - или уже начали - в эти первые дни после своего назначения?
С организации того самого мозгового штурма. А значит, с набора команды консультантов, экспертов. Специалистов по организации цепочек от науки до готового продукта.
ИЗ "ТРОЙКИ"
Леонид Меламед родился в 1961 г., окончил Новосибирский электротехнический институт и Московский институт повышения квалификации Минатома. В 1992 г. - один из основателей корпорации "Алемар"; входил в совет директоров "Новосибирскэнерго". В 1998-2000 гг. - гендиректор госконцерна "Росэнергоатом". В 2000-2004 гг. - первый зампредседателя правления РАО "ЕЭС России". После его ухода в отставку по собственному желанию глава РАО Анатолий Чубайс заявил, что Меламед входит "в тройку сильнейших финансистов страны". В последние годы Меламед работал в своем частном бизнесе, в июне 2007-го он сообщил, что владеет долей в бельгийской компании Effortel, имеющей в России ряд телекоммуникационных проектов. Кандидат экономических наук.
Леонид Парфенов
http://www.runewsweek.ru/rubrics/?rubric=business&rid=2100