19 марта 2004
2549

Лев Дуров: театр-это лаборатория, а кино производство

Лев Константинович Дуров родился 23 декабря 1931 г. в старом московском районе Лефортово, в школьные годы занимался в драматической студии во Дворце пионеров Бауманского района. С 1967 работает у нас на Пресне, в Московском драматическом театре на Малой Бронной. Театральная судьба связана с творчеством А.В. Эфроса. Народный артист СССР, двукратный лауреат Международного Московского кинофестиваля, лауреат премии "Пегас", награжден орденом Дружбы народов, в 1996-м как художественный руководитель выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТ.

- Лев Константинович, и как живется вам, внучатому племяннику А. и В. Дуровых, от сознания, что происходите из знаменитой династии русских циркачей - дрессировщиков и клоунов?

- Надо говорить: из династии цирковых. Они произносятся так. Это не совсем верно, потому что было позже. Наша династия началась в 1540 году, с полковника Афанасия Дурова, героя Колыванского похода, потом была девица Надежда Дурова, кавалеристка, адъютант Кутузова, участвовавшая в войне 1812 года. И только после - Анатолий и Владимир Дуровы.

- А что вы чувствуете в связи с тем, что шестую часть Общего Гербовика Всероссийской империи занимает родословная потомственных дворян Дуровых?

- Да ничего особенного. Просто знаешь, что за тобой такая история, родословная родословной, но ведь надо же самому делать свое дело. Мои предки свое дело честно сделали, на гербе недаром написано - "Служение отечеству", "фамилии Дуровых многие служили Российскому престолу дворянские службы и жалованы были от государей в 1629 и других годах поместьями". Мы вот сейчас с вами сидим, а на сцене идет мой спектакль "Дети?!", над которым висит в овальной раме портрет моего деда по маминой линии, и лучшего места для него не придумаешь, потому что он был купец-обувщик, поставщик двора его императорского величества. Родословная действительно славная, это очень приятно. Разумеется, мы все про себя знаем, у нас есть все книжки Натальи и Надежды Дуровых. Ведь считается, что если ты не знаешь свою родню пять поколений назад, ты никто. Это история, которую надо знать и почитать. Если люди забывают имена и могилы за их спиной, они неизменно становятся беднее.

- А какие сегодняшние проблемы города привлекают ваше внимание?

- Больше всего - мы сами. Когда я вижу, что бутылка пива в руках стала неотъемлемым атрибутом всего населения во всех общественных местах, я думаю, это надо категорически запретить. Это бескультурье и провокация молодежи на пьянство. Хотя я не ханжа и сам человек выпивающий по праздникам. Когда я вижу вылетающие из окна машин окурки и пустые банки, мне хочется остановить машину, выволочь водителя и заставить его подмести всю улицу. И сказать, что это твой город, который преображается и уже стал одним из лучших европейских городов, так что же ты себе позволяешь? Разве ты не знаешь, сколько стоит городское хозяйство? Почему ты своей машиной наезжаешь на газоны и переворачиваешь бордюрные камни? Но это очень трудно, нужны силовые меры. Я бы взял несколько отделений милиции, предупредил бы всех по ТВ и радио, что грязь и окурки на троллейбусных остановках будут жестоко караться. К сожалению, человечество реагирует только на силовые меры. Хотя я очень сентиментальный и человеколюбивый, но А вообще, город стал очень красивым, чистым, строятся новые современные здания, которые вечером очень эффектно подсвечиваются и как рефлекторы отражают свет. Так что если мы сами не будем в городе гадить и понимать, что это наш двор, наш подъезд, наш дом, все будет хорошо. Главное, помнить - многое в городе зависит от нас самих.

- Вы ведь пишете книги. Расскажите об этом.

- Одна книга называется "Грешные записки", я так шутя ее назвал, как будто извиняясь перед теми, кого я, возможно, забыл вспомнить, чтоб никто не обижался. Потому что друзей и историй в жизни было много. Заранее прошу прощения и за то окаянство, что взялся за перо. Вообще, перо в руки брать, если ты не имеешь прямого писательского призвания, - лучше не надо. Когда-то Виктору Астафьеву попались напечатанные на машинке три моих рассказа. Он мне позвонил из Красноярска и говорит: "Лева, фулиган, летели в самолете, читали твои рассказы, так все хохотали, чуть самолет не перевернулся. Никогда не пиши! Рассказываешь ты хорошо, а графоманов вишь сколько развелось, еще тебя там не хватало!" А я его не послушался и все-таки написал. Первая книжка вроде ничего, а вторая - "Такие мы странные люди" - напечатана без моего ведома. Я отдал рукопись для знакомства, как черновик, а издательство ее опубликовало. Я обиделся и даже ее не открывал.

- Ваша фильмография насчитывает более 180 ролей в кино. А что дороже - кино или театр?

- В сентябре будет 50 лет, как я работаю и в кино, и в театре, поэтому было бы бестактно говорить, что важнее и дороже. Хотя, конечно, театр. Я даже такие эксперименты проводил на встречах со зрителями, спрашивая - кого больше зрители из актеров любят. Знаете, все называют в основном актеров театра. А из известных киноактеров обычно упоминают Мордюкову и Тихонова. Кино ведь берет артистов, в основном воспитанных театром. Я часто повторяю: театр - это лаборатория, а кино - производство. Хотя бывают потрясающие картины, но исключительно благодаря режиссуре, таким мастерам, как Тарковский, Феллини, Герман. Вот они и делают открытия.

- Самая дорогая для вас киноработа.

- Трудно сказать. Люблю картину по повести В. Распутина "Прощание с матерой", но она не имела такого широкого зрительского успеха, что было очень обидно, потому что Климов картину снял замечательно. Дорога эта картина еще и тем, что Лариса Шепитько, которая начинала снимать картину, оператор Чернов и художник картины трагически погибли в самом начале съемок. Рано утром, в четыре утра, ехали на машине на выбор натуры, водитель заснул и машина попала под самосвал. Когда фильму предшествовало такое трагическое начало, то невольно помнишь его всю жизнь, и эти рубцы не проходят. Тем более что с Ларисой Шепитько мы дружили, она меня от себя не отпускала, и если бы я в это время не оказался на гастролях в Сибири, то ехал бы в этой машине. А так много картин, которые неожиданно приносили популярность. Например, небольшая роль, да еще самого отвратительного человека - гестаповца Клауса в картине "Семнадцать мгновений весны". Эта картина всем принесла очень большую известность.


19.03.2004
www.levdurov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован