У России остается все меньше мест, где она могла бы обрадовать своим присутствием.
К числу многочисленных не особо "лояльных" к нам территорий в пределах родной планеты добавились, видимо, и более отдаленные места - за околицей Земли. Последним "приобретением", очевидно, может считаться наш бижайший сосед - Луна, куда Дмитрий Рогозин еще совсем недавно обещал стартовать с программами освоения в нынешнем 2021 году. А именно - в октябре запустить, наконец-таки, долгожданный (первый с 1976 года) аппарат "Луна-25". Старт его переносили многократно и в объявленный год начала покорения Луны - перенесли в очередной раз.
Дабы, очевидно, не терять темп окололунных мероприятий, на днях объявили об очередном важном событии в росийской лунной программе - свертывании разработки на самарских мощностях РОСКОСМОСА сверхтяжелой ракеты "Енисей", нацеленной вроде бы на доставку первых российских экспедиций на Луну. В космическом ведомстве неожиданно передумали заправлять ее прежним топливом и делать по прежним чертежам и резко взялись за разработку более прорывного, как дал понять глава РОСКОСМОСА, варианта. В итоге срок высадки первого российского космонавта на спутник Земли отодвигается еще более на неопределенный срок.
Не может пока Россия порадовать себя и весь остальной мир присутствием не только на Луне (где, кстати, вовсю трудятся аппараты наших более расторопных "партнеров"), но и на Марсе и далее за ним (где также все самое значительное землянами совершается без нашего участия). Впрочем, что никак не сказыаается на бойкости околокосмической риторики. Она у нас по-прежнему задириста и боевита. И всякий раз в момент очередных космических нестыковок призвана повышать градус оптимизма в гражданах страны.
Россия во всех смыслах сделалась сегодня более приземленной. Тяжеловесной. Угрюмой. Медлительной. Хотя не в пример минувшим временам - куда более ироничной и словоохотливой. Острой на язык. И - дерзкой в предположениях. Стремительность метких и колких слов перестала коррелирровать с темпом серьезных свершений. Те, как мы видим, все отчетливей оставляют нас, обиженных всеми и обидившихся на всех, в меньшинстве. В аутсайдерах. В изгоях. Причем, не только на Земле, но и за ее пределами.