Чтобы "поздравлять дорогих женщин Запада и Востока с 8 марта" надо быть Путиным или Ричардом Гиром, или как минимум, воображать себя одним из них. Никак не страдая этой формой мании величия, я, поэтому ...
О, Господи! Поэтому я хоть на сей раз прекращу свою занудную рефлексию и не мудрствуя лукаво поздравлю читательниц "Взгляда" - полагая, что лишних поздравлений не бывает, как не бывает и излишней лести.
Поздравить же я их хочу не с светлой памятью о Кларе Цеткин/Розе Люксембург, которые зачем-то изобрели этот "праздник пролетарок", в честь их борьбы с кем-то там за что-то там - а поздравить с тем, что нет больше ни "пролетарок", ни "борьбы", ни Клары, ни Розы... А что есть?
"Потребительский мир! Мир, где женщины - главный субъект потребления всего. Женская одежда дороже мужской. И дом - это женщина. И стиль. И дизайн. И гламур. И амур " А есть эпоха женщин. Сегодняшнее время в России - это время женщин. Совсем необычное для России дело. И женщины настали тоже необычные.
Не романтические Ларисы Рейснер, с их трагически-оптимистическим сексом на красном знамени, не мазохистские героини Зои Космодемьянские, не могучие Нонны Мордюковой, на одном олимпийском плече тащащие пьяного мужа, а на другом пьяный колхоз... Женщины - не в кирзовых сапогах и солдатских ватниках, сквозь которые светится красивая душа. Женщины, которые не останавливают - для умиления новых Некрасовых - коней на скаку и не отбивают хлеб у МЧС, носясь по горящим избам. Спешу оговориться - я полон искреннего уважения ко всем перечисленным выше героиням-мифам-легендам. Просто "теперь это не носят".
В новом сезоне - другие моды. И впервые в истории России социальная мода скроена под женщин. Хотя кроили ее, как всегда, конечно же, мужчины.
Чем отличается (во всяком случае в России) "женский мир" от "мужского мира"?
Тем, что женский мир всегда полон тепла и заботы о - ребенке, семье, любви, удовольствии, красоте (даже не только своей). То есть это реальный человеческий мир. Поэтому женщины - даже в СССР - сколько на них не напяливали ватники и "партийные пиджаки" выглядели как ЛЮДИ. Говорят, что русские женщины красивы. Трудно спорить! Но штука в том, что они были в "совковую эпоху" не просто красивы, а - вызывающе красивы (а это, как легко понять особый блеск красоты!). Извините за банальность - как вызывающе красива трава или цветок все равно торчащий сквозь страшный, грязный, полопавшийся асфальт. Система закатывала женщин в асфальт - а они оставались живыми.
Мужской же мир полон чепуховых амбиций, обид, разочарований, донкихотских прожектов и санчопансовского желания извлечь из этих нелепых прожектов выгоду. Так было еще в XIX веке. Ведь и "лишние люди" и Обломов и мертвые души - это все мужчины. А женщины - совсем не "лишняя" (хоть и не слишком счастливая) Татьяна, страстная Анна и даже твердолобая Коробочка куда более реальна, чем вор-прожектер Чичиков. Тем более измельчал мужской тип в Советское время.
Советская эпоха - классический патриархат, эпоха жестокой, глупой, нарочито уродливой мужской моды. Милитаризм - вот душа этой эпохи. "Война все спишет" - вот ее реальная Конституция. Поэтому единственным оправданием этой эпохи была Война. Сперва к ней "готовились" 20 лет - морально и физически воевали со своим народом, передушили несколько миллионов. После ее окончания о ней каждодневно вспоминали еще 40 лет, оправдывая памятью о войне полный прогрессирующий паралич вокруг - распухший пузырь ВПК, страшное уродство всего, что касается мирной жизни, от "хрущоб" и женских трусов, до невозможности выехать из страны-осажденного лагеря.
70 лет шла война с человеческим здравым смыслом, со всеми простыми человеческими инстинктами.
Инстинкты эти были воплощены в женщине, с которой мрачный советский маразм воевал на всех фронтах - не было жратвы и тряпок, невозможно было свить свое нормальное гнездо, все естественные желания объявлялись каким-то там "мещанством", а то и "позором", зато идиотские амбиции десятка маразматиков объявлялись высокими Патриотическими Целями.
"Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами".
Такова была насильственно вбиваемая советским людям социально-идеологическая мода.
"А это - случай так называемого вранья".
Маленькие люди - это просто люди. Дети. Женщины. Старики, которых больше волнуют не орденские планки, а артрит и глаукома. И даже мужчины - без оскаленных зубов и поднятых на врагов Отечества кулаков. Обычные мужчины и женщины - не Рабочий и Колхозница, не герои нацистских фильмов "Олимпия" и "Триумф воли". Эти люди могут быть совсем не маленького размера, с очень немаленьким умом, с более чем серьезными проблемами. "Маленькие" они только в одном смысле - их мысли и чувства соотносимы не с парадами-ракетами-Империями и прочим ржавым идеологическим металлоломом, а с человеческими заботами. А поскольку даже самый высокий человек много меньше танка, то это и впрямь - маленькие проблемы маленького мира.
А вот "Большого мира" - нет. Это просто похвальба, просто тщеславные, корыстные и, как правило, предельно глупые фантазии Больших Начальников, которые они внушают маленьким своим подданным.
Например, большие научные открытия - это из "маленького мира", потому что двигатель науки - живая фантазия обычных людей. Из этого же "маленького мира" - и высокое искусство. Не только кулинарное или искусство дизайна, но и литература, кино и т.д. То, что делают талантливые люди, реализуя себя - но делают для удовольствия других людей.
А вот самая маленькая, самая паршивенькая войнушка и писклявая идеологическая подготовка к ней - это в 99 случаях из 100 относится к Большому миру, миру больших амбиций и больших гадостей мелких политиканов, миру Больших Мыльных Пузырей ...
Впрочем, простите, увлекся ...
Да. А сказать-то хотел совсем простую вещь - в 1991 дурной туман Большого мира, мира Большой идеологической брехни, слава Богу разогнали. Надеюсь - окончательно.
В основе нового общества, сложившегося после 1991-го года, лежат - не как "вынужденные уступки" людям, а как ГЛАВНЫЕ идеологические постулаты - совсем простые желания. Желание иметь семью, детей, обеспечить их всех, построить СВОЙ дом. Желание любить и защитить - не Державу, Нацию, Демократию, Партию, Президента и Правительство, а себя, своих детей, своего мужа/жену, все тот же свой дом. Желание отстоять свои права, защитить свое достоинство. Желание повидать мир. Желание быть богатым, пользоваться излишествами - и, уж как минимум, желание вкусной и здоровой жизни.
Все это, конечно же, было всегда : гони природу в дверь - она влезет в окно. Только вот теперь это вдруг перестали "гнать в дверь" - и сколько энергии сэкономили сразу! А когда с простыми желаниями перестали бороться (впрочем, со СВОИМИ желаниями идеологические жрецы как-то никогда и не боролись...), то оказалось, что эти желания не только совсем не "стыдные", а просто кроме них ничего другого-то и нет.
Так и возник вокруг нас совсем новый мир. ЖЕНСКИЙ мир. Потому, что не дурные, замороченные мужики, а именно женщины в России его выстрадали.
Этот мир далеко не идеален - не коммунизм, не образцовый капиталистический "сияющий город на холме". Куда там! Мир трудный. Корыстный. Жестокий. Грязный. Но - прочный. Потому что стоит не на тупой идеологической голове, а на нормальных человеческих ногах. Прежде всего - на стройных женских (ах, как же врал Пушкин, что в России целой лишь две пары таких ног! Впрочем, может тогда так и было?)
В России, в отличие от США или Франции женщина не может стать реальным кандидатом в президенты, ее потолок - губернатор Петербурга. Но русский мир - женский по ценностям, по целям.
Потребительский мир! Мир, где женщины - главный субъект потребления всего. Женская одежда дороже мужской. И дом - это женщина. И стиль. И дизайн. И гламур. И амур!
Да, в этом мире оказалось, что русских женщин интересует не только "киндер-кюхе-кирхе", но и любовь. И не только Любовь, но и секс! Да еще как интересует-то... Из мира женщин куда-то бесследно исчезла технология разливки стали и подъема башенных кранов, чем пробавлялись советские фильмы с "поцелуями монтажников", зато модной темой стала техника секса. И оказалось, что "женщины России" хотят закончить не строительство коровника, но просто - кончить.
Потребительский мир, где женщина - не только главный субъект потребления, но и главный объект потребления. И она совсем не против этого! По крайней мере, те, кто не против (речь идет вовсе не об одних путанах, девушках из эскорта и т.д.) - совсем этого не стесняются. И общество совсем это не осуждает.
Да, этот мир далеко не высокоморален, хотя он куда менее аморален, чем мир кровавой милитаристски-имперской лже-романтики. Он и циничен этот мир, бывает и лжив и жесток - как бывают и циничны и лживы и жестоки женщины. Особенно красивые. Впрочем, какая же женщина - особенно циничная, жестокая и лживая - не красива? Некрасивой это просто не позволят, да она и сама постесняется...
Но этот мир - не придуман, не высосан из идеологического пальца. И в этом смысле - глубоко человечен. Человеческий, женский, потребительский, дикий русский капитализм.
Национальный праздник ... Национальная идея ...
Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице, ищут давно и не могут найти ...
А чего искать?
Национальная идея - нормальная жизнь, где есть дети, любовь, секс, дом, потребление, уважение к себе и друг к другу. Ну и немножко - ревности, зависти, обмана, раскаяния и иных игр, в которые играют люди в постели и не только в ней.
Национальный праздник! День выстрела "Авроры"? День изгнания поляков?
День Победы Женского! Фиг с ним - пусть 8 марта ...
А Национальный Символ? О, это неразрешимый вопрос! Маша Шарапова? Ксения Собчак? А может Е.Н.Батурина? Плюрализм ...
С этих споров пусть и начнется демократия
www.vz.ru