14 июня 2004
1486

Леонид Радзиховский. День России

12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации. Как выражается Чубайс, был вбит первый гвоздь в крышку гроба СССР. Россия объявила, что российские законы важнее законов СССР. С СССР было покончено.

Так что сегодня мы отмечаем очередную годовщину похорон СССР.

Большинство моих коллег искренно - или колеблясь вместе с линией партии - выражают жалость по почившему Союзу ССР. Таковы нынче правила приличия. Так же ведет себя и начальство: от наследства не отказывается, но о смерти СССР скорбит.

Я не получил даже самой крохотной, миллионной доли наследства СССР в отличие от всех российских политиков и бизнесменов. Но сегодня, как и в 1990-м, могу только с облегчением вздохнуть по поводу распада Союза, по поводу того, что Россия освободилась от Средней Азии, Кавказа, Прибалтики и т.д. и освободила их от себя. Малое представление о том, какие проблемы мы могли бы иметь, если бы развод не прошел вот так мирно, нам дает Чечня. Малое-малое представление, ведь население советских республик раз в 100 превышало население Чечни. И если бы Россия всерьез попробовала их удержать...

Но республики - кроме Прибалтики! - не хотели уходить! Да. В 1990 году - не хотели. В 1991-м хотели уже и Украина, и Грузия. А дальше захотели бы все. Зачем? Бессмысленный вопрос. Элиты хотели делить имущество, народы оглядывались друг на друга: а мы чем хуже?! Союз был обречен, а вот его мирный распад отнюдь не был предопределен. Нам просто повезло - как много раз везло в эти годы, потому что Россия много раз прошла по грани и ни разу не свалилась за грань. Видно, свою норму по буйству Россия исчерпала в первой половине XX века, на новые буйства еще силенок не поднакопила.

Но мало того, что республики хотели отделаться от России. Россия тогда тоже мечтала от них отделаться - и правильно.

Те же люди, которые с обидой вспоминают про распад Союза, со злобой говорят про понаехавших в Москву черных. Это к вопросу о странностях имперского интернационализма. Но, во всяком случае, те, кто понаехал, платят московскую ренту - снимают квартиры, обеспечивают работой московский общепит и строительство, дают взятки милиции, врачам, учителям (за прием в школу их детей), берут на себя работы, на которые московских аристократов (детей тех, кто понаехал в Москву 30-50-70 лет назад) палкой не загонишь. Так что кавказцы и жители Средней Азии, молдавские строители и украинские подруги свои деньги в Москве и в России - зарабатывают. А республики Кавказа и Средней Азии деньги из бюджета СССР - получали, то есть просто им отдавали часть нефтедолларов, выкачанных в Тюмени, Сибири, Ханты-Мансийске.

Таким образом, экономически Россия прямо выиграла от распада СССР: перестала делиться с братскими республиками своей нефтяной рентой.

В России все это понимали и были уверены: никуда они от нас не денутся, на брюхе приползут. Хорошо, что мы избавились от такой иллюзии, - никто не приполз, никто не хочет отдавать свою независимость, даже если так и не понял, зачем она ему нужна. И кстати, Белоруссия тоже не захочет, никакого объединения (то есть включения Белоруссии в состав объединенного государства) не будет - потому что не будет никогда.

Не может быть свободен тот, кто держит в тюрьме других, правильно сказано. Добрых 200 лет, весь XIX и XX век, любые попытки сделать Россию открытой страной, с парламентом, выборами главы государства, свободой слова и т.д., упирались в имперскую решетку: ведь если пойти по этому пути, то империя развалится, от нас уйдут Польша (главный страх России до 1917 года - ну как же нам без Польши!), Украина, Кавказ и т.д. И вот, слава богу, ушли наконец... Конечно, до реальной свободы еще ох как далеко, но все-таки никаких более свободных 13 лет, чем 1991 - 2004-й, в истории России сроду не было. И выяснилось, что завывания великих русских националистов XIX века: Россия специально не создана для свободы (К. Леонтьев) сильно преувеличены. Есть, конечно, большие проблемы, но все-таки, вертясь с боку на бок, Россия ищет для себя удобное положение в невыносимом состоянии свободы. А вот вертеться с Украиной в руках, Средней Азией под мышкой, Прибалтикой в зубах, Кавказом на шее было бы значительно труднее... Хотя, отрицать не приходится, снять с руки внешнюю цепь много легче, чем выдавить из себя внутреннее рабство.

Вот эта последняя проблема остается для нас самой главной. И плох, на мой взгляд, не сам по себе тот факт, что мы далеки от евростандартов свободы.Плохо то, что движение в последние годы идет по двум противоположным рельсам: объявляется, что Россия должна стать свободной страной свободных людей, а стиль, который безраздельно утвердился во всех областях политики, это стиль Молчалиных. И странно: власть как будто и сама не больно рада этому мертвому царству, но и прерывать его не спешит.

И пока что высшей точкой свободы оказывается все-таки 12 июня 1990-го или 12 июня 1991-го - когда мы только шли к свободе...



Леонид Радзиховский, политолог
Версия (Совершенно Секретно)
14.06.2004
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000002658


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован