12 декабря 2004
2142

Лев Дуров: `Я люблю когда меня облапошивают`

Лев Константинович, правда ли, что перед тем, как съемочной группе "Семнадцати мгновений..." надо было выезжать на съемки в Германию, вы повздорили с парткомиссией, дававшей разрешение на выезд за рубеж, и вас не выпустим из страны?

- Ну да, так и было. Я тогда сказал Лиозновой: "У вас два выхода: или берите на роль другого артиста, или пусть Слава Тихонов застрелит меня не в Германии, а где-нибудь под Москвой. Я хочу умереть на родине". В итоге он и застрелил меня где-то возле МГУ.

- Чем же вам ответственныеработники так досадили"?

- Да бредом своим. Ну, представьте, меня, гражданина этой страны, спрашивают "Опишите советский флаг". Еще бы спросили, знаю ли я, как зовут мою маму. Ну, я и рассказал им, что наш флаг - это череп со скрещенными костями на черном фоне и называется он Веселый Роджер.

- Что же было с "экзаменаторами"?

- Паралич. Потом они чуть пришли в себя и вопросили: "Назовите союзные республики и их столицы". Я начал перечислять: "Малаховка, Клин, Тамбов, Магнитогорск..." В обшем, идиотничать стал.А про себя думал "Почему вы со мной так разговариваете, я что - дебил, что ли?" Напоследок они попросили рассказать, кого я знаю из членов Политбюро. Я сообщил, что никого не знаю и не обязан знать, так как не являюсь членом партии и вступать туда не собираюсь Мне сказали: "Вы свободны. .." А потом началось. Дело дошло до горкома, Лиознову вызывали на ковер: "Да как вы могли?!" Директор картины мне звонил в ужасе: "Вы что, сумасшедший? Я всего от вас ожидал, но не такого же..." Я отвечал: "А вы хотели, чтобы я, как идиот, отвечал этим тёткам и дядькам на их идиотские вопросы? Да пошли они все..."

- Так вы же себе навредили. Вся группа поехала в Германию, а вы остались возле университета прогуливаться.

- Ну и что, подумаешь, в ГДР не съездил... Я потом и в театре сказал директору, что никогда больше ни на одну такую выездную комиссию не пойду, какие бы гастроли ни намечались. Это не мне, а им надо, чтобы я доказывал за границей, что в СССР есть настоящее драматическое искусство. А мне это не нужно, и эти их нищенские суточные, и тряпки импортные тоже не нужны... Не знаю, чего уж там директор придумывал, но я больше ни на одной комиссии не был. Хотя за границу все равно ездил. А что им делать было? Я же главные роли играл в ведущих спектаклях.

- Строптивость характера и неадекватность поведения у вас наследственные?

- Возможно. У меня предки со странностями были, а это, кстати, генетически передается. Мамина ветвь у меня, правда, основательная - купеческая. Дедушка, Пастухов, очень серьезный купец был - обувщик и поставщик Двора Его Императорского Величества. А Дуровы - это по папиной линии, дворяне. Причем дворяне настоящие и очень давнишние - мой предок, полковник Афанасий Дуров, упоминается аж с 1540 года. Кавалерист-девица Надежда Дурова, адъютант Кутузова, была в нашем роду. Со странностями была барышня, все в мужском костюме ходила. Ее звали жить и в Петербург, и в Москву, но она из Елабуги никуда не переехала, так там и умерла... Потом еще братья Владимир и Анатолий Дуровы были - дрессировщики и клоуны, родоначальники знаменитой цирковой династии. Оба были талантливейшими людьми, но чудаковатыми. Между собой не дружили, присваивали трюки друг друга. На случай личных встреч каждый даже держал при себе хорошего борца - один Поддубного, другой Заикина... И Тереза Дурова из моей родни. А Наталья Юрьевна Дурова, художественный руководитель Театра зверей, - моя двоюродная сестра. Изумительная женщина. А как она разговаривает, каким блестящим русским языком владеет. Жаль, что таких "могикан" мало осталось...

- Сейчас принадлежность к дворянскому сословию в почёте. Вас, наверное, с радостью зачисляют все и всяческие дворянские общества?

- Не валяйте дурака. Ко мне как-то прибежал племянник и говорит "Дядя Лёва, я собрал все документы из архивов. Мы же - родовые дворяне. Давай вступай в Дворянское собрание". Я, помнится, ему сказал: "Кирилл, каждое утро, бреясь, я смотрю на себя в зеркало и хорошо вижу, что ничего дворянского там не отражается. Так что никуда я вступать не буду". Ну, правда, сейчас все это дворянство немножечко смешно выглядит, словно ряженые... Когда я узнал про свою родословную, на меня это никак не повлияло, был рад только, что узнал свои корни, но не более того. Я как был лефортовским парнем, так им и остался.

- Что включает в себя определение "лефортовский парень"?

- Свободолюбие, желание ни от кого не зависеть, невступление ни в какие партии, неподчинение начальству, если оно не право, неумение подобострастничать... Я вообше ненавижу слово "должен". Никто никому ничего не должен но указу. Только по совести у каждого должен быть долг - перед родителями, детьми... Но никак не иначе. Когда пели песню "Перед Родиной в вечном долгу*, я с детства не мог понять: что это за хреновина, чего я ей должен? "Как, - говорили мне, - но Родина дала вам образование`.А что, для государства лучше, чтобы мы все ходили безграмотные и жили на уровне неандертальцев?

- Родители поощряли вашу независимость?

- У нас в семье никто никого никогда не воспитывал. Мама и папа ничего особенно не советовали ни мне, ни моим двум сёстрам, мы никогда не выясняли отношения. При этом я не помню в нашем доме хоть какого-нибудь скандала, не помню, чтобы кто-то кого-то упрекнул по поводу отсутствия денег, хотя жили мы жутко бедно - мама работала в Военно-историческом архиве, папа - в "Союзвзрывпроме", и оба получали мизер... Отец не пил, не курил, никогда не употреблял бранных слов. И это при том, что имел дело с взрывниками. При дяде "Косте" даже дворовая шпана замолкала - его стеснялись и очень уважали. И было за что. Вот пример характера отца. Так как я был заядлым голубятником, то дружил со взрослыми парнями, и с блатными в том числе, - все районное ворьё обычно собиралось на голубятнях. Однажды мы возвращались с катка, и я, малолетка, впервые выпил "с прицепом" - это когда в кружку с пивом наливается сто грамм водки. Мне не хотелось выглядеть сопляком, я поддержат компанию и, конечно, опьянел. По дороге домой завязалась довольно жесткая драка с другой уличной командой. Приехали патрульные машины, и всех участников забрали в милицию. А меня, самого мелкого, не взяли. Я собрал все разбросанные по площади коньки, явился домой и с грохотом вывалил их на пол. Выглянула мама, спросила: "Ты что такой странный?" Я сказал: "Мама, я пьяный". Вышел папа и поинтересовался, в чём дело. Я рассказал всё, что было. Отец задал вопрос: "А ты дрался?" - "Да". - "Тогда почему ты здесь?" - "Меня милиционеры не взяли", - пояснил я. "Как же так. - сказан папа, - твои друзья сидят в камере, а ты пришел домой? Быстро отправляйся туда же". Я поплёлся в милицию, сдался, и меня посадили к приятелям. Они очень обрадовались. Ночь мы отсидели, а наутро всех нас оттуда выгнали. После этого отец со мной неделю не здоровался, и это бьшо самым страшным наказанием... Вот это, а не лекции-нотации, я считаю настоящим воспитанием.

Такой стиль семейных ошошений и мне передался. У меня в семье тоже никаких ссор никогда не бывало. И никогда мы с женой не наседали ни на дочку, ни на внуков. Никто из нас их не направлял, не советовал, куда им идти учиться или чем заниматься. Катька, дочка, сама поступила в театральный, и я никакого отношения к этому делу не имел. Внук Иван учился в МГУ на факультете журналистики, а сейчас вот неожиданно бросил учебу. Сказал, что хочет поступать на операторский во ВГИК. А внучка Катя, окончив Гуманитарный университет, вышла замуж и вдруг на три года уехала с мужем в Абакан, где стала работать завлитом в кукольном театре. Сейчас её муж поступил в РАТИ на вокальное отделение, и пока она занимается организацией театральных фестивалей. Но если впоследствии они мне скажут, что опять уезжают в Абакан, я не удивлюсь и вмешиваться не буду... Пусть каждый сам выбирает свою дорогу в жизни.

- А ваша дорога уже в школе была предопределена? Вы, кстати, как учились?

- Ужасаюше. Я школу ненавидел. Мне казалось, что это насилие над личностью. Наверное, виноваты в этом были и педагоги. Ну, скажите, зачем, зная, что я ничего не петрю в математике или физике, вытаскивать меня к доске, заставлять становиться посмешищем и вызывать еще большую ненависть к этим предметам? А часто поступали именно так... У меня была курьезная история. Преподавал математику у нас Зиновий Борисович, мы его звали Зюзя. У нас с ним была лютая ненависть друг к другу. Выпускной экзамен по математике я сдал еле-еле, только при помощи своего умного товарища по парте... Так вот, спустя много лет у меня был творческий вечер в Доме техники. Вдруг в антракте ко мне на сцену подбегает человек с огромным букетом цветов и сообщает залу: "Товарищи, вот мой лучший ученик!" Это был Зиновий Борисович - тот самый учитель, который трижды исключал меня из школы. Я даже прослезился. Зал аплодировал встрече друзей. Это было так забавно...

- Детство вспоминаете с удовольствием?

- Да-а, что-то такое было там завораживающее... Хотя, конечно, безобразничали много. Раньше же были изумительные игры: 12 палочек, казаки-разбойники, штандер, пристенок, жестка... А сейчас их вообше не существует. Теперь игры только компьютерные. Однажды мой внук сидел в компьютерном зале и услышал, как уборщица сказала: "О, Господи, вот недоумки-то. Вообше уже ничего не видят - ни света белого, ни солнца, ни травы..." Вот так - компьютерные "недоумки" подрастают... А у нас была знаменитая игра постукушка - сейчас никто даже не имеет понятия, что это такое. Правда, это была довольно жестокая ночная игра - мы ради неё по ночам сбегали из дома. Один парень из компании забирался по водосточной трубе на карниз дома и добирался по нему - а это высота приблизительно нынешнего четвертого этажа - до окна того, кому мы хотели досадить. Там он в раму втыкал кнопку, через неё перебрасывалась ниточка, на одном конце которой заранее был привязан камень, а второй конец бросался на землю. Потом он возвращался, а мы, сидя в кустах, принимались дёргать ниточку. Камень начинал стучать по стеклу - тук-тук-тук. Человек открывал окно, смотрел и... ничего не видел - мы же веревочку подтягивали. Только человек ляжет спать, мы опять - тук-тук-тук... Представляете?! Ужас, мистика - за окном пусто, а кто-то явно стучит в окно.

-Какие паршивцы...

- Но самая жестокая игра была другая. Расскажу вам по секрету, а то, боюсь, Миша обидится (Миша - 19-летний кот. - Т.З.). Мы, мальчишки, сеткой ловили кошек и сажали их в мешок. Темнота и закрытое пространство совершенно парализуют животных, и они замолкают. С таким мешком мы залезали на крышу и наблюдали за наводчиком, стоявшим на противоположной стороне улицы. Как только он поднимал руку, надо было вынуть кота из мешка и поднять над раструбом водосточной трубы. А по сигналу опущенной руки наводчика кот опускался в трубу. Вылетая, он вцеплялся в того человека, который шёл мимо. Самая трудная задача была у наводчика - все правильно рассчитать. Если он трижды промахивался и давал неправильный сигнал, его нещадно били и выгоняли из игры.

- Ваши детские истории разрушают все педагогические каноны. Совершенно непонятно, как вы - двоечник, злостный "полтергейст" и похититель помойных котов - стали приличным человеком, причём теперь уже не только всенародно любимым артистом, но и художественным руководителем Театра на Малой Бронной.

- Все получилось неожиданно. Подошёл ко мне как-то парень из соседнего двора, Саша Соколов, и говорит: "Лёвка, может, хватит драться? Лучше пойдем в Дом пионеров". Это было удивительным предложением, но тем не менее я согласился. А там оказалась замечательная театральная студия, мне в ней понравилось, и я остался... А потом пошёл поступать в театральный вуз и поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.

- Там-то и встретили свою будущую жену?

- Да, только не сразу. Ирина Кириченко приехала к нам из Киевского театрального института на третий курс. Мы вместе с ней играли в "Егоре Булычове": я - Трубача, а она - Глафиру. Так всё у нас и закрутилось. За ней, кстати, многие ухаживали, Ира же была очень красивая. Но она, чтобы отвязаться, каждому ухажёру задавала один и тот же вопрос: "У тебя есть балберка?" Он говорил: "Нет". Тогда она заявляла: "А вот у Дурова балберка есть". "А что это такое?" - ошарашенно вопрошал "отставленный". "О-о-о, - загадочно улыбалась Ирина, - это настолько интимное, что я не могу тебе сказать". Ребята подходили ко мне и спрашивали: "Дуров, у тебя есть балберка?" "Да", - гордо отвечал я. "А что это такое?" - терялись они в догадках. "Я не могу объяснить, это вешь такая индивидуальная..." И все, обескураженные, отваливались - а что делать-то, балберки у них не было... Та балберка, кстати, у меня сохранилась. Да вот она. Знаете, что это такое? Пробочный поплавок от морской рыбацкой сети. Я часто ездил отдыхать к родственникам в Махачкалу, однажды нашёл ее на берегу, привез и показал Ире.

-А кроме балберки вы ещё чем-нибудь эавоевывали внимание Ирины Николаевны?

- Конечно, я ухаживал за ней... У всех наших соседей в доме были палисадники, и папа мой тоже разводил цветы. Так вот я для Ирины воровал цветы - отгрызал их. Денег-то не было. А для того, чтобы на меня не падало подозрение, я и у отца заодно какой-нибудь пион сгрызал. И всякий раз, идя на свидание с Ириной Николаевной, приносил ей огромные букеты... А после окончания училища мы поженились и зажили взрослой жизнью. Ирина стала работать в "Современнике", была одной из создательниц театра, играла в первом его спектакле "Вечно живые". А я пошёл в Центральный Детский театр, где прослужил 9 лет, там же встретился с Анатолием Эфросом, ушёл к нему, и потом уже 27 лет мы с ним на разлучались. Это был очень яркий период в моей жизни. Мы все боготворили Анатолия Васильевича, у нас была такая поговорка: "Нет Бога, кроме Иисуса Христа, нет актёра, кроме Смоктуновского, нет режиссера, кроме Эфроса". Он никогда не хвалил актеров, мог сказать только: "Ну, у тебя всё нормально..." Разносил тоже негромко, но так, что потом человек неделю ходил больной. Всегда говорил тихо, спокойно, но все дрожали.

- А вы, став худруком театра, юж распекаете коллег - громко или тихо?

- Я вообще не распекаю. Могу, конечно, визжать и орать на репетициях, когда что-нибудь не так делается, или кто-то опаздывает, или когда бьешься, а ничего не получается. Но это скорее от бессилия,

- Как оказалось - трудно быть руководителем им нет ?

- Легко. И прежде всего потому, что я не руководитель в классическом понимании этого слова. Я таким себя не считаю. У меня нет таланта диктатора, поэтому меня никто не боится, хотя я могу быть очень жёстко принципиальным. Вот недавно уволил свою лучшую ученицу, хотя сам пригласил её в театр. За что? За предательство. Она симулировала болезнь и уехала сниматься, не предупредив, не отпросившись.

И я вынужден был вводить в премьерный спектакль новую исполнительницу. Вернувшись, она пришла ко мне в слезах и сказала: "Простите". Я ей ответил: "Если бы ты не была моей любимой ученицей, я тебе сказал бы: пойди к директору, объяснись с ним, и как решите, так и будет. Но в данном случае я считаю, что ты совершила полное предательство. Вот тебе бумага, пиши заявление и - вон из театра".

- У вас в театре актрисами служат и ваша жена Ирина Кириченко, и дочь - Екатерина Дурова, и её муж - Владимир Ершов. Если бы подобная ситуация сложилась с кем-то из них, как вы поступим бы?

- Точно так же, я в этом убеждён. Но я знаю, что они так никогда не поступили бы. Они сказали бы: "Дед. выручай, вот такая ситуация. Что можно сделать?" И я ответил бы: "Надо подумать". Так же и та актриса могла совершенно спокойно прийти ко мне и объяснить: "Вот у меня такое положение безвыходное, придумайте что-нибудь". И я придумал бы. Но когда предают, я не прощаю.

- Интересно, а прощаете ли вы розыгрыши или обижаетесь на них? Ведь иной раз из-за чьей-нибудь шуточки у человека рушатся все планы, срываются надежды...

- Да и хрен с ними, с планами-надеждами. Главное, что в результате смешно выходит. Я, например, получаю от этого удовольствие. И еше каждый раз думаю: "Какие же талантливые люди, как они меня здорово облапошили.. > Лучше всех, конечно, разыгрывал Юра Никулин, чего он только не выдумывал. Однажды пригласил меня в Верховный Совет орден получать. Как потом выяснилось, кастрюлю на голову надел, чтоб я голос его не узнал. И я дурак наивный, обрадовался, поехал. Охранников еше убеждал в том, что они должны меня пропустить, так как мне назначено... А Никулин поджидал меня у подъезда со словами: "Ну что, приехал все-таки, поверил как маленький. И не стыдно?.." В другой раз он в Голливуд меня пригласил на съёмки. В дирекции театра мне конверт передали - весь в штемпелях. В нём - письмо на английском языке, с печатью. Через переводчика я узнал, что там написано. Оказалось, что двух советских актеров - господина Дурова и господина Никулина приглашали на съёмки американского фильма. Для полной правдивости Юра и себе точно такое письмо подсунул - я ведь, боясь розыгрыша, проверил... Несколько дней я ждал каких-то конкретных переговоров, все перезванивался с Никулиным. Пока, наконец, он не "раскололся", посоветовав мне внимательнее изучить печать. А там было написано латинскими буквами: "Счастливой дороги, дурачок!.." Он удивительный был человек - грандиозно талантливый и поразительно добрый.

- Вам удалось адекватно ответить Юрию Владимировичу?

- Ну а как же? Он у меня в Ленинград съездил на пробы в несуществующую картину. Я позвонил ему из Питера и, изменив голос, в стакан сказал, что он утвержден на роль отца трёх близнецов в советско-шведский фильм "Вишня". И попросил просто формально приехать на пробу сцены с близнецами, которых специально привезли из Швеции. Юра приезжает в Питер, идёт на студию, а я сижу в отеле и представляю, как все происходит. Думаю: "Вот сейчас он приходит в актёрский отдел и говорит: "Мне нужна группа "Вишня". Ему отвечают: "Такой не существует". - "Как?! У меня назначена проба с тремя шведскими мальчиками-близнецами". - "Никаких шведских мальчиков-близнецов нет". И тогда он говорит "Та-ак, я понял. Зато есть один русский "мальчик"... И только я про это подумал, у меня раздается звонок: "Ах ты, такой-сякой, тра-та-та-та!.." Но не злобно, разумеется. На хороший розыгрыш умный человек никогда не обижается. На что уж Глузский серьёзный актер был, но и то никогда не сердился на шутки, наоборот, только хохотал вместе с хохмачами.

- Вы и его разыгрывали?

- Нет, там больше Женя Дворжецкий с Володей Сгекловым изощрялись. Михаил Андреевич очень их любил, и они относились к нему с огромным почтением. Но в то же время вечно устраивали ему розыгрыши. Однажды на гастролях уговорили его поехать в ночной клуб - дескать, там будет очень интересная французская программа А это был просто стриптиз-клуб. Предварительно они подговорили стриптизершу: "Будешь работать только на Глузского". И она начата стараться. А для Михаила Андреевича, при его-то нравственных устоях, все это - просто жуть Так вот девушка все извивалась вокруг него, извивалась, и, когда она уже грудь почти что в салат ему положила, он вдруг спросил обеспокоенно: "Девочка, а мама твоя знает про всё это?" Эти двое дураков чуть не умерли от хохота... А в другой раз... Обычно, когда приезжаешь в какой-нибудь город, тут же в гостиничном номере раздается звонок: "Не хотите ли провести время с прелестной девушкой?" У меня на этот счёт есть защитная фраза, я всем говорю: "Да, очень хочу, но очень дорого беру". В ответ слышу: "Простите". И все - больше не звонят... Так вот как-то раз эти двое шутников жили в соседних номерах с Глузским. Они вызвали девушку по вызову к себе и сказали ей: "Вот тебе деньги. Ты разденься у нас, но пойди в соседний номер. Только имей в виду, клиент будет долго отказываться, говорить, что это безобразие, но ты ему не верь и напирай. Это ему надо, чтобы возбудиться*. Девица, ясное дело, согласилась, разделась у них, и они постучали в номер к Глузскому. Он открыл дверь, они ему эту девку голую туда затолкали, а сами к себе в номер нырнули и сели ждать. Слышат, конечно, из соседнего номера: "Что за безобразие?! Уйдите! Как вы смеете?! Ах, бандиты, ах, негодяи!" Потом всё стихло. Проходит минут сорок, а там - гробовая тишина Стеклов говорит "Что-то мне не нравится, как бы она там старика не заездила. Пойдём". Стучат в дверь, оттуда слышится: "Открыто, открыто, заходите, бандиты". Входят. И что видят? Девица сидит на кровати, завернутая в одеяло, а Михаил Андреевич ей "Евгения Онегина" читает. Сделал паузу и говорит: "Садитесь и вы, негодяи безграмотные, и слушайте классику". Пришлось им прослушать несколько глав пушкинской поэмы. После чего Михаил Андреевич сказал: "А теперь возьмите барышню к себе и оденьте её. И... все вон отсюда.." И захохотал... Ну, разве на такие шутки можно обижаться?! Да и вообще я считаю, что в жизни ни на что обижаться не надо. Надо просто жить - радостно, весело и, по возможности, с пользой для других.


12.12.2004
www.levdurov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован