Сегодня вокруг принятых в конце прошлого года постановлений правительств России и Москвы, устанавливающих порядок эвакуации автомобилей, разгорается скандал, который по существу повторяет историю многолетней давности. В 1993-1995 годах правительство Москвы издало целый ряд постановлений, касающихся блокировки колес и эвакуации транспортных средств. Депутаты Мосгордумы, Госдумы, адвокаты и ученые утверждали, что это грубое нарушение Конституции. Битва продолжалась несколько лет. Сначала добились, чтобы из `автотюрьмы`, со штрафстоянки, автомобиль отдавали без оплаты навязанных услуг по эвакуации и хранению. А в 1997 году, после трех лет борьбы, постановление об эвакуации признали незаконным как Верховный суд, так и Госдума РФ. А ведь и в старом Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) эвакуация была категорически запрещена.
Депутаты в тогдашней Госдуме хорошо понимали, что клан эвакуаторщиков не сдастся, ибо речь идет о гигантских деньгах - миллиардах рублей. Поэтому в новый КоАП заложили целый ряд бастионов для защиты прав граждан. Статьи 1.1 и 1.3 говорят о том, что наказывать можно только по данному кодексу. Ни мэр, ни губернаторы ничего приписать не могут. Статья 12.19 категорически запрещает за нарушение правил стоянки и за нарушение порядка пользованием парковками применение эвакуаторов и удержание машин на стоянке. Статья 12.36 пошла еще дальше, она запрещает эвакуацию вообще и карает за сам факт ее применения штрафом и конфискацией эвакуатора. В целом ряде случаев (пьян водитель, забыл дома документы и т.п.) задержание все же возможно, но нет ни слова о наиболее драконовской мере - эвакуации.
Как можно обойтись без эвакуации? Самый простой пример: отстранили пьяного водителя от управления, он поехал домой спать, а машина осталась у пикета ГАИ. Забыл человек права - съездил за ними на такси. В статье 27.13 КоАП сказано, что машина задерживается на срок до устранения причины задержания. Был пьян - проспался, забыл права - привез. А в постановлениях правительства России и правительства Москвы говорится, что машина задерживается на срок до уплаты `услуг` эвакуирования. Налицо полное противоречие кодексу.
Как рождались эти разделы КоАП, запрещающие эвакуаторы? Президент пристально следил за принятием нового кодекса. Он прислал 10 страниц замечаний в Думу, они касались прокуратуры, суда, адвокатуры, чего угодно, но только не автомобильной части. В итоге 370 депутатов проголосовали за окончательный вариант кодекса, за тот, который сейчас работает. И президент его подписал. И вот теперь пришел в правительство России на должность вице-премьера Владимир Яковлев, который развел эвакуаторно-парковочную мафию в Санкт-Петербурге. Судя по всему, именно с его подачи родилось постановление правительства России. Убежден, что Яковлев вбивает клин между президентом, парламентом и правительством. Ибо президент подписал принятый депутатами закон, а Яковлев от лица правительства хочет его изменить. Что касается московских властей, то они всегда были сторонниками эвакуаторов. Ведь огромные деньги текут по трем ручейкам: исполнительной власти, в ГАИ и непосредственно эвакуаторщикам. Я думаю, что эти скандальные постановления все равно рухнут, как рушится сейчас закон об автогражданке. Но копий будет сломано много, будут исписаны тысячи страниц текста в газетах, будут телепередачи, суды. И все это время эвакуаторщики, парковщики и страховщики будут набивать карманы.
Автор - вице-президент Движения автомобилистов России.
`Новые Известия`.
http://nvolgatrade.ru/