Логика будущего в научных приоритетах нашего времени

 

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю;

не мир пришел Я принести, но меч»

Мтф. 10: 34

            В ХХ столетии Россия пережила два тяжелейших социально-политических кризиса, связанных с утратой духовного единства общества, с разрушением идейно-нравственных и политико-правовых оснований государственной целостности: если в начале прошлого века рухнула под напором народной стихии Российская империя, то геополитическим продолжением нравственного распада коллективного разума в действиях русских масс стал развал в конце столетия Советского Союза. Поскольку нравственная стойкость общества определяется сознательной деятельностью граждан в достижении желанных целей, направляемой общей идеологией в понимании высших ценностей, постольку крушение имперского и советского проектов совместной жизни евразийских народов свидетельствует о несоответствии их идеологических программ повелениям времени. Если императорская Россия мало заботилась о развитии государственного ума в национальных сообществах, то советская держава отвергла участие «державного разума» в организации жизни русского народа, результатом чего и стала гибель союзного государства.

            Начало XXI века обнажило глобальный размах наступившей эпохи в истории человечества как времени информационнной генерализации и практической унификации императивов социального развития, обретающих свою максимальную основательность в универсальных законах мироздания, когда содержание «разумной жизни» граждан современного социума начинает направляться всеобщими требованиями объективного мира. Но понимание законов вселенского бытия не сразу утверждается в сознании глобального социума, а лишь по мере роста научных знаний, не всегда созвучных с ценностными предпочтениями мировых правителей. Какие субъективные установки направляют действия людских масс в претворении будущего до появления зрелых форм научного мышления? Таким «нравственным руководством» народных масс в «субъективно-солидарном» устроении будущего служат идеальные наставления религиозной веры, получившей всемирный размах в ценностных приоритетах «свободы» буддизма, «разумного единения» иудаизма, «любви» христианства и «непоколебимости» истин ислама.

            Среди этих ценностных предпочтений мировых религий наиболее гуманистический образ действительности предлагает людям христианство, утверждающее что окружающий мир не только создан по воле Бога, но и движется в своих предметных модификациях силой божественной «Любви», когда сама «объективная реальность» содействует стремлению людей в совместном достижении жизненного благополучия. Следуя этой вере, люди могут «забыть» на какое-то время о проблеме «внешнего мира», чтобы в полной мере перестроить внутренний уклад своей жизни в соответствии с наставлениями высшей Справедливости. В глобальном социуме эта субъективная логика «вселенской Любви» замещается в управлении  общественной практикой требованиями «научного Разума». Идейным центром повелений «конструктивного разума» в обустройстве совместной практической жизни людей служит государство, представляющее собой сознательный способ организации их коллективных действий на основе максимально общих и скорректированных между собой законов.

            В жизни нашего отечества такой вполне разумный образ государственного устройства, освобожденный от стихийных ограничений исторической случайности и максимально приближенный к социальным запросам народной жизни, попытался наметить в ХХ столетии ученый и религиозный мыслитель Павел Флоренский. Главная установка государства в организации общественной жизни заключается, по его мнению, в претворении «социальной целостности», то есть в повышении единства совместных действий людей. «Государство есть целое, охватывающее своей организацией [...] всю совокупность людей» (П.А.Флоренский. Предполагаемое государственное устройство в будущем. http://dl.biblion.realin.ru/text/8_Biblioteka_Bakulina/Bolshaya_Biblioteka/florensky_gosustr.html). Для поддержания правильного государственного устройства, полагает мыслитель, необходимо преодоление односторонних подходов в понимании общества, провоцирующих возникновение социальных конфликтов и моральное разложение людских масс: разумный уклад общественной жизни предполагает подчинение частных интересов людей потребностям коллективного целого. «Бюрократический абсолютизм и демократический анархизм, констатирует он главные пороки общественного устройства, равно, хотя и с разных сторон, уничтожают государство. Построить разумное государство — это значит сочетать свободу проявления данных сил отдельных людей и групп с необходимостью направлять целое к задачам, неактуальным индивидуальному интересу, стоящим выше и делающим историю» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.).

            К сожалению, новейшая история России отличается этой склонностью к «социальному безумию», к «односторонним стратегиям» в организации общества — к бюрократизму советского периода и экономическому анархизму постсоветских времен, когда действия людских масс направлялись либо интересами «государственной номенклатуры» в прошлом, либо «личной выгоды» индивидов, как сейчас. Внешним выражением первой крайности стала однопартийная политическая система советского общества, узаконившая «на века» власть «коммунистов», а свидетельством второй крайности стала «радикальная дифференциация» материальных условий жизни граждан постсоветской России, когда вместе с пробуждением социально-классовых антагонизмов разрастаются противоречия между территориями, получив крайнее выражение в нынешнем расколе российского социума на центр и периферию: «столичный центр» ныне перестал играть «собирающую», интегрирующую роль в укреплении общероссийской целостности, а наоборот, выступает для регионов свидетельством социальной несправедливости, служит источником финансовых поборов с граждан «социальной периферии», побуждая население регионов на социальный или национальный бунт. Москва предстает ныне не как консолидирующий духовно-нравственный центр российского общества, объединяющий россиян высоким помыслом практических целей, а как ненасытная «черная дыра» по выкачиванию из регионов жизненных сил: такое мироощущение неизбежно приведет общество к социальному взрыву.

            Поскольку христианское мировоззрение признает «очевидность» Истины, запечатленной некогда пришествием Иисуса Христа, постольку возникает вопрос о чувственном облике «истинной социальной целостности», способной в максимальной степени обеспечить устойчивость российской державы. Ответ на этот вопрос был дан нам исторической жизнью еврейского народа, утратившего 2000 лет назад свое национальное государство и вновь создавшего его в современных условиях за счет этнокультурной консолидации своих гражданских сил: этнос служит первоосновой социальной целостности и представляет собой наиболее естественный способ коллективной жизни людей, обусловленный при возникновении особенностями природного окружения и обладающий как внешним сходством своих индивидуальных лиц, так и внутренним духовным единством, определяющим их совместные действия в соответствии с требованиями социально-нравственной традиции. Именно «этнокультурное единство» гражданских масс, «национальная солидарность» людей и позволяет обеспечить в обществе необходимое согласие интересов государства и личностей. «Все то, что непосредственно относится к государству, как целому, как форме [...] должно быть для отдельного лица или отдельной группы неприкосновенно и должно безусловно ими] приниматься как условие индивидуального существования, как собственно политика. Напротив, все то, что составляет содержание жизни отдельной личности и дает интерес и побуждение [...] это должно не просто пропускаться государством как нечто не запрещенное, но, напротив, должно уважаться и оберегаться» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.).

            Этнос в своем влиянии на жизнедеятельность как государства, так и индивидуальных лиц передает им потенциал своей созидательной энергии, без которой они погибают духовно и физически. «Государство должно быть столь же монолитным целым [в своем] основном строении, как и многообразно, богато полнотою различных интересов, различных темпераментов, различных подходов к жизни со стороны различных отдельных лиц и групп. Только этим богатством индивидуальных, групповых, массовых проявлений живо государство» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.). К сожалению, как во времена СССР, так и в годы постсоветской России власть не сочла нужным образовать в структуре государственной целостности особой русской «национально-государственной автономии», способной поддержать созидательную энергию русского народа в разумном обустройстве будущего и тем самым способствовать устранению перекосов бюрократизма и анархизма в жизни современной России.

            Главная задача государственного управления общественной жизнью, считает Флоренский, заключается в «разумной расстановке» кадров, в полноценном и наиболее эффективном использовании способностей каждого индивида. «Задача государства состоит не в том, чтобы возвестить формальное равенство всех его граждан, а в том, чтобы поставить каждого гражданина в подходящие условия, при которых он сумеет показать, на что способен» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.). По мнению мыслителя, индивидуальные склонности и способности людей отвергают социальную обоснованность равенства их прав в политическом управлении обществом. «Политическая свобода масс в государствах с представительным правлением есть обман и самообман масс, но самообман опасный,... Должно быть твердо сказано, что политика есть специальность, столь же недоступная массам, как медицина или математика, и потому столь же опасная в руках невежд, как яд или взрывчатое вещество. Отсюда следует и соответствующий вывод о народном представительстве в осуществлении государственной власти: как демократический принцип оно вредно, и не давая удовлетворения никому в частности, вместе с тем расслабляет целое» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.).

            Флоренский убежден, что исключительная сложность политического управления обществом, требующая для своего эффективного исполнения особых профессиональных качеств, утверждает «единоначалие» в качестве наиболее разумного способа ведения государственных дел. А для полноценного учета «государственным лидером» нужд общества наиболее разумным способом реализации гражданских интересов служит не либерально-демократическая форма организации государственной власти по воле «большинства», а более «емкая», многоплановая, корпоративно-сословная система народного представительства, раскрывающая все грани жизни народных масс, исключая лишь волю правонарушителей. «Уметь выслушивать всех, достойных быть [выслушанными], но поступать ответственно по собственному решению и нести на себе образ государственной ответственности за это решение — такова задача правителя государством» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.).

            Главным нравственно-психологическим качеством государственного служащего, в понимании П.А.Флоренского, должен быть «социально-исторический реализм» как способность видеть актуальные возможности наличной действительности в достижении общественно значимых целей. Государственный деятель «должен перестроить себя на положительную оценку реальных сил и на отрицательную оценку сил, переставших быть исторически реальными» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.). Исторический реализм предполагает оценку наличной действительности по степени противоречивости социальных процессов и способности государственных служб нейтрализовать возникшие угрозы: современное общество, констатирует мыслитель, пронизано социальными антагонизмами, угрожая человечеству гибелью. «Вся жизнь цивилизованного общества стала внутренним противоречием, и это не потому, что кто-либо в частности особенно плох, а потому что разложились и выдохлись те представления, те устои, на которых строилась эта жизнь»(П.А.Флоренский. Указ. Соч.).

            На фоне этих глобальных угроз современной социальной реальности ученый с большим скепсисом оценивает политические возможности различных традиционных видов государственного правления — монархий, республик, теократических систем власти. Поэтому в жизни глобального социума формальные требования сохранении какой-то политической традиции должны отступить на второй план перед интеллектуальным потенциалом творческой силы личности, настроенной на созидание будущего. «Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого [склада]. Это лицо, на основании своей интуиции, пусть и смутной, должно ковать общество» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.). В наибольшей мере эта творческая энергия личности раскрывается в научном познании: поэтому деятелям науки должна принадлежать ведущая роль в созидании глобального социума. «Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего и отдался бы влекущей его цели» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.).

            Таким образом, исторической предпосылкой утверждения глобального научно-информационного общественного строя должно стать массовое воспроизводство в социальной действительности творчески одаренных личностей, выражающих созидательный потенциал научного разума в освоении мировой целостности. «На созидание нового строя, долженствующею открыть новый период истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право — сила гения, сила творить этот строй» (П.А.Флоренский. Указ. Соч.).

 

Гореликов Л.А. – д. ф. н., профессор, академик Ноосферной общественной академии наук.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован