"Это нужно делать уже сегодня", - заявил президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан на общественных слушаниях по проблемам правоприменения нового законодательства о НКО, организованных 23 марта Советом при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при поддержке Центра стратегических разработок. Столь жесткие требования отчетности должны обеспечивать преимущества для некоммерческих организаций, считает первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон. А со вступлением в силу нового закона НКО оказались даже в худшем положении, чем коммерческие организации, добавил он. Но ущерб может быть куда более масштабным, считают эксперты. "Вредность закона в том, что пытаются ликвидировать полезные организации. Если найдутся смелые люди, которые смогут оспорить нормы этого закона в Конституционном суде, то у суда будет масса оснований признать несоразмерность его ограничений и целей", - говорит член Совета по совершенствованию правосудия при Президенте РФ, советник Конституционного суда РФ Татьяна Морщакова. Это подтверждает исследование, подготовленное экономистами МГУ, Высшей школы экономики, Фондом "Институт гражданского анализа" и Институтом национального проекта "Общественный договор", а также Аналитическим центром Юрия Левады. Согласно исследованию, смена уведомительного характера регистрации на разрешительный создаст серьезный барьер для возникновения новых НКО, так как потребует от них гораздо больших юридических затрат. Высокие издержки у организаций будут и при подготовке отчетности, что в свою очередь потребует больших издержек от контролирующих органов. При таком положении вещей организация будет проверяться раз в 80 лет, говорит А. Аузан, а для ее проверки потребуется 366 часов. "Следовательно, стоит ожидать, что будет избирательный контроль и масса возможностей закрыть организацию из-за неясных требований законодательства", - полагает он. Но если, по словам эксперта, все же исходить из того, что организация должна быть проверена хотя бы раз в два года, это потребует дополнительных бюджетных затрат: не менее 7 млрд рублей ежегодно. Президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе назвал еще ряд аспектов, которые создают проблемы как для НКО, так и для проверяющих органов: регистрация новых НКО, внесение изменений в уставные документы, рассмотрение отчетов и их оценка, проведение проверок, а также трудности во взаимодействии регистрирующих органов и российских представительств иностранных общественных организаций. По мнению экспертов, все эти требования избыточны, более того, они дублируют требования других государственных органов, в частности, всю информацию о своей финансовой деятельности НКО и так предоставляют в налоговую инспекцию, а выводы о содержательной деятельности из требуемых Росрегистрацией документов сделать практически невозможно. "Это не выявит недобросовестных организаций и никак их не коснется, а принесет ущерб только реально работающим организациям. Все мелкие НКО просто умрут", - говорит А. Аузан. То, что закон нуждается в доработке, признали и присутствующие на слушаниях представители Минфина, Минэкономразвития и Минюста РФ. "Вопрос в том, какие угрозы и риски возникают от деятельности данного субъекта. Я согласен, что здесь риски и угрозы по отношению к мерам государственного регулирования чрезвычайно завышены", - заявил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. И все же вносить поправки в закон чиновники пока не собираются. "Первые результаты по отчетности НКО будут к осени, а к концу года сделаны выводы - тогда можно будет говорить о каких-либо конкретных изменениях", - заметил заместитель министра юстиции РФ Сергей Васильев. "Это нужно делать незамедлительно, - не согласился Александр Аузан. - Очень не хочется выжидать полного проявления последствий поспешно сделанного закона. Тем более, что все тенденции уже отображены в докладе, и наши предложения готовы". Следовательно, по его словам, есть возможность принять поправки в законодательство до конца этого года тем составом депутатов, которые работали над разработкой закона. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин предложил сначала согласовать свои предложения с профильными министерствами, а потом представить их президенту с просьбой вынести на рассмотрение в Госдуму этого созыва. Вообще же, считают эксперты, отчетность НКО нужна прежде всего для их основного потребителя услуг - общества. Как отметил Л. Якобсон, если деятельность некоммерческих организаций будет открытой и прозрачной для общества, это пойдет на пользу для развития третьего сектора и во многом облегчит работу государственных органов.
http://www.civitas.ru/news.php?code=2203
27.03.2007