* С профессором Йоргом Биркмайером меня несколько лет тому назад познакомил журналист Игорь Белов. Постепенно у нас установились хорошие личные отношения и контакты. Однажды пришли к нему вместе с Беловым и моим близким товарищем, тоже профессором, известным болгарским юристом, автором интересных философских книг Александаром Поповым. О последнем, как руководителе Международного фонда "За выживание цивилизации", писал в Наследии ранее. Пришли вроде бы без особой четкой цели, просто ближе познакомиться и посмотреть исследовательский центр и лабораторию, о которых были много наслышаны. Скажу сразу, встреча превзошла ожидания, хотя на своем веку приходилось общаться со многими учеными и специалистами. Биркмайер - незаурядная личность, видный ученый, а в общении очень интересный человек. Сразу подумалось, что-то у них есть общее с Поповым. Показалось, что они друг другу понравятся, а может даже захотят сотрудничать. Именно так оно и получилось. Но это уже другая история.
* О Биркмайере и его таланте ученого-химика и микробиолога написано много, в том числе есть публикации на русском языке, подготовленные Беловым. Написано хорошо и интересно, и по журналистским меркам довольно профессионально. Писал о профессоре и я. Статья называлась "Милый, где моя энада? Заметки об австрийском профессоре медицины, биохимике Биркмайере". Больше того, часть материалов той статьи использована и здесь. Отличие состоит в том, что раньше акцент делался на удивительном открытом профессором препарате. Теперь - на личности его автора, что нашло отражение и в заголовке. Профессор Биркмайер, человек, на мой взгляд, необыкновенный, ученый, прокладывающий новый путь в теории и практической медицине. Подумалось, уже написано, о нем, вроде бы довольно много. Кажется, все основное "схвачено" и отражено. Но это не так. Все да не все, особенно для нашего российского читателя. А потому не могу не рассказать здесь, пусть вкратце, и о своих новых личных во многом также журналистских впечатлениях. Подчеркну, именно журналистских. В прошлом я - ученый, но не биохимик и не медик, работал в другой области. Специально отмечаю этот факт и, если надо, готов просить снисхождения у профессионалов, когда перейду к характеристике его открытия. Еще, хоть и в шутку, добавлю в свое оправдание, что мне импонирует распространенная, говорят, в свое время надпись в американских салунах: -просьба в пианиста не стрелять; он играет, как умеет... Впрочем, не стану скрывать того факта, что состою в Отделении нанотехнологий и информационных технологий РАН. Порой выступаю с публикациями на близкие темы, не говоря уже о том, что интересуюсь в меру возможностей всей проблематикой Отделения. Наверное, и я в этом почти уверен, это тоже сыграло свою роль в подготовке данной публикации.
* Сидим за столом в демонстрационной комнате. Напротив - телеэкран, полки с множеством кассет. На стене - большой портрет. Красивое, интеллигентное лицо, во рту - трубка (давайте запомним эту деталь). Это отец Биркмайера - в свое время тоже очень известный профессор, доктор медицины и биохимик. Он на рубеже 1940-50-х годов начал исследовать биохимические механизмы функционирования мозга (замечу, почти в тоже время, когда американский профессор математики Норберт Винер вместе со своим другом физиологом доктором Розенблюттом проводили свои знаменитые и в чем-то близкие исследования, приведшие к созданию кибернетики). Биркмайер старший - один из первых начал лечить болезни Паркинсона и Альцгеймера. Смотрим три, ставших теперь уже историческими, видеосюжета из врачебной практики отца. Перед нами люди, порой со скрюченными конечностями, понуро и отрешенно сидящие в своих медицинских креслах. И вдруг, точно по мановению волшебной палочки Гарри Поттера, после клинических инъекций буквально преображаются. Не верится глазам, но они выглядят здоровыми! Их действия вполне управляемы, взгляд осмысленный и заинтересованный, они участвуют в беседе и даже могут, по просьбе врача, подпрыгнуть, не говоря уже о том, что двигаются теперь абсолютно самостоятельно, и их не надо поддерживать или контролировать! Но это чудо длится сравнительно недолго, всего несколько часов. Действие препарата ограничено. Он не стабилен, требует специального хранения и быстро теряет свои качества под действием внешних условий. Жаль.
* И вот несколько лет назад сыну пожилого ученого, главному персонажу данного очерка, нынешнему профессору Биркмайеру удается стабилизировать одну из важнейших разновидностей препарата. Теперь он существует в таблетках и называется NADH (русская аббревиация НАДХ), или "Энада". О его чудодействии сказано в переведенной на русский язык небольшой превосходной книге, написанной самим Биркмайером и других материалах. Профессор рассказывает, что когда у отца из-за курения трубки в полости стал развиваться рак, ему сделали несколько операций и терапевтических процедур. Болезнь остановить не удавалось. Надо было укреплять организм. Помогая ему бороться с болезнью, сын стал давать отцу энаду - НАДХ. Через несколько недель, когда сделали очередной рентгеновский снимок, опухоли не обнаружили. Ни сын, ни отец не рассчитывали на подобный эффект, а врачи, проводящие лечение, решили, что просто сломался аппарат. Через некоторое время снимок повторили. Это выглядело как настоящее чудо - опухоли не было!
* Уже много позднее в переписке с профессором Биркмайером по поводу одной болгарской пациентки с подозрением на рак я прочитал (не стану переводить с английского, здесь не так много и, по-моему, достаточно ясно): "The reason why I am recommending the "NADH - Therapy" for cancer is given in the chapter "NADH and Cancer " of my book "NADH - the biological hydrogen - the secret of our life energy" which will be published later this year. I am sure this article is well understood even from lay people". Вскоре, при очередной встрече, профессор показал мне фрагменты из упомянутой книги, уже переданной в издательство. Кстати, в главе, посвященной влиянию NADH на рак, приводится несколько (точнее я видел пять, и это только часть реальной статистики) историй болезни (то, что у системщиков называется case studies). Фактически приговоренные люди после нескольких месяцев энадотерапии полностью выздоравливали. Данная публикация - не медицинский отчет, здесь нет необходимости приводить их все, хотя каждый случай по-своему поучителен. И все-таки один из них приведу.
* Вот что пишет профессор. В сентябре 2001 года, в памяти моей отложилось, что как раз две недели спустя после трагедии в мировом торговом центре некто FB, 48-летний менеджер одной из голландских компаний обратился в мою клинику в Вене. За шесть месяцев до этого с помощью компьютерной томографии ему был поставлен диагноз о наличии у него в легких неоперабельной опухоли размером от 6 до 8 см. Заключение было сделано профессором Амстердамского университета. Пациент прошел курс радио и химеотерапии, однако результат не отвечал возлагаемым надеждам. Больной, семья которого включала жену и троих детей, был в отчаянии. Амстердамский профессор сказал: подготовьте завещание, вы не доживете и до рождества. Биркмайер пишет: -я порекомендовал пациенту пяти миллиграммовые таблетки энады по 4-6 штук в день. В январе 2002 года, через 4 месяца после начала НАДХ-терапии размер опухоли уменьшился до 1,5 см в диаметре, что подтверждалось данными измерений. Пациент в той же дозировке продолжал принимать таблетки. В июле 2002 года, иначе говоря, через десять месяцев после начала указанной терапии, Биркмайер получил письмо от профессора из Амстердама, где сообщалось, что опухоль более не обнаруживалась. С тех пор пациент пребывает в добром здравии и ежегодно направляет в Вену новогодние поздравления.
* Энада - не лекарство, а так называемая пищевая добавка, позволяющая организму на молекулярном уровне вырабатывать дополнительную энергию. (Давайте обратим внимание и запомним последнюю часть этой фразы насчет энергии!). Для приобретения препарата не требуется рецепт врача, как не требуется он, например, для обычных витаминов. Отрицательных последствий у препарата нет. Признаю, что когда еще совсем недавно я встречал термин "пищевая добавка", на ум приходили жвачные животные, коровы, например, которые за счет этого здесь же в стойле лучше прибавляли вес и давали больше молока. И хотя о пищевых добавках в нынешних СМИ можно встретить самые разноречивые сведения, совсем не был готов к тому, чтобы видеть себя в качестве объекта, которому тоже могут принести пользу какие-то пищевые добавки. Оказывается, был не прав.
* Биркмайер рассказывает: у жены были сильные мигрени, частые головные боли. После курса энады - все прекратилось. Шутит: раньше утро начинала словами: "хани (буквально, мой сладкий, от английского слова honey - мед), как сегодня спал?". Теперь ее первая фраза: "милый, где моя энада?", но для профессора такое начало дня звучит, как музыка. Помню нашего прославленного специалиста -глазника Федорова. Талантливый, деятельный и рискованный человек, приходилось с ним встречаться, когда он создавал свой знаменитый центр. Был известен всему миру и делал на потоке тысячи микрохирургических операций, надрезая зрачок глаза. Но когда возникла проблема с глазами у жены - плодам своего труда, в отличие от Бирхмайера, не доверился и надрезы делать не стал. Не знаю уж, чем кончилось дело, но искал другие средства. Говорят, очень любил свою жену...
* Ниже приводится несколько терминов, важных с точки зрения лучшего понимания сути указанной здесь области деятельности профессора Биркмайера, и сделана попытка их примерного описания. Однако, сразу оговорюсь, что более строгое описание следует искать в профессиональной литературе. НАДХ был открыт на рубеже 19 и 20 веков и описан в соответствующих фундаментальных монографиях. Это, как отмечается специалистами, коэнзим, своеобразный катализатор для так называемых АТР - клеток, ответственных за производство энергии в организме человека на молекулярном уровне. Откуда берется эта дополнительная энергия? Она - продукт действия АТР, которые есть в естественных условиях в каждом организме. Внешне все, казалось бы, просто. АТР содержит связанные определенным образом молекулы водорода, которые при взаимодействии с вдыхаемым кислородом дают в качестве продукта воду, и при этом выделяется энергия. Та самая, которая нужна человеку в его повседневной деятельности! И все это на молекулярном уровне - отсюда и универсальность и процессов, и препарата. Получается, что его действие фундаментально!
* Итак, важнейшим элементом синтеза биохимических носителей энергии - молекул АТР - является так называемый коэнзим Q10. Постоянное присутствие этого природного вещества в клетках ведёт в итоге к нормализации иммунной системы и значительно замедляет развитие злокачественных образований. Коэнзим Q10 - натуральный антиоксидант. Антиоксиданты природные или идентичные природным - соединения, препятствующие окислению активных химических элементов в клетках организма человека. Коэнзим Q10 причастен к выработке 95 % всей клеточной энергии, присутствующий в каждой клетке организма, но уровень его уменьшается с возрастом. Мы обычно поражаемся энергии детей и сожалеем о том, что то, что естественно для них, нам более не доступно.
* Возможности и свойства катализаторов широко известны и используются в практической химии. Очевидно, существует их действие и в биохимических процессах. Еще одна мысль - существует некий критический уровень энергетики у человека - своего рода запас энергии, скажем, на день (после этого человек должен отдохнуть, выспаться и т.д., короче - восстановиться). У пожилых людей или людей, страдающих в полной или частичной форме так называемым CFZ (русская аббревиация - СПУ, или синдромом постоянной усталости), этот запас невелик. В моем понимании непрофессионала, проблема в чем-то близка к аденоме предстательной железы - с годами по своему эффекту фактически как бы уменьшающей объем мочевого пузыря. Отсюда - ощущение его переполнения, необходимость чаще опорожнять и другие нежелательные явления. Образно говоря, речь идет о некотором "резервуаре", например, сродни бакам для наполнения горючим у ракеты. Говорю так, потому что помню удачную картинку на обложке проспекта энады, где изображен готовый к старту космический аппарат. Как оказалось, эта иллюстрация не просто символизирует гигантскую энергию, но и подчеркивает необходимость наличия топлива в баках ракеты. То же с бензобаком автомобиля, а теперь - у автомобиля с водородным двигателем. То же с аккумулятором мобильного телефона - все подобные аналогии, когда "бак" должен периодически пополняться, здесь уместны.
Процессы, которые происходят в природе, подчиняются одним и тем же законам, только еще совсем недавно мы говорили лишь о "макроуровне", а теперь начинаем подходить к "микро" и "нано". Соответствующий "топливный бак" или же тот, условно говоря, некий распределенный "резервуар", что отвечает за энергию в организме человека желательно иметь полным. Одновременно его невозможно переполнить - т.е. накопить запас энергии можно, но только до определенного предела. Сказанное поясняет мысль, почему ЭНАДУ следует принимать регулярно (как подзаряжать аккумулятор), но нельзя ей запастись и "наесться впрок".
*А в голову уже приходит не оформленная еще в сколько нибудь окончательном виде мысль, которую хотелось бы обдумать в качестве своеобразной аналогии. Это сообщения последнего времени по водородному автомобилю. Их уже множество. Читаю, например: японская автомобилестроительная компания Honda начала серийное производство автомобиля на водородном топливе. Четырехместный седан FCX Clarity работает на водороде и электричестве и выбрасывает в атмосферу исключительно водяной пар. На запрос в системе Google, сформулированный как сочетание трех терминов: "водород авто принцип", в частности, получил на экране: "Принцип действия водородной топливной ячейки заключается в реакции водорода и кислорода, в результате которой вырабатывается электроэнергия".
*Ловлю себя и на другой мысли. Должен признать откровенно, что она сродни тому, как Тартюф из "Мещанина во дворянстве" Мольера не подозревал, что вот уже сорок лет говорил прозой. Мне же, журналисту, а по образованию и опыту работы специалисту в другой области, до поры до времени не приходила в голову мысль о том, что Биркмайер уже давно работает в области нанотехнологий. Оказывается, в каком-то смысле мы с ним коллеги, только подходим к проблеме как бы с разных сторон.
*Приведу здесь такой комментарий автора (в прошлом специалиста-системщика) после приема им энады примерно в течение двух с половиной месяцев. Понятно, пишу о себе. Итак, автор статьи, уже немолодой человек, имеющий, как ему казалось, по крайней мере частично, известный синдром постоянной усталости, стал принимать энаду. Недели через три или несколько более понял (может быть это выражено слишком сильно, тогда скажу так: ему стало казаться, но он отнюдь не пытался подавить это ощущение), что порог усталости куда-то сдвинулся. Стало хватать времени, которое обычно затрачивал на сон. Ноги во второй половине дня перестали быть как бы "ватными". Его друг, профессор Попов, приехавший в очередную поездку в Вену, отметил это даже по внешнему виду и сказал: "Леонид, я уверен, что это энада. Извини, но ты выглядел хуже еще 2-3 месяца тому назад. Я и сам ее, эту энаду, тоже принимаю регулярно и чувствую, что что-то изменилось, причем в лучшую сторону". В Вене он пошел в магазин при офисе Биркмайера покупать новую порцию (не знаю, как в России, но в Болгарии энады пока нет). Слышал, что в США энаду регулярно принимают многие тысячи людей, в том числе одно время, говорят, в обязательном порядке пилоты на большинстве авиалиний, а общий бизнес от продаж превысил 15 миллионов долларов в год. Попов приобрел энаду сразу на довольно большую сумму. Пытался платить карточкой, а девушка, отпускавшая товар, просила кэш. Вышедший из соседней комнаты Биркмайер выговаривал бедной девушке: скажите, много ли у вас знакомых, которые постоянно носят в бумажнике более двух тысяч евро наличными? Ну, это сказано в порядке курьеза. Вопрос мы, конечно, решили...
*Продолжаю ли я принимать энаду сегодня? Прямо скажу не всегда, а лишь время от времени. Причина - в моем случае довольно простая. Кто-то подумает, что это результат развернувшейся в России пропагандистской кампании против пищевых добавок. Нет, в моем случае совсем не так. Добавки добавкам - рознь. Я слишком верю в логику, научные результаты и практику профессора Биркмайера. Все проще. Для меня - дороговато. На днях зашел в аптеку, что на Зингер штрассе, и узнал у знакомого аптекаря нынешнюю официальную цену энады. В упаковке 30 таблеток - #8364;39.90, а в упаковке 80 таблеток - #8364;89.50. Белов шутит: ты на кружку пива, которую позволяешь себе практически каждый день, тратишь больше. Он, конечно, прав. Оправдываюсь: -уж больно пиво в Австрии хорошее. А на то и другое вместе уже не получается. Печально, конечно, но честно признаюсь, как говориться у О"Генри: -Боливар не выдержит двоих...
*В видеотеке у Биркмайера кассета с записью специальной передачи CNN, посвященной энаде. Биркмаер говорит, что не заплатил за это ни цента. Он, владелец имения под Кремсом в долине Вахау, отнюдь не бедный человек и мог бы позволить себе заказать и заплатить за такую рекламу, даже когда речь идет о CNN. И все же это не реклама. Это инициатива самой телевизионной компании. Одновременно своеобразный и объективный протокол позитивного влияния энады, составленный на основе многих опросов. Биркмайер это особенно ценит, и мне это понятно.
PS. Между тем, `чудеса` профессора с препаратом на основе НАДХ продолжаются. Май 2010-го. Обычная вечеринка недалеко от Вены в придунайском винодельческом районе, человек 20-ть гостей. Понятно, под закуску выпили и вина. Не так, чтобы много, в Австрии обычно меру знают, да и публика солидная. Но покидать вечеринку, по просьбе Биркмайера, гости не торопятся. Он организовал короткую презентацию, а затем затеял некий полушутливый, но одновременно совершенно серьезный эксперимент. Гостям предложено подуть в стандартный полицейский прибор для установления содержания алкоголя в крови, а затем принять по две таблетки Биркмайера. У моего товарища, журналиста Белова оказалось примерно вдвое больше допустимой нормы, у других - тоже около того. Все это фиксируется. Не так уж и много, но управлять автомобилем нельзя. У кого-то еще в памяти сравнительно недавний трагический инцидент с руководителем Штирии - Хайдером, кому-то для принятия решения и это не требуется. Риск есть риск. Проходит ровно полчаса, и гостям предложено дуть в прибор вновь. Теперь у Белова - как раз норма. Иначе говоря, допустимая норма алкоголя в крови (половина промилле) установилась. Но и это не лучший результат. У женщины, его соседки, было полторы промилле, а теперь даже втрое или еще меньше. Что же дальше? Я этого пока не знаю, но, как сказал выше, `чудеса` продолжаются.
Журналист, чл.-кор. АН СССР (1984), РАН (1991) Леонид СУМАРОКОВ
viperson.ru