В декабре 2001 г. решением политического Совета Рязанского регионального политической партии "Союза Правых сил" из состава партии исключили двух наиболее заметных и политически активных ее членов А.И.Сухова и А.В.Вологжанина. И вот они вновь восстановлены в партии как незаконно исключенные.
Наш корреспондент встретился с А.И.Суховым и задал ему несколько вопросов, по сути происшедшего.
Корр.: По нашим сведениям, за Вашим и А.В.Вологжанина исключением стоял М.Малахов, которого в прошлом году избрали руководителем Рязанского отделения СПС. Что, между вами неисправимые противоречия?
Сухов (смеясь): Между нами нет никаких политических разногласий. Нет их и в ведении партийного строительства, задач и целей партии.
Корр.: Тогда что? Что лежит в основе конфликта.
Сухов: Я считаю, что здесь более глубокие личные отношения. Просто я не считаю Малахова лидером, на мой взгляд, он и не может таковым быть по своей, я бы сказал, природе. Не рожден для этого. Если чего-то нет, то приобрести невозможно.
Корр.: Но М.Малахов ходил несколько раз на Север, он герой России и полярник с мировым именем.
Сухов: Вот это и доказывает, что он не смог стать лидером. На Север они вдвоем ходили несколько лет, если учесть годы подготовки, где рос как лидер. Я же не утверждаю, что он человек не устремленный, не мужественный по-своему. Я говорю, что он не лидер, не пример для других. Когда он ходил на Север, его поддерживал в том числе и В.Рюмин, как мэр города. М.Малахов после возвращения в Россию, да и в Рязань, оказался никому не нужен. И его исследования также. Тогда В.Рюмин решил, что в Рязани должны быть "маяки". Есть Есенин, Уткин и для молодежи должен быть и нынешний герой.
Корр.: И В.Рюмин сделал его героем.
Сухов: Я так не сказал. В.Рюмин повез М.Малахова в Кремль, его наградили орденом, потом указ Президента о Герое вышел. И я считаю, что В.Рюмин правильно поступил, когда стал пропагандировать М.Малахова, как исследователя севера. Вы знаете, что В.Рюмин тогда задумал?
Корр.: С кем задумал, с М.Малаховым?
Сухов: Почти. Он тогда решил построить Дом полярника. Чтобы на первом этаже был музей Севера, музей М.Малахова, а на втором жила бы семья М.Малахова, ходили бы экскурсии, вышла бы книга о Севере. На примере Михаила В.Рюмин хотел воспитывать молодежь. Была продумана целая программа и она начала осуществляться. Но В.Рюмин из мэров ушел и идея оказалась не реализованной. Хотя был выделен в центре города участок земли и началось строительство.
Корр.: Это тот дом, что рядом с Музеем молодежи?
Сухов: Да. Малахов пошел в бизнес. Но ничего не получилось. Для этого надо тоже родиться. Должна быть жилка особая, располагающая к этому. У Михаила ее не оказалось.
Корр.: Он тогда засветился на таможне? Когда ему сотни пар лыж присылали из Канады в качестве подарков и большое количество спортивных велосипедов, а потом оказалось, что эти подарки были реализованы как товар?
Сухов: Таможня уголовное дело не возбудила. Будем говорить, что об этом ничего нам не известно.
Корр.: Чем же стал заниматься М.Малахов, когда у него в бизнесе ничего не получилось.
Сухов: Михаил пошел в политику. К этому времени он уже был знаком с одним из лидеров СПС Е.Гайдаром. Он ему понравился -- Герой России, полярник. На него можно было опереться в регионе. За ним могли пойти молодые люди.
Корр.: Гайдар решил использовать М.Малахова для целей СПС?
Сухов: Да! Это нормально. В Москве ищут, на кого делать ставку в регионе. Но у М.Малахова не получилось, он не мог объединить разрозненные группы демократов. В него не верили.
Корр.: Тогда он снова пришел к В.Рюмину?
Сухов: Вы угадали. К этому времени В.Рюмин занимался бизнесом. У него получалось. М.Малахов обратился к нему с просьбой, чтобы он собрал разрозненных демократов и назначил лидера, имея в виду, конечно, себя.
Корр.: И В.Рюмин ему отказал?
Сухов: Нет. Он сказал, что лидера не назначают. Он сам проявляется. Ему должны поверить, в его силы должны поверить люди. Лидер выявляется в борьбе, внутри самой демократической группы. Тогда многие хотели стать лидерами, но ни у кого не получалось.
Корр.: И тогда М.Малахов пошел на выборы?
Сухов: Да. На выборы разных уровней и нигде не мог пройти. Люди не могли увидеть в нем лидера. Но поддержка Е.Гайдара была весомой. И, несмотря на то, что не было у М.Малахова никаких шансов выиграть выборы, он выдвигался даже кандидатом в губернаторы Рязанской области. Егор Гайдар убедил Анатолия Чубайса поддержать М.Малахова. Заработал на него весь штаб энергетиков Рязанской области и на материальное обеспечение. Приехали московские имиджмекеры в штат М.Малахова. Был сделан вывод, что победить на выборах В.Любимова можно, но для этого надо объединиться его противникам. А объединить их невозможно.
Корр.: А какова была ваша позиция?
Сухов: Я доказывал Б.Немцову, что делать ставку на Малахова ошибочно, будет оглушительный провал не Малахова -- партии. Реальные шансы имели, кроме Любимова, только В.Марков и В.Рюмин. За Марковым готова была идти вся номенклатура. И он мог стать губернатором. Но появился В.Рюмин. И номенклатура испугалась. Если В.Марков, придя в кресло губернатора, мало что изменит, то Рюмин мог все круто завернуть, и они поняли, что В.Рюмин это сделает. А номенклатура уже привыкла к вседозволенности и терять этого не хотела. Испугавшись В.Рюмина, она откачнулась и от В.Маркова, которому только что клялась в преданности, испугавшись, что пройдет Рюмин, а не Марков. И оставила В.Маркова без поддержки. Цель у них была одна -- не допустить В.Рюмина. Лучше пусть останется В.Любимов. Так спокойнее.
Корр.: А Михаил Малахов, он как себя повел?
Сухов: Вот тут-то и проявились наши разногласия на личной почве, как говорится, отношения пошли в разнос. М.Малахов согласился пойти на непорядочный шаг. Его задачей, как определили московские имиджмекеры, была цель выйти во второй тур. А реальным соперником для всех был В.Рюмин. Москвичи предложили М.Малахову план. Чтобы не бросать тень на М.Малахова, он публично отказывается от их услуг, обвинив их в том, что они предлагают ему вести борьбу нечестными методами.
Корр.: А зачем это надо было делать, убирать так из штаба москвичей?
Сухов: Видите ли, все знают об уникальной способности В.Рюмина все обо всем знать, информированность и анализ у него поставлены на серьезном уровне. И о том, что делается в штабе М.Малахова он наверняка знал. А москвичи как раз и предложили бросить через "Комсомольскую правду" за три дня до голосования грязь на В.Рюмина. Основным являлось в этой статье то, что В.Рюмин якобы женился на своей невестке и с ней живет. А себя выдает за православного человека. Это же большой грех.
Корр.: Но всем известно, что это не так.
Сухов: Авторитет "Комсомольской правды", по мнению московской команды, должен был сработать на несколько дней. У Рюмина не оставалось бы времени опровергнуть вымысел. А газета должна быть распространена по области десятками тысяч экземпляров.
Корр.: Но этого не случилось. Газета не вышла.
Сухов: Я говорил о способности В.Рюмина получать информацию. Я сам присутствовал при его разговоре по телефону с М.Малаховым. Мы ехали из Скопина поздно вечером. Рюмину позвонили из Москвы от Коржакова и сказали, что в "Комсомольской правде" готовится статья... В.Рюмин тут же позвонил М.Малахову.
Я все помню:
"В.Рюмин: Миша привет. Как жизнь?
М.Малахов: Валерий Васильевич, рад Вашему звонку. Как у Вас дела? Настрой боевой?
В.Рюмин: Мишь, мне сказали, что твои имиджмекеры московские статью в "Комсомолке" про меня решили напечатать.
М.М.: Валерий Васильевич, я их уволил и об этом заявил еще три дня назад.
В.Р.: Мишь, они у тебя, что альтруисты. Бесплатно решили в "Комсомолке", да еще за свои деньги статью печатать.
М.М.: Валерий Васильевич, я ничего не могу сделать, я их уволил.
В.Р.: Ми-и-ишь (очень растянуто). Ты меня знаешь. Сам решай вопросы со своими имиджмекерами, но если выйдет эта грязная статья, то я тебя.., а ты.., надеюсь, не сомневаешься, сам в канализационный люк загоню. Не газетного дерьма нахлебаешься, а натурально.., потом оправдывайся.
М.М.: Валерий Васильевич, я все понял, я постараюсь не допустить.
В.Р.: Не надо стараться. Грань переступать не надо. Грязь она и есть грязь. Все, Миша. Желаю удачи.
Корр.: И статья не вышла?
Сухов: Не вышла. Но Малахов узнал, что я и еще несколько человек знали об этом его нечестном поступке. Я по этому поводу на него в прокуратуру заявление написал. Он подрывал авторитет СПС. Смотреть нам в глаза и говорить о порядочности, а говорить надо, ему было неудобно при нас. Он, видимо, до самого дна еще тогда не опустился и решил от нас избавиться, исключив нас из партии. Но грязь она и есть грязь и к М.Малахову она прилипла и не отмыться.
Корр.: Тяжело это слышать. В.Рюмин его же пытался сделать, как он говорил, одной из жемчужин Рязани. Полярник, музей, герой... И так поступить.
Сухов: Когда Б.Немцов об этом узнал, он от возмущения стонал. Даже слов мата подобрать не смог. Это же авторитет не только М.Малахова, сколько СПС. Это одна из причин, по которой нас восстановили в партии. Это внутренние разборки в партийной организации. Они есть в любой организации и будут. Убежден, что в руководстве партии, в том числе и в регионе, в скором времени при избрании на должность преобладающим фактором станет порядочность.
Корр.: И тогда у М.Малахова не останется шансов возглавить региональную организацию СПС.
Сухов: Вы прямо провидец.
ВЕЧЕРНЯЯ РЯЗАНЬ
6 Марта 2002 г.