Этот прием любил Достоевский: собираются все герои романа... и начинается "сумбур вместо музыки", общая безумная свара, туго завязывается клубок, который будет как-то разматываться на протяжении... На протяжении - чего? всего романа? О нет. Ни в коем случае! На протяжении нескольких глав - до следующего неуместного собрания.
Герои Достоевского поговорить любят. Говорить не умеют, а вот порвать рубаху на груди у соседа - запросто. Поэтому каждое собрание автоматически становится "неуместным". Так построен "Идиот", "Братья Карамазовы" и т.д.
Вы догадались, конечно, что я пишу о саммите СНГ в Минске.
Что ж, великий писатель потому и великий, что жизнь идет по его сценариям. А жизнь идет по его сценариям потому, что он сумел подслушать "тайный сценарий жизни", довести его до ума и четко выразить словами. СНГ родилось мертвым. И живет в таком состоянии вот уже скоро 15 лет.
"В этой ситуации конфликты внутри СНГ просто запрограммированы. И они происходят с завидной регулярностью " Даже "наш дорогой Борис Абрамыч", который одно время тоже был исполнительным секретарем СНГ, не смог наладить тут никакого бизнеса, не смог своими суетливыми руками оживить уважаемого покойника.
"Механизм цивилизованного развода" - так Путин верно охарактеризовал СНГ. Но развод давно произошел, а "механизм" продолжает крутиться на холостом ходу.
"Время собирать камни - и время разбрасывать камни. Время обнимать - и время уклоняться от объятий". Как видно, на пространстве бывшего СССР по-прежнему "время уклоняться от объятий". СНГ мало кто рассматривал как эдакий "СССР холодного копчения". Но СНГ охотно сравнивали с ЕС - вот, мол, там страны объединяются, а мы что, лыком шиты?! Забыли только, что всякая идея должна созреть. Об "объединенной Европе" говорили от Карла Великого до Канта, от социалистов в 1914 году до Гитлера.
А реально только в 1950-е годы начался (с Европейского объединения угля и стали) процесс мирной интеграции Европы, процесс постепенного приближения к Соединенным Штатам Европы путем создания какой-то еще невиданной человечеством новой формы конфедерации.
Основывалось это а) на страшной памяти народов о войне, б) на понимании элитами, что еще одного столкновения Европа просто не переживет, в) на близости социально-экономических систем Старой Европы, г) на реальной многополярности ЕС, где нет одной страны-лидера.
Собственно, именно последнее обстоятельство является главным. Именно поэтому никогда раньше не получалась интеграция Европы - никто не хотел идти под другое государство. Только сближение на равноправной основе психологически приемлемо для разных стран. Вот этого последнего фактора в силу объективных причин и нет у СНГ.
Элиты новорожденных стран наслаждаются своей самостоятельностью и в страшном сне видят возвращение "под сень двуглавого орла". А все душеспасительные разговоры, что об этом и речи быть не может, что СНГ - союз равноправных, разбиваются о простой факт несопоставимости РФ со всеми остальными странами СНГ. Понятно, что РФ в этом "не виновата". Но и другие страны СНГ - тоже "не виноваты". А в результате из проекта СНГ ничего не выходит.
Есть и другие странные особенности. Например, казалось бы, что уж все братья, рожденные от бывшего СССР, должны - при одинаковом генотипе - быть гораздо ближе друг к другу, чем страны Европы. Оказывается - ничего подобного!
У стран Балтии - своя социально-экономическая система. В Белоруссии - своя, больше всего похожая на бывший СССР. В Грузии, Армении и Молдове - своя система "экономики свободных бедняков". В Средней Азии - своя (а в Туркмении еще совсем особая). В богатых нефтяных Азербайджане и Казахстане с их "наследственными президентами" - своя. Наконец, есть украинский промышленный феодализм. И российский - бюрократически-сырьевая держава с элементами высокой культуры.
Нет общего знаменателя у таких, казалось бы, родственных стран! В этой ситуации конфликты внутри СНГ просто запрограммированы. И они происходят с завидной регулярностью.
Нам в РФ видны наши конфликты с Украиной, Молдовой, Грузией и т.д. Конфликты то затихают (как сейчас наметилось перемирие с Молдовой), то обостряются (с Грузией). Но есть конфликты и между другими странами (а Азербайджан и Армения находятся просто в состоянии замороженного столкновения).
И последнее. Об очередном скандале с минским кузеном. Объятия, разговоры про "неслыханное братство - единое государство", грубая брань и угрозы из Минска идут с такой регулярностью, что давно уже не воспринимаются никем всерьез. Ни "единое государство", ни "разорву, в НАТО сбегу!".
Все это мы проходили тысячу раз. И еще тысячу раз пройдем - в точном соответствии с графиком переговоров по цене на "братский газ". Ну, просто вести переговоры тихо - скучно, от долгого сидения за столом ноги затекают, а А.Г. мужчина здоровый, спортивный, его так и тянет размяться. Вот он и выскочит из-за стола, помашет руками - и вернется. А глядишь, цена-то и снизилась опять.
Все это неинтересно.
Интересно лишь одно.
Если бы так агрессивно себя вел любой другой руководитель страны СНГ, то российское общественное мнение его бы разорвало в клочья (см. реакцию на высылку офицеров из Грузии).
Но когда шумит Александр Григорьевич, самые ярые прокуроры обращаются в сладчайших адвокатов. Коммунисты, другие "патриоты России" всегда извиняют Белоруссии любой демарш против России. Иногда это прямо оправдывают, говоря что Россия сама виновата (или - это не Лукашенко рвет и мечет, а "Запад хочет нас поссорить", то есть, видимо, это Запад требует, чтобы Белоруссия платила за газ не 47 долларов за тысячу кубометров, а 200). Иногда же сочувственно кивают головой: "ну, душа горит у человека. Он слов и не выбирает - искренний он, не лживый политикан, чай ...".
Что ж, сердцу не прикажешь. Ну любят у нас Александра Григорьевича! Действительно - красивый человек.
www.vz.ru