30 августа Центризбирком России принял аналитическую записку "О практике проведения выборов в 2002-2004 годах и предложениях по изменению законодательства РФ о выборах и референдумах". Прокомментировать эти планы мы попросили секретаря Генсовета партии "Единая Россия", первого заместителя руководителя фракции партии в Государственной думе Валерия БОГОМОЛОВА.
- Валерий Николаевич, как вы относитесь к реформе, предлагаемой Центризбиркомом?
- Реформа, подготовленная Центризбиркомом, - это настоящая революция избирательного процесса современой России. Она должна привести к повышению роли партий и соответственно к построению более сильной и эффективной структуры гражданского общества. Кроме того, новая пропорциональная система выборов позволит решить самую главную задачу - ответственность партии и ее депутатов перед избирателями, а самих депутатов - перед партией.
Что может решить депутат-одномандатник сам по себе? А вот представитель партии - это уже сила. Тем более что избиратели, голосуя по спискам, фактически голосуют за ту или иную партию. А потом уже могут спрашивать с партии за конкретные дела.
Логика проста: нам необходима не политизированная до крайности Государственная дума, а ответственная и многопартийная, попадая в которую фракции отстаивали бы обещания перед своими избирателями.
- Какие вы видите плюсы и минусы при переходе на пропорциональную систему?
- Главное заключается в том, что согласно новой пропорциональной системе депутат несет большую ответственность перед избирателями и партией. К тому же если депутат не отстаивает линию своей партии, она может лишить его мандата.
Немаловажен и тот факт, что ЦИК предложил "усилить регионализацию" списков, чтобы приблизить депутатов-списочников к населению. В частности, сокращена предельная численность федеральных частей региональных списков до трех (или менее) кандидатов. Также ЦИК предлагает создать единый реестр граждан, на основе данных которого можно было бы составлять полные и точные списки избирателей.
Кроме того, Центризбирком инициировал совмещение выборов всех уровней. В целях экономии бюджетных средств предлагается установить единую дату проведения всех выборов - третье воскресенье марта. На случай досрочных, повторных и дополнительных выборов предлагается предусмотреть вторую единую дату - первое воскресенье октября, а в год проведения выборов в Госдуму - первое воскресенье декабря.
- Некоторые наблюдатели полагают, что нововведения ЦИКа (например, увеличение числа региональных партийных списков) не позволят мелким партиям участвовать в избирательной гонке, что приведет к созданию в России двухпартийной или даже однопартийной политической системы.
- По моему убеждению, можно будет говорить об эффективной работе многопартийной системы только тогда, когда наряду с серьезными политическими партиями не будет мелких партий, отвлекающих избирателей. Всем известно, что зачастую появление таких организаций используется только для отмывания денег. Будущая многопартийная система должна состоять из двух-трех крупных партий. Например, правоцентристской и левоцентристской. Безусловно, долгое время будет оставаться еще и КПРФ, правда, уже в более маргинальном виде.
Должна быть непременно либеральная или креативная партия, которая будет рождать новые идеи развития постиндустриального общества со всеми элементами рыночного хозяйства и демократической системы управления, а также партия "зеленых". У нас много экологических проблем, поэтому в России должны функционировать общественные объединения, которые во главу угла ставили бы соответствующие экологические вопросы.
- Существует мнение, что с полным отказом от мажоритарной системы выборов власть отдалится от народа. Нужен ли, на ваш взгляд, такой кардинальный шаг и каковы будут его последствия?
- Ни о каком отдалении не может быть и речи. Ни одна партия не может существовать без поддержки избирателей. Чем шире их круг, тем партия будет сильнее и ответственнее. Любая политическая партия - это своеобразный социальный лифт между властью и обществом.
В то время как независимый одномандатник пытается приблизиться к власти, как правило, будучи зависимым от своих предвыборных спонсоров, одномандатник с самого начала автоматически превращается в лоббиста интересов своих инвесторов. Народ ему нужен фактически только два раза: в день голосования и ровно через четыре года - в день перизбрания.
- Если реформа будет проведена, какой вы видите Государственную думу следующего созыва?
- Ну, во-первых, реформа избирательной системы еще только находится в стадии дискуссии. В сентябре-октябре ЦИК намерен организовать обсуждение своего предложения с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, политических партий, общественных объединений, правоохранительных органов, специалистов в области избирательного права. ЦИК, насколько мне известно, собирается предложить комитету по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы провести в первой половине ноября этого года парламентские слушания на тему проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Федерации.
А что касается конкретно вашего вопроса, то Госдума следующего созыва должна использовать в своей работе опыт Госдумы четвертого созыва, где одна из партий - "Единая Россия" -имела абсолютное парламентское большинство и эффективно использовала его для решения необходимых важных задач для развития российского общества. Причем опыт, безусловно, будет учтен всякий: как положительный, так и отрицательный.
ЕДИНАЯ РОССИЯ. МОСКВА.
6 сентября 2004 г.