07 января 2002
4410

Лев Дуров на радио `эхо москвы`

Алексей ВЕНЕДИКТОВ - Добрый день.

Лев Дуров - Добрый день. С праздником Вас.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы все праздники празднуете, Лев Константинович?

Л. ДУРОВ - Осталось их не так уж и много у нас. Есть веские, есть другие праздники. В общем, не праздную, а отмечаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Как? Чем?

Л. ДУРОВ - Скромно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Любимый праздник какой?

Л.ДУРОВ - Новый год и Рождество.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А день рождения?

Л. ДУРОВ - Знаете, Алексей, я иногда даже забываю, что у меня день рождения. Меня поздравляют ут-ром, я говорю: "С чем?" - "Да ты что, спятил, что ли?" Я очень часто забываю, что у меня день рождения.

А. ВЕНЕДИКТОВ - В этом году Вы не забыли свой день рождения.

Л. ДУРОВ - Нет, напомнили.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я не имею в виду круглую дату, я имею в виду спектакль, который ко дню рождения поставлен.

Л. ДУРОВ - Да, это подарок театра мне и подарок нашего главного режиссера, Житинкина Андрея. Это была его инициатива. Именно эту пьесу он нашел для меня, Дюренматта "Метеор". Когда я прочел, пьеса мне очень понравилась, она сложная и парадоксальная, непростая, философская пьеса. И с радостью принялся за работу, и мы сыграли.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Так это подарок или работа?

Л. ДУРОВ - У актера работа - это и есть подарок, когда он получает роль. Когда он видит список при распределении и его там нет - это горе. А когда там есть его фамилия, - это праздник. Так что это подарок.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Когда Вы впервые увидели себя в списке, Лев Константинович?

Л. ДУРОВ - Это было смешно. Я увидел себя в Детском театре, в Чипполино. У меня и афиша сохра-нилась. Там было написано: "Молодой Огурец - Лев Дуров".

А. ВЕНЕДИКТОВ - Так и остался, между прочим. А что, со словами было?

Л. ДУРОВ - Конечно, это роль.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Что там за слова были у Молодого Огурца?

Л. ДУРОВ - Он такой был, боевой Молодой Огурец. "Чипполино" же помните сказку?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Помню.

Л. ДУРОВ - В этой же сказке я играл еще и Чеснока. Нет, я в Детском театре переиграл всю флору и фауну. Кого только я там ни играл.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А на Малой Бронной?

Л. ДУРОВ - В Детском театре я попал к Анатолию Васильевичу Эфросу сразу в спектакль "В добрый час". По тому времени он был просто революционным спектаклем по всем делам. И по пьесе, она казалась то-гда такой мощной: как мальчик вырывается из семьи, куда-то хочет уехать, на какую-то стройку, а родители не пускают... И тем не менее, эта тема была тогда очень актуальной и важной, и по своей художественной методологии.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Во сказал!

Л. ДУРОВ - Да, во как выдумал. Она была совершенно иная, так не играли. Эфрос нарушил каноны театральные. Он предложил новую систему игры, нормальную, человеческую, а не на котурнах вздернутую. У меня сохранилась фотография, она у меня даже перед глазами сейчас стоит, потому что я уходил к вам и сразу увидел эту фотографию. Там гости одного спектакля: сидят Марецкая, Бабочкин, Жаров, Михалков-старший, Утесов, стоит Эфрос, Ефремов, который был исполнителем одной из главных ролей, Заливин. Такая компания гостей, это только на одном спектакле. Да, Кнебель. Вот какие фамилии. Вся Москва, и из Ленинграда даже приезжали смотреть этот спектакль. Я попал сразу к Эфросу в руки, и я стал играть уже в человеческих пьесах. А это ты с одной орбиты как бы перелетаешь на другую.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Из флоры, фауны в человека.

Л. ДУРОВ - Да, потому что там, в Детском театре надо было пройти обязательно через Зад лошади. Это в "Коньке-Горбунке", там два коня, если Вы помните. И каждый конь состоит из двух половинок. Первый актер в полный рост стоит, у него на голове лошадиная голова. А второй держит этого переднего за талию, изобража-ет зад лошади. Так и называлось: "Зад лошади". Когда ты попадаешь в Детский театр, ты должен пройти через Зад лошади, потому что ты приходишь и говорят: "Вот, теперь молодой пришел, я ухожу, а он пусть теперь сыграет".

А. ВЕНЕДИКТОВ - А что в программках-то писали? "Зад лошади"?

Л. ДУРОВ - Нет, просто "Лошадь", "Первая лошадь" и два актера называли. Представляете, что мог де-лать передний в адрес заднего под попоной.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, конечно.

Л. ДУРОВ - Можно себе нафантазировать, это же артисты. Надо было пережить этот Зад лошади, по-тому что там выделывалось бог знает что по отношению к тебе.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Несколько соображений Вам с пейджера. "Поздравляем с юбилеем и всеми праздниками, желаем Вам доброго здоровья, творческих успехов. На днях смотрели по телевидению передачу, которую вёл министр культуры, получили удовольствие от Ваших рассказов. Смеялись до упаду. Семья Балашовых".

Л. ДУРОВ - Спасибо, семья Балашовых, со всеми праздниками я вас тоже поздравляю.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Еще. Лена и Алиса пишут: "Дорогой Лев Константинович, с Рождеством Вас. Очень любим Вас, всех Вам благ и здоровья. Дурову из Омска".

Л. ДУРОВ - Спасибо.

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Поздравляю с Новым годом, Рождеством, желаю всего самого лучшего. Привет Ирине Николаевне, двум Катям, Володе Ершову, Ивану Владимировичу. Счастья и здоровья. Люба из Омска".

Л. ДУРОВ - Спасибо.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Что у Вас было с Любой из Омска?

Л. ДУРОВ - А у меня зять из Омска. Так что все в порядке.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А что у него было с Любой из Омска?

Л. ДУРОВ - Это уже у него спросите.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ян спрашивает: "Лев Константинович, Вы потомственный актер? То есть были ли у Вас когда-нибудь из предков актеры? И хотели бы Вы сняться в современном фильме про войну 41-45 годов?"

Л. ДУРОВ - Я сразу отвечу. Во-первых, я снимался в нескольких картинах о войне. Так что будет такая картина, пригласят. Но я теперь могу только играть какого-нибудь в своем возрасте или старого партизана. или маршала уже.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А Сталина?

Л. ДУРОВ - Нет уж.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А почему? Сталин невысокого роста был, возраст приблизительно такой же.

Л. ДУРОВ - Я однажды Ленина сыграл, хватит.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Когда Вы Ленина сыграли?

Л. ДУРОВ - Было такое дело.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я не знаю.

Л. ДУРОВ - Это однажды позвонил Юлий Гусман и сказал, что в Доме кино будет вечер лучших сце-нариев, которые прошли какие-то испытания, они названы лучшими. И он очень просит меня сыграть в одном отрывке Ленина. Я сыграл хорошо. Юлий Гусман мой друг, я не мог ему отказать. Я взял, прочел кусочек из сценария, действительно хорошая сцена. Это когда они замышляли поход на Восток вместе с Троцким. Вы, наверное, знаете. Не только современники предлагали вымыть сапоги в Индийском океане. И тогда тоже. Я говорю: "А кто Сталин?" - "Кваша". Я говорю: "Хорошо". Я приехал в Дом кино, мы загримировались, оказа-лось, что я очень похож на самом деле, приклеили бороду, усы. Но когда мы вышли на сцену, а мы вышли втроем: Я - Ленин, Кваша - Сталин, а третий был Троцкий. Когда вышел Троцкий, зал упал, просто бесполезно было. И когда сказал: "Ранка побаливает", картавя, тут уже вообще... я взял стул на плечо, как на субботнике, и ушел со сцены, потому что Троцким был Ярмольник. На этом все кончилось. Так что спасибо Вам за Ваше предложение сыграть Сталина, мне хватило Ленина.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, если говорить серьезно о войне, сейчас какие-то новости про старое, про любимое кино выходят. Про "Семнадцать мгновений весны" известно, что...

Л. ДУРОВ - Простите, что перебиваю. Я очень расстраивался, почему на 9 мая не показывают "Зачем человеку крылья". Я играл солдата там, главную роль, а Глузский генерала, тоже одну из главных ролей. Фактически две главных роли. И как-то он расстраивался. И вдруг, неожиданно, смотрю, по каналу "Культура" идет. Хорошая картина, очень добрая, уже про отголоски войны. И потом была картина Смирнова и Яшина "Пядь земли". Тоже думал, почему же эта замечательная картина, истина про войну, правда... и вдруг неожи-данно совсем недавно ее показали. Я посмотрел с удовольствием, замечательная картина. Там еще Женя Урбанский, царство ему небесное, играл. И Саша Збруев играл в главной роли. Картина очень хорошая. Нет, я войне отдал дань в кино.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я на самом деле думаю, что вопрос Яна связан немножко с другим. Мне кажется, он серьезный. Если я ошибся, Ян меня поправит. Ситуация такая. Вышел американский фильм о Сталинграде, где по-другому. Речь идет о современных фильмах о кино. Пересмотреть?

Л. ДУРОВ - Пересмотреть вопрос о войне?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да.

Л. ДУРОВ - В ответ это, конечно, глупо. Нет, надо отдать должное и союзникам. Когда кто-то перечер-кивает их роль, это неправильно. Они сделали большое дело, много погибло и англичан, и американцев во вре-мя войны. Но, тем не менее, конечно, основная доля в этой победе над фашизмом, конечно, Советского Союза. Даже смешно на эту тему говорить. И пересматривать этот момент было бы просто нечестно. Хотя спросите молодых американцев, часто они считают, что это они победили в войне. Если вкупе, в союзе, ради бога. Если вы считаете, что именно вы, американцы, вы не правы, ребятки. Покраснейте на секунду.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Мой вопрос был связан еще с одним фильмом о войне, "Семнадцать мгновений весны". Сейчас очень многие пересматривают, призывают много чего пересмотреть, в том числе и то, что было сделано за 10 лет, я имею в виду отмену цензуры и т.д. Я недавно узнал, что вообще, поскольку "Семнадцать мгновений весны" за границей часто снимался, Вас не выпускали. Это правда, что ли?

Л. ДУРОВ - Да, меня не выпустили.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Что за бред?

Л. ДУРОВ - Да ладно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Молодые же не знают. Молодые считают, что все было хорошо.

Л. ДУРОВ - Все было хорошо. Просто я не знал, меня вызвали на выездную комиссию. Я не знал, что существовали такие комиссии. Меня вызвали на ковер. Оказывается, надо было на коврик встать, я даже поня-тия не имел. Это огромный длинный стол, сидят тети и дяди. Тети с халами такими, дяди в черных костюмах, при черных галстуках. Они очень напряженно на тебя смотрят. И ты входишь, а они уже на тебя смотрят, даже не скажу, что как на врага народа, а на предтечу, что ты обязательно какой-то не тот. Они задают вопросы. Мне задали первый вопрос. Какая-то тетя спросила меня: "Опишите флаг Советского Союза".

А. ВЕНЕДИКТОВ - Это на выездной комиссии, чтобы сниматься в фильме?

Л. ДУРОВ - Да, чтобы меня выпустить в ГДР на съемки. Я пристально стал смотреть на тетю. Мне по-казалось, что кто-то из нас сумасшедший. Если она меня, гражданина моей державы, просит описать флаг Советского Союза, а он достаточно незатейливый...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Сколько Вам лет уже было?

Л. ДУРОВ - Как, здравствуйте? Актер уже. Я ей сказал, думаю, раз ты задаешь, тетя, такой вопрос, я тебе точно так же и отвечу. Я говорю: "Черный фон, белый череп, две берцовых перекрещенных кости. Называ-ется он "Веселый Роджер". Такая воцарилась пауза, какой-то дядя слева как-то неожиданно визгливо сказал: "Назовите союзные республики и их столицы". Думаю: дядя, тебе не стыдно? И говорю: "Малаховка, Таганрог, Клин", и стал городить какую-то полную чушь. Они были парализованы, и потом мне кто-то еще сказал: "Пере-числите членов Политбюро". Я сказал: "Я не член партии. Я не должен знать членов Политбюро, и наверное, вряд ли я их буду знать". Какой-то дядя сказал: "Вы свободны". Я сказал: "Наручники снимать не будете?" На этом все кончилось. Потом началось, меня директор театра ругал за это, раздались звонки: "Что у вас за воспи-тание, кого вы воспитываете?" А я говорю: "Простите, а что, я на этот маразм, на эти дурацкие вопросы должен серьезно отвечать, и говорить, что наш флаг красный, там серп и молот, да?" На этом все кончилось, меня вы-черкнули из списков.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А как же фильм?

Л. ДУРОВ - А меня застрелил Слава под Москвой. Все нормально. Я умер на Родине.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Переписали сценарий?

Л. ДУРОВ - Нет, зачем. Просто застрелил как будто бы в Германии, а на самом деле где-то около пру-дочка под Москвой. Там все сошлось, в кино все сходится. Нормально все. С тех пор меня ни на одну выездную комиссию не вызывали.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Их уже нет, комиссий.

Л. ДУРОВ - Тогда были. Как директор там отбояривался... наверное, говорил: "Дуров занят, он сейчас не может". Это ерунда.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Не ерунда другое. К нам пришли несколько вопросов по Интернету. Вопрос из Пе-тербурга был: "Снимаетесь ли Вы сейчас?"

Л. ДУРОВ - Нет, последний раз я снялся у Виктора Сергеева в "Бандитском Петербурге", играл челове-ка современной, для меня совершенно неприемлемой профессии, которая называется киллер. Я не понимаю, как это вообще возможно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Как это Вы не понимаете, если Вы снимаетесь в этом?

Л. ДУРОВ - У меня там трагическая судьба. Если бы у меня не было трагической судьбы, я бы, клянусь Вам, сниматься бы не стал. А там человек попадает в такую жуткую ситуацию, оказывается в конце картины... я не видел, к сожалению, был занят, я просто по сценарию и во время съемок все хорошо знаю. Оказывается, у него масса орденов, он воевал, и это человек, который прошел огромный путь и попал волею судеб в такую чудовищную передрягу. Так в жизни бывает, к сожалению, что поделаешь.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, по поводу кино...

Л. ДУРОВ - Сейчас не снимаюсь, никто пока не приглашает.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Не то, что вы не хотите, надоело, неинтересно, нечего, сценарии присылают, все противно?

Л. ДУРОВ - Нет. От одного сценария я недавно отказался, правда. Он мне показался таким примитив-ным. А просто ради денег нет смысла никакого.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы смотрите кино?

Л. ДУРОВ - Да, конечно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Что Вам нравится смотреть сейчас?

Л. ДУРОВ - Странно, меня другое волнует. Кино смотрю, но думаю: чего же руководители каналов не могут между собой договориться? Переключаешь, по всем каналам одно и то же. Братцы, ну нельзя, ну, дого-воритесь хотя бы между собой. Если здесь боевик, пускай там децибелами по ушам и рок-группа, а на третьем мелодрама. Нет, на всех каналах все одно и то же. Такое ощущение, что они: "Давай? Давай, запускаем". И за-пускают одно и то же.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А Вы боевики любите?

Л. ДУРОВ - Нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Не любите боевики?

Л. ДУРОВ - Нет. Когда-то была классическая картина, "Великолепная семерка", и ее никто не пере-плюнул, потому что там была гуманная идея. Группа тех еще типов собралась в кучку, и решили защитить мек-сиканских крестьян. Там была идея замечательная, добрая, она даже к сегодняшнему празднику подходит. А когда ты видишь безнаказанность, и что это просто столкновение каких-то бандитских групп, или кто-то украл в банке миллиарды - чушь, идеи нету никакой, смысла нету.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А Вы кино не видите как технику, как технические приемы?

Л. ДУРОВ - Нет. Это ерунда. Я могу восхищаться операторским искусством или какими-то моментами, но если в картине нет содержания, если в ней нет глубокой мысли, а может, даже, пускай, не глубокой. Как, например, картины с Де Фюнесом. Посмотрел, она кончилась, у тебя ничего ни в сердце, ни в башке. Но ты хохотал в течение 1,5-2 часов. Замечательно. Это смешно, забавно, добро. А когда жестокость... я сам был ко-гда-то очень сильным максималистом, никому спуску не давал, настаивал на своих взглядах, на своих идеях. А теперь смотрю и думаю: а что же мы, братцы, делаем? Мы создаем такой фон постоянный, что убийства, ограб-ления и, вообще, оружие - это замечательно. Это такой нормальный фон, и все безнаказанно. А мы не понима-ем, что мы делаем с нашими детьми, внуками? Они уже травку, цветочки, бабочек почти не видят. Они видят только, идет Шварценеггер, разбрасывает мозги по стенам, и он становится неким героем. Мы одно время тоже сделали безнравственный шаг. Мы Павлика Морозова, предателя, сделали героем. Это было тоже безнравст-венно по отношению к детям. И мы этим наделали много бед, не объяснив, что это такое. И сейчас тоже делаем беду. Наши дети... я недавно с маленьким мальчиком еду в машине, а он все время щелкает револьвером, мы проезжаем обменный пункт, он говорит: "Сейчас ограбим пункт". Думаю, беда. А мальчик замечательный, только что я с ним играл в сугробах.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Благородные жулики были всегда. Я вспоминаю с детства фильм "Операция Святой Януарий". На чьей стороне? Жуликов.

Л. ДУРОВ - Я все-таки о другом говорю. Возможно. Но когда на улице, в троллейбусе и в метро мат становится привычной речью, худо. Когда из рук никто не выпускает пивные бутылки, на остановках, в трол-лейбусе, в метро воняет пивом, это уже привычно. Мы в какой-то странной пивной стране, что ли, живем? Мне это не нравится. Пусть никто на меня не сердится.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Никто не сердится.

Л. ДУРОВ - Есть чистота города, есть чистота транспорта, есть взаимоотношения людей.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А Дима из Петербурга Вам возражает. "Почему нет идеи? Идея свободы, ее реали-зации в этом мире есть в любом боевике".

Л. ДУРОВ - Да, какими средствами реализация свободы? Если это за счет других... когда свобода за счет жизни других, это не свобода, это нечто другое, это иначе называется. То же самое можно сказать, что и Гитлер тоже хотел для своих сограждан завоевать пространство, тоже идея, чтобы немцы жили пошире, навер-няка.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Наверное, хотел. И земли раздавал на Украине обычным германским гражданам.

Л. ДУРОВ - И угоняли наших работать туда, чтобы немцы жили получше. Какая гуманная идея! Толь-ко почему же за счет других народов и за счет такого кровопролития, вообще, бог знает чего? Это и называется фашизм. Другого названия этому нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Из Самары вопрос. "Выходила ли книга с Вашими историями?" Отвечаю сразу, выходила. "Если нет, то нет ли такой идеи, написать такую книгу?" Написал.

Л. ДУРОВ - И будет, может быть, скоро вторая.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да она разлетелась уже.

Л. ДУРОВ - Она уже трижды переиздавалась, "Грешные записки". Уже вторую я написал, но мне еще надо ее самому вычитать.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А чем она будет отличаться от первой?

Л. ДУРОВ - Она будет хуже.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Может быть, по времени?

Л. ДУРОВ - Я еще не знаю, чем она будет отличаться. Это ведь как? Наговариваешь, потом ее по утрам расшифровываешь. А ночью не спишь, наговариваешь. Расшифровываешь, пишешь, пишешь, пишешь, а потом уже читаешь, думаешь: чего я тут написал, боже мой... рвешь листочки...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Не надо рвать. Надо откладывать в другую папку. А зачем рвать? Тоже мне Гого-ли, все Гоголи - рвут, сжигают...

Л. ДУРОВ - Для истории, да?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Для истории. Анатолий, Татьяна поздравляют с праздниками и юбилеями и спра-шивают у Вас: "Вы не знаете, как сложилась судьба актрисы Маргариты Куприяновой?"

Л. ДУРОВ - Слава богу, по-моему, жива, здорова.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Видимо, творческая.

Л. ДУРОВ - В Детском театре мы вместе с ней работали. Она замечательная актриса. Как раз в "Добром часе" она играла, мы с ней во многих пьесах играли. По-моему, все нормально, работает в Детском театре. К сожалению, это как в юности, когда расходимся, заканчивая институты, мы клянемся в дружбе вечной, потом начинается семья, заботы, работа, и мы разлетаемся, и потом видимся раз в 10 лет. Так и здесь: как я ушел из Детского театра, я почти никого и не встречал. Иногда только Олега Николаевича Ефремова встречал. Или у Натальи Дуровой, они дружили очень, в "Уголке" его часто встречал. Или просто случайно, на каком-нибудь сборище. К сожалению, так жизнь устроена, что мы разлетаемся и собираемся очень редко вместе.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я сейчас задам Вам вопрос, ответьте после новостей. Галина взяла за горло, со-вершенно фантастически сформулировала. Я прошу Вас, как в школе говорили, полным ответом, развернуто. Вопрос такой, и всем слушателям предлагаю задуматься. "Лев, - спрашивает Вас Галина, - Павлик Морозов - подлец, а Тарас Бульба, убивший сына, - герой. Почему?" Думаем.

Л. ДУРОВ - Насчет того, герой ли Тарас Бульба, и правильно ли он поступил, это уже не ко мне, это к Гоголю, это не я. Я не утверждал, что Тарас Бульба поступил правильно. Но Тарас Бульба - отец, и он распоря-дился судьбой и жизнью своего собственного сына за измену. С Павликом Морозовым история совсем другая. Кто не знает, никакого хлеба отец Павлика Морозова не утаивал. Он раздавал вид на жительство, для того, что-бы спасти беженцев от голодной смерти, и не получал за это ни копейки, никаких взяток отец Павлика Морозо-ва не брал. Это просто так понадобилось потом, превратить мальчика в героя. Вообще, ребенок и взрослый че-ловек - это совсем разные вещи. На одной конференции я так заявил, давно-давно еще, про Павлика Морозова, и на меня набросились, меня хотели уничтожить и выгнать отовсюду. Я просто одному человеку, который меня хотел уничтожить, сказал: "Хорошо, Вы расскажете неожиданно дома т.н. какой-нибудь антисоветский анек-дот. И Вы согласны, что Ваша девочка Таня побежит в КГБ и донесет на Вас?" А он был человек еще восточ-ный. Он окончательно сник, сидел и молчал. Я говорю: "Вот, понимаете, такая же история". И на этом мы ра-зошлись. Нет, я думаю, что и Тарас Бульба поступил жестоко по отношению к своему сыну, и это такая расправа. Но это отец за измену.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Интересно, что Вы не отделяете литературного персонажа от реального.

Л. ДУРОВ - Конечно. Потому что все равно это вымысел, это легенда, а не нечто другое.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы все равно не отделяете, Вы о нем говорите, как о живом человеке.

Л. ДУРОВ - А что сделаешь? Так получается, Галина задала так вопрос, я вынужден так и отвечать. Хотя, наверное, Галя, я Вам не ответил убедительно. Потому что и то, и другое, убийство одного человека дру-гим человеком - это уже преступление. И там, и там это было преступление. Но тут отец, а там ребенок. Разные вещи немножечко. Хотя, наверное, я не убедителен.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Николай Васильевич из Екатеринбурга Вас спрашивает: "Действительно ли Вы владеете боевыми искусствами, как в фильме "Не бойся, я с тобой" с участием Бюль-Бюль Оглы?"

Л. ДУРОВ - Приезжайте сюда, покажу. Нет, я владею настолько, насколько нужно было для картины, чтобы грамотно поставить руки, чтобы меня не уличили в том, что я дилетант, а что я все-таки что-то умею. Честно вам скажу, когда спарринговался с каратистами, вдруг неожиданно каратист... они со мной аккурат-ненько, но неожиданно он мне попал. И у меня сработало механически мое детство, когда я когда-то в детстве занимался боксом.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Перешел на бокс.

Л. ДУРОВ - Нет, я моментально среагировал, попал ему, он сел и сказал: "Ну, Дуров, что же ты делаешь?.."

А. ВЕНЕДИКТОВ - Тяжело было сниматься в этом фильме?

Л. ДУРОВ - Нет, радостно, это был праздник. Ну что Вы? Это ведь мечта каждого в юности - участво-вать в погонях, защищать обиженных, скакать на лошадях, метко стрелять, кидать ножи, владеть мечом так, что сбиваешь ромашечку на скаку. А был еще Мухтарбек Кантемиров в этой картине, и Полад Бюль-Бюль Оглы. Это была компания замечательная. Это был праздник просто для нас всех. Это нам Гусман устроил такой гран-диозный праздник. Это было счастье, сниматься там, в горах.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А сейчас вы с ними поддерживаете какие-то отношения? У нас Бюль-Бюль Оглы министр же.

Л. ДУРОВ - Да, только что получил от него телеграмму поздравительную. А недавно 20 лет было кар-тине "Не бойся, я с тобой". В Доме кино все это отмечалось. Полад Бюль-Бюль Оглы приехал, танцевал, пел грандиозно совершенно, его зал так принимал, а Мухтарбек Кантемиров метал ножи, показывал бог знает что. Нет, это был просто великолепный праздник.

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Льву Дурову мои поздравления. Лева, когда будешь писать вторую книгу, напиши о Серпинском Сергее Владимировиче. Мы, студийцы, часто тебя вспоминаем. Русана Бородина".

Л. ДУРОВ - Спасибо, но и в первой книге я Сергея Владимировича никогда не забываю, это мой пер-вый учитель, который был в Доме пионеров. Там была студия.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Студийцы, да.

Л. ДУРОВ - Это была театральная студия, и он был совершенно грандиозный человек. Он первый по-верил в меня, что я могу стать актером.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А Вы сами в себя верили?

Л. ДУРОВ - Нет, конечно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А что это было, развлечение, в студии?

Л. ДУРОВ - Нет, меня просто затащил парень, Саша Соколов, который недавно объявился. Его не при-няли в театральное училище, а меня приняли. А он уже снимался в двух картинах. Недавно я его нашел, скоро мы должны с ним встретиться. Это была замечательная студия, но это он меня туда затащил. Для меня Дом пионеров - это все равно, что сейчас меня засунули бы в капсулу и запустили бы в космос. Равносильно. Но я пришел, и что-то мне вдруг понравилось. Потому что я человек голубятни, а тут вдруг Дом пионеров. Я пол-студии разогнал.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Что значит "разогнал"?

Л. ДУРОВ - А я говорил: "Ты читать не умеешь, скребешь, как ножом по стеклу. Иди отсюда". Они знали меня, и они покидали студию.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И девочек разогнал?

Л. ДУРОВ - Нет, что Вы. К девочкам я относился очень снисходительно. Девочки до сих пор вспоми-нают, когда приходили на каток все вместе, шпана перешептывалась и говорила: "Их не трогайте, это девочки Седого". ("Дурова" не говорили).

А. ВЕНЕДИКТОВ - Почему "Седого"?

Л. ДУРОВ - А у меня выгорали волосы, были белые, и у меня была одна кличка "Швейк", вторая "Артист", а третья "Седой". С Дома пионеров все и началось.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вопрос из Саратова: "Как Вы себя чувствуете, снимаясь в телерекламе?"

Л. ДУРОВ - Я только однажды снялся. Вы так говорите, как будто я каждый день снимаюсь в телерек-ламе. Чувствовал себя там замечательно, потому что я ничего, ни одного слова вранья не сказал. Я сказал, что "ИЖ" - это такая машина с просторным салоном, с багажником и с четырьмя колесами. Я не сказал, что она лучше "Мерседеса", ничего этого я не говорил. Говорят, что успех машины "ИЖ" очень сильно возрос, после того как я это... я рад, что я помог отечественной промышленности. Они мне за это подарили "ИЖ". Надеюсь, у меня его не угонят, как у Жванецкого Михаил Михайловича, которому я выражаю страшное соболезнование. Это такое бесчинство, такая гадость. Миша, при встрече я просто тебя обниму. Надеюсь, что у меня не отберут это. А если отберут, я им сам отдам. Я когда-то ездил на "пятерке", я однажды под дворник повесил такое объ-явление: "Уважаемые угонщики, без доплаты назад машину не заберу".

А. ВЕНЕДИКТОВ - И не угнали?

Л. ДУРОВ - Нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Напугал.

Л. ДУРОВ - Надо ездить на своих машинах, тогда все будет спокойно. Это я уже шучу немножечко не-хорошо, потому что у многих моих друзей угоняли машины. В этом есть такая гадость, как в карман тебе зале-зают в магазине, думаешь: ну почему, что, я их нахожу сам на каждом шагу, эти деньги? Я заработал. И вдруг у тебя нет кошелька, и ты понимаешь: стоял рядом малый, ты видел его, у него лицо-то было хорошее, а ты ос-тался почему-то... какая-то обида наступает, страшная.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вам тут от старых знакомых привет. "Лев Константинович, дорогой земляк, по-здравляю Вас с юбилеем. Уроженка Немецкой Слободы и Старокирочного переулка, Людмила Петровна. Как сейчас помню, как Вы приходили к нам во двор играть в волейбол, там где стоит дом Анны Монс. С уважением Людмила Петровна". А что, Вы в волейбол играли? Прыгучий был?

Л. ДУРОВ - Я во все играл, и в футбол, и боксом занимался, и в хоккей играл. Всем понемножку зани-мался.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Маргарита задает вопрос, на мой взгляд, очень интересный. "Как Вы думаете, по-чему столько издевательских анекдотов ходит про Штирлица?" Чапаев и Штирлиц, все.

Л. ДУРОВ - Да. Я сразу, сходу смогу ответить. Это шарж, это не издевательство, это шутка. Когда Валя Гафт пишет потрясающие эпиграммы, что, на них обижаться? Они же резкие, они непростые. И на меня он за-мечательную эпиграмму написал.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А Вы не помните?

Л. ДУРОВ - "Актер, рассказчик, режиссер, но это Леву не колышет. Он стал писать с недавних пор. На-врет, поверит и запишет". Замечательно. И поэтому, когда про Штирлица анекдоты, ничего обидного нет, ни для разведчика Исаева...

А. ВЕНЕДИКТОВ - А почему Штирлиц, как Вы думаете? Мало ли фильмов, мало ли культовых филь-мов. А про Штирлица. Чапаев и Штирлиц. Л. ДУРОВ - Значит, такие яркие фигуры, есть, к чему прицепиться. Потому что, во-первых, первая серьезная была картина с анализом противника. Мы же всегда: "Антоша, выпьем", половником по башке, фашисты - дураки.

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Генерал, откройте Ваш сейф".

Л. ДУРОВ - Да. "За нашу победу", хотя была замечательная картина, но очень наивная. И "Семнадцать мгновений" тоже наивная, про разведку. Ведь наш разведчик Исаев и не курит, и не пьет, и с дамами вообще даже незнаком. Просто комсомольский руководитель, его надо брать сразу. Зорге мы знаем, грандиозный раз-ведчик. Он посещал и публичные дома, его видели в кабаках и т.д. Потому что это разведка, нужно вести, на-верное, какой-то нормальный образ жизни.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Главное, не выделяться.

Л. ДУРОВ - Конечно. Я был всю жизнь знаком с родителями Толи Мукасея, замечательного оператора, и Светланы Дружининой. Знал я "Анкл Майкл", я его так сам называл, даже как будто интуитивно, и маму Ли-зу, и мы дружили. Я никогда не знал, что они были 23 года нелегалами. А я у них бывал дома, они нормальные совершенно. Когда я мог подумать, что я имею дело с такими разведчиками, портреты которых висят в Музее разведки. И когда я узнал, говорю: "Толя!.." А он хохочет, Мукасей, говорит: "Прочтешь в газете, я тебе дам, мы уже пишем про маму и про папу". Вот что такое разведка

. А. ВЕНЕДИКТОВ - Заканчивая наш эфир, прочитаю Вам то, что написала Вам семья Каменевых. "Льву Дурову большое спасибо, что Вы есть, с праздником".

Л. ДУРОВ - Спасибо большое. Спасибо Вам, Алексей.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ждем вторую книгу, ждем спектакли.

Л. ДУРОВ - Конечно, приходите, я приглашаю вас в январе на "Метеор" на Малой Бронной. Он, по-моему, четыре раза идет, первый раз 12-го, потом 17-го, 29-го и 31-го.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но еще я желаю, чтобы в кино Вы снимались.

Л. ДУРОВ - Знаете, как говорил Дубровский, расставаясь с крестьянами? Если понадоблюсь, в Кисте-невской роще меня ищите.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Счастливо и с праздниками.

Л. ДУРОВ - Спасибо, Алексей, всю вашу замечательную редакцию я поздравляю. Я всегда слушаю вас, вы очень хорошая станция.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо большое.

Л. ДУРОВ - Всего доброго.


07.01.2002
www.levdurov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован